Запорожский криминал не дремлет: мошенничество в социальных сетях

1092
2

В последние годы Запорожье, как и всю Украину, наводнили мошенники. Ловкачи от мира криминала умело расставляют свои капканы и буквально на каждом шагу подстерегают доверчивых и не очень граждан. Стремительно развивающиеся технологии все больше приближают злоумышленников к карманам граждан

Кражи и пропажи мобильных телефонов не вызывают у большинства жителей Запорожья удивления. Практически каждый житель города попадал в такую неприятную ситуацию. В результате кражи или собственной неосторожности человек лишается незаменимого в наше время девайса.

Кроме материальной ценности современные телефоны зачастую несут в себе частицу истории и воспоминаний владельца в виде фотографий и записей видео. Не говоря уже о том, что с внезапным исчезновением телефона у человека пропадает база номеров.

Не удивительно, что довольно часто владельцы телефонов готовы заплатить вознаграждение за потерянную вещь и до последнего не мирятся с утратой, идя на довольно опрометчивые шаги. Вот здесь у наглых мошенников и возникает плодородная почва для выуживания денег.

«ДОБРОЖЕЛАТЕЛИ» НЕ ДРЕМЛЮТ

Социальные сети уже давно стали частью жизни граждан. В них пролетают часы жизни, в них делятся своими удачами и проблемами. В популярных социальных сетях есть группы, в которых запорожцы делятся информацией о пропажах, и иногда это помогает найти исчезнувшую вещь. Но не стоит терять бдительности: такие места уже давно облюбованы  мошенниками, которые так и ждут, чтобы на вас поживиться.

Анжела (23 года):

­ Я ехала в маршрутке, и у меня из кармана выпал мобильный телефон. Так обидно. В общем, я понадеялась на совесть людей и разместила в популярной группе «Вконтакте» информацию о том, что пропал телефон. Написала время, когда его потеряла, цвет, модель и контактный номер телефона.

Буквально спустя несколько часов после размещения информации о пропаже телефона на номер Анжелы начали звонить люди с различных номеров телефонов. «Доброжелатели» интересовались: «У вас пропал телефон? Сколько стоит?». А также начинали намекать на то, что знают людей, у которых есть утерянный мобильник. При этом собеседники крайне активно выпытывали, было ли написано заявление в милицию.

На встречные вопросы эти «доброжелатели» реагировали крайне странно. На уточнения о цвете потерянного телефона, они сбрасывали звонок. Также незнакомцы путались в «показаниях» откуда у них оказался телефон: звучали версии от «нашли», до «работника ломбарда», и одновременно «таксиста», которому «сбросили» телефон.

Аппетиты на вознаграждения у звонивших падали по мере возрастания числа звонков. Сначала они требовали почти тысячу гривен, далее были готовы отдать за двести, ну «сторговались» на ста пятидесяти. Видя, что «клиент» не идет на контакт, они даже начали вести рассказы о том, что на телефоне много контактов, фотографии и, наверное, будет печально все это потерять.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ УЧАСТЬ

Сотрудников правоохранительных органов, куда Анжела пошла писать заявление, рассказ о звонках мошенников совсем не удивил. Единственное, что привлекло их внимание, так это оперативность злоумышленников, которая стала предметом для шуток.

Видимо, подобные случаи совсем обыденны в практике работы мили­полиции. И  действительно, статистика ГУ МВД в Запорожской области говорит о том, что число случаев мошенничества возрастает. Так,только за период с августа по октябрь этого года в городе Запорожье было зафиксировано 27 случаев телефонного мошенничества, а также 82 случая мошенничества через интернет. При этом, опять же, как следует из статистики МВД, раскрываемость у таких преступлений невысока. В области, к примеру, такие преступления за последние месяцы вообще не раскрывались.

Насколько сложно поймать таких преступников? Зная принцип работы такой схемы мошенничества, мы попытались сами спровоцировать злоумышленников. В популярной группе «Вконтакте» было размещено объявление об «утере» мобильного телефона. Естественно, что телефон на самом деле не терялся.

Размещенное сообщение уже спустя несколько часов после публикации привлекло внимание мошенников. На контактный номер телефона начали названивать неизвестные и предлагать вернуть мобильный обратно за вознаграждение. На намеки, что написано заявление в полицию, неизвестные уверенно заявляли, что знают, как работают правоохранители, и им все равно. Но все­таки разговоры о полиции не сказывались на их желании говорить, и они быстро заканчивали разговор. Далее на контактный номер телефона звонили уже другие люди и с других номеров телефонов.

На лицо – откровенное, плохо скрываемое мошенничество. Сколько людей могло повестись на подобную уловку – неизвестно. Но учитывая, насколько мошенники быстро и активно реагируют на подобные сообщения, вполне можно говорить о том, что такую схему мошенничества используют довольно часто.

КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Как отмечают сами сотрудники полиции, мошенничество набрало небывалых масштабов. Возникает вполне логичный вопрос, что делать с таким положением дел?

Правоохранительная система Украины, в общем то, не предусматривает «ловлю на живца». Как показывает статистика роста телефонного и интернет мошенничества, простые профилактические меры, проводимые МВД, также не дают очевидного результата.

В таких условиях, возможно, стоило бы все­таки изменить подход к борьбе с подобными преступлениями. Дела по мошенничеству становятся «висяками» для полицейских. Хотя, как показал описанный нами случай, провести работу на упреждение не так сложно. Для этого необходимо лишь желание. Преступники без проблем съедают наживку. Даже не будучи юристом, можно вполне говорить о том, что, учитывая все обстоятельства, действия «доброжелателей», помогающих вернуть утерянные вещи, вполне попадают под действие статьи за мошенничество.

Но без заявлений полицейские вряд ли будут вылавливать мошенников таким образом. Выстраивается система, когда граждане становятся жертвами мошенников, правоохранители получают бесперспективные дела и все, кроме самих преступников, оказываются в минусе.

Учитывая то, что МВД реформируется и милиция плавно превращается в полицию, пока можно говорить о том, что качественных изменений в борьбе с мошенничеством не стоит ожидать. А это значит, что надеяться стоит лишь на собственные силы и бдительность.

Андрей Васецкий