Байопик «Джой» посвящен истории реальной Джой Мангано (Дженнифер Лоуренс) — женщины, известной в Америке по телевизионной рекламе товаров для дома. С детства она проявляла страсть к изобретательству. Но вместо того, чтобы развивать свое хобби, работала кассиром в авиакомпании и держала на своих женственных, но отнюдь не хрупких плечах весь дом. А с ним и четыре поколения слегка пришибленной семейки. И вот когда казалось, что остаток жизни придется существовать под колпаком своей пассивно-агрессивной семьи, случилась идея. На Джой снизошла мысль о «чудо-швабре», которой можно было бы орудовать без необходимости касаться к её грязным поверхностям. Не зная толком основ бизнеса, она мобилизует свои богатырские феминистические силы и берется за выпуск швабр нового поколения. Как положено, извилистый путь к успеху сопряжен препятствиями, которые она лихо расшибает лбом назло всем соперникам.
То, что «Джой» – третий фильм Дэвида О’Расселла, в котором снимается Дженнифер Лоуренс, Брэдли Купер и Роберт Де Ниро есть своя закономерность. Например, роль Де Ниро фактически повторение своего же персонажа из «Мой парень – псих». Притерев их, как следует, друг к другу, О’Расселл назначил им образы согласно своему выработанному стилю повествования: с избыточными истериками, легкой иронией и, что характерно, скачущей тональностью самого фильма. «Джой» попеременно переключается между социальной драмой, фарсом и, как ни странно, детективом. Однако здесь же и кроется главный недостаток нового фильма – карикатурное изображение большинства персонажей (за исключением, пожалуй, Джой) не вызывают у зрителей сопереживания. Вместо портрета семейного разлада с психологической подоплекой О’Расселл отстреливается плоской карикатурой на каком-то сказочно-несуществующем уровне. На фоне предыдущих фильмов режиссера с запоминающимися и сложными характерами – шаг назад.
Не добавляет фильму козырей и главная звезда Лоуренс. Большую часть фильма она блуждает в кадре с неизменно суровой маской, на которой читается решимость и страдание одновременно. Хотя «Золотой глобус» за свой эталонный образ для юных феминисток она получила, равно как и номинацию на «Оскар». Другое дело, что в её портфолио есть роли куда интересней и сложнее. А у О’Расселла есть куда более сложные и интересные фильмы с социальным подтекстом. На западе, где фильм вышел в прокат в канун рождества, критики иронически называют «Джой» кавардаком, против которого бессильна даже пресловутая Чудо-швабра. И с сожалением стоит признать, что судьба «Джой» в чем-то соразмерима с судьбой целеустремленной и крайне настойчивой феминистки. Она способна отметиться уважением у членов жюри на кинофестивалях, но ей не суждено постичь истинную любовь у зрителей.