Одной из наиболее масштабных и ключевых реформ в Украине можно с уверенностью назвать реформу по децентрализации и объединению громад. По масштабам изменений вряд ли какойто проект может сравниться с ней
При этом, такая масштабность делает ее одновременно и наиболее длительной, и сложной реформой. Так, начав ее еще летом 2015, пока наша страна лишь начинает понимать, как выбранный ранее проект может работать на практике. При этом, во многом сам процесс реформирования реализуется путем проб и ошибок – уже в процессе укрупнения территориальных единиц постоянно изменяются Перспективные планы каждого региона, появляются новые методики и рекомендации, а также корректируются процедуры бюджетирования и регистрации новосозданных органов власти и громад.
Запорожская область не стоит на месте в данном процессе, и по праву может считаться одним из полноценных субъектов столь масштабной реформы. Так, в нашем регионе уже созданы первые объединенные громады, успешно функционируют органы, курирующие процесс реформирования. Но это не говорит о том, что внедрение обновленной системы управления проходит безболезненно и гладко.
Пробы и ошибки позапорожски
Первая стадия стадия реформы по объединению громад – это принятие Перспективного плана как документа, который устанавливает новое территориальное деление той или иной области, и согласно которому прописанные в нем территориальные единицы могут получать финансирование. Запорожский областной совет принял проект документа на сессии 7 июля прошлого года. Голосование прошло лишь с пятой попытки и при практически полном непонимании сути проекта со стороны депутатского корпуса. Несмотря на это, старт реформе всетаки был дан.
Потом на основе данного документа, который прошел проверку и утверждение на уровне Кабинета Министров, были созданы первые шесть пилотных объединенных громад. Правда, и тут Запорожская область несколько отличилась: одна из шести территорий попросту не была внесена в Перспективный план, что не давало ей возможности получать все преимущества бюджетной децентрализации.
Как оказалось, такая ситуация сложилась изза ошибки авторов проекта Перспективного плана. При этом, исправить данный недочет никто так и не захотел.
Допущенная ошибка была исправлена спустя практически полгода: лишь в конце декабря уже обновленный облсовет внес изменения в Перспективный план, затем эти изменения повторно пришлось согласовывать с Кабмином.
Работа над ошибками
Однако, несмотря на долгий старт и множество огрехов, на сегодняшний день чиновники проделали определенную работу над ошибками. Так, в частности, сейчас плотно ведется работа по установлению коммуникации между администрацией и областным советом по поддержанию функционирования новых громад.
В частности, новый депутатский корпус и его новоиспеченный глава Григорий Самардак решили создать постоянную депутатскую комиссию по проведению данной реформы.
— Нам необходимо не только создавать новые громады, но и работать над их финансовой, организационной, методической поддержкой. Сейчас в облсовете создана профильная комиссия и мы работаем над тем, чтобы оказывать такую поддержку сообща. Надеемся, что у нас получится установить эффективное взаимодействие, — отметил руководитель Офиса реформ в Запорожской области.
Стоит отметить, что работа над ошибками ведется не только в направлении создания дополнительных органов и комиссий. Так, первая из шести созданных громад была зарегистрирована в Минюсте, она получила утвержденный Устав, статус юридического лица, и теперь может официально выполнять управленческие, хозяйственные и другие функции. Это свидетельствует о том, что хотя бы на примере одной территориальной единицы область смогла пройти от начала до конца в процессе укрупнения громад.
Как отмечают чиновники, в скором времени будет завершена процедура регистрации и остальных пяти громад, что также будет означать успешное прохождение сложной процедуры всеми пилотными проектами.
Поэтому во многом в нашем регионе удалось создать благоприятную базу для реализации реформы по децентрализации власти. Однако, остается по прежнему немало трудностей, которые еще предстоит преодолеть.
«Радужные» перспективы реформ
Если же говорить о том, что ожидает наш регион в будущем в контексте построения нового территориального устройства, то первоочередной задачей является расширение территории внедрения нового опыта и создание новых громад в других районах. И если к шести территориям готовы присоединиться еще две, то остальные почти 60 территорий пока что создаваться не будут.
Причины этого носят как объективный, так и субъективный характер. Вопервых, на местах пока нет уверенности в том, что такой формат принесет более широкие возможности и действительно улучшит их жизнь. Вовторых, избранные в октябре прошлого года депутаты и главы местных советов пока не спешат расстаться со своими креслами и идти на слияние. Соответственно, они будут сознательно затягивать процесс реализации реформы изза своих политических и финансовых интересов, и органам власти на уровне региона придется решать данную проблему.
Итак, мы пока можем говорить лишь о наличие плацдарма, позволяющего результативно завершить начатый процесс объединения громад. Однако успех реформы будет зависеть прежде всего от умения наладить диалог и искать компромиссы и взаимопонимание между областной властью и местными руководителями. И если такой диалог не будет создан, вряд ли можно рассчитывать на то, что даже самые лучшие идеи будут внедрены на практике и проявят свою эффективность. И как показывает опыт, пока такой диалог удается далеко не всегда. Остается лишь надеяться на то, что и в этом направлении будет проделана работа над ошибками.
АНТОН КОВАЛЕНКО