Политическая арена в Украине каждый год становится все жарче. Последние события, которые во многом изменили и страну, и внешнеполитический курс страны, и внутриполитические приоритеты, продолжаются и на сегодняшний день. При этом прошедший год был крайне насыщенным политическими решениями и событиями как государственного, так и местного масштабов. Попробуем разобраться в том, какие основные события стали ключевыми в прошедшем году
На центральном уровне после того, как Парламент обновил свой состав еще после осени 2014, сформированная коалиция начала трещать по швам, обостряя кризис власти в Украине. При этом, многие решения, которые должны были приниматься, попросту блокировались из-за отсутствия единства в депутатском корпусе.
Также довольно много разговоров было поднято вокруг кризиса правительства, которое также во многом проявляло непрофессионализм. Однако даже спустя год после того, как Кабмин был назначен, ни коалиция не была переформатирована, ни существенные кадровые ротации в исполнительной власти также не не были проведены.
Но на уровне регионов этот год оказался намного более насыщенным на кадровые перестановки.
Яркие и незаметные губернаторы
Наверное, одним из наиболее ярких кадровых назначений, которое произошло в этом году, была смена главы Одесской ОГА. Вместо ставленника Коломойского к рулю пришел Михаил Саакашвили. Этот шаг Президента стал загадкой для многих экспертов и аналитиков. Вероятно, у экспрезидента есть и премьерские амбиции, также возможно, что его цель – создать образцовопоказательный регион. Но в любом случае основную миссию загадочного губернатора, по всей видимости, нам еще предстоит увидеть в новом году. Однако сам факт кадровых перестановок повлиял на развитие, как ни странно, и Запорожской области.
Для нашего региона кадровые назначения в ОГА были особенно актуальными: на протяжении нескольких месяцев регион с прифронтовым статусом был обезглавлен, и требовал эффективного управленца. После длительного поиска подходящей кандидатуры, в АП решили не делать ставку на местную элиту, и в Запорожскую ОГА пришел особо приближенный к главе Администрации Порошенко Валентин Резниченко.
Приход довольно харизматичного лидера, которому, судя по всему, ставились довольно высокие задачи на уровне Киева, впечатлил запорожцев. Более того, процессы по существенным изменениям в ОГА действительно начались. По крайней мере, на уровне кадров. Однако, углубляющийся конфликт между Президентом и одиозным олигархом Коломойским, возглавляющим тогда Днепропетровский регион, существенно изменил запорожскую политику.
Так, буквально через месяц после назначения, Валентин Резниченко уходит на «повышение» в Днепропетровскую область, в то время как Запорожская область получила нового-старого губернатора Самардака. При этом, в отличие от Резниченко, Самардак уже с момента назначения показал, что кардинальных изменений от него ожидать не стоит. В принципе, так и случилось: Григорий Викторович был в большей мере исполнителем, чем генератором реформ.
Та и сами реформы, как в области, так и в стране в целом, за прошедший год проходили не слишком «резво»: уж слишком много тормозящих факторов не давало в установленные сроки выполнить указ Президента.
Реформы через колено
Наиболее масштабной запланированной на прошедший год реформой стоит называть Конституционные изменения, касающиеся децентрализации власти. Во-первых, представленный проект реформирования существенно меняет систему государственного управления и местных органов власти, а во-вторых, он масштабно перекраивает территориальное устройство страны.
Если первый процесс (внесение изменений в Конституцию) реализовывался лишь на центральном уровне, то объединение населенных пунктов в более крупные громады коснулось всех без исключения областей, в том числе и Запорожской.
При этом, тот кризис власти, о котором говорилось ранее, так и не дал до конца прошлого года принять проект изменений в Основной закон, который настолько помпезно и громко выносил на рассмотрения Верховной Рады Президент Порошенко.
Причиной если не провала, то существенного переноса реформы является, с одной стороны, отсутствие единства внутри парламентского большинства, а с другой – уж слишком противоречивые нормы законодательства, которые во многом были навязаны официальному Киеву со стороны международного сообщества. В принципе, ничего особо «страшного» в данных изменениях нет, однако поражает тот факт, что адекватного диалога в Раде нет даже для того, чтобы объяснить коллегам необходимость той или иной нормы и все-таки найти определенный компромисс.
Несмотря на то, что основной блок реформы так и не был принят, сам процесс изменения территориального устройства все-таки стартовал. В Запорожской области данный процесс проходил не менее сложно, чем на центральном уровне. В частности, Перспективный план, на основе которого и проходит объединение громад, был принят лишь с пятой попытки вместе с длительными консультациями и уговорами от тогда еще не осужденного Виктора Межейко, а также «харизматичного» Самардака.
При этом после «внимательности» чиновников, ответственных за формирование данного документа, его и под конец текущего года (спустя шесть месяцев после утверждения) необходимо корректировать.
Тем не менее, несмотря на все бюрократические сложности и проволочки, объединенные шесть громад в Запорожской области созданы и успешно функционируют, а эксперты пока ждут, чтобы подвести первые итоги пилотных проектов. Правда, первые результаты можно будет анализировать лишь в новом году.
Равно так же в прошлом, 2015 году был дан лишь старт таким реформам, как новый закон «О государственной службе», антикоррупционные инициативы, но радоваться, либо расхлебывать результаты данных инициатив мы сможем лишь в новом 2016 году.
Хотя, если говорить об антикоррупционных процессах, то на них можно остановиться несколько подробнее.
Бей «своих», чтобы чужие боялись
После того, как в постмайданный период в обществе существенно возрос спрос на борьбу с коррупционерами и лицами, причастными к преступлениям прошлого режима, власть попыталась отреагировать на такой вопрос. В этом контексте 2015 год запомнился «громкими» делами против представителей бывшей Партии регионов. Так, в частности, под следствие попал лидер фракции ПР Ефремов, «кукловод» Рады Чечетов, а также экс-министр Лукаш.
Правда, вместе с этим власть допустила и несколько решений, которые настроили публику далеко не в поддержку таких антикоррупционных инициатив.
В частности, пошли преследования представителей демократического лагеря, среди которых был Геннадий Корбан, Игорь Мосийчук. И это при том, что дела «регионалов» разваливались, коррупционеры из окружения нынешних кабминовцев остаются неприкасаемыми, а процесс против «демократов» обостряется.
Таким образом, получается такая картина: нынешняя власть во многом видит угрозу не столько среди экс-представителей прошлого режима, сколько в своей среде, что говорит о том, что единства среди демократов искать не стоит, так как пошла настоящая война.
Это же можно говорить и о Запорожской области, в которой громкое дело Межейко о разгоне Майдана закончилось лишь условным сроком.
Выборы, выборы…
Но под конец года, пожалуй, состоялись наиболее значимые события в стране, которые также существенно изменили и расклады сил в Запорожской области: в конце октября прошли местные выборы.
По результатам волеизъявления сформировались по-настоящему многопартийные советы, как в городе, так и в области, а также был обновлен состав мэров в крупных городах региона.
Правда, получив шанс на объединение демократических сил, они его фактически не реализовали, отдав инициативу в руки владельца и менеджеров Метинвеста Рината Ахметова, которые фактически получили львиную долю руководящих должностей в структуре местной власти. Хотя результаты взаимодействия новых сил в местных органах власти покажет лишь следующий год.
В результате 2015 год показал довольно много проблем в политических кругах, как региона, так и центрального уровня. Реформы часто идут со скрипом, встречая настоящий саботаж. А отсутствие какого-то единства в правящих силах явно негативно влияет на досягаемый результат.
Тем не менее, многие инициативы и обновленные расклады говорят о том, что 2016 год будет не менее насыщенным и интересным, и во многом от общественной активности будет зависеть, сможем ли мы «перевоспитать» элиту и способствовать более оперативному проведению реформ.
Антон КОВАЛЕНКО