Так сложилось, что украинцы любыми силами рады помочь нуждающимся людям, которые не могут самостоятельно преодолеть жизненные препятствия. А с приходом войны количество волонтеров выросло в разы. Благотворительный магазин «Дари добро» — запорожский социальный феномен, который помогает не только малоимущим, но и переселенцам из зоны АТО. Александр Аутченков переехал к нам из Донецка и нашел себя в благотворительности. Теперь он работает в магазине «Дари добро», который находится по адресу пр Соборный (Ленина), 175 и согласился рассказать журналисту газеты «Верже» подробнее о данном проекте
— Ваш магазин существует уже четыре месяца. Что произошло за это время, кому вы успели помочь, как развивается проект в целом?
— Все началось с волонтерского движения «Твори добро, Украина!» на базе еврейского общинного центра «Мазаль Тов», и идея создания магазина появилась еще задолго до его официального открытия. Несколько лет мы проводили всевозможные ярмарки и однодневные социальные магазины. Однако теперь, у нас есть свое место, и оказывать помощь нуждающимся стало намного проще.
Благотворительный магазин «Дари добро» считается частным предпринимательством. У нас нет никаких льгот, мы выживаем за счет гранта, который выиграли.
Что касается нашей деятельности, то мы помогаем многим – это и переселенцы, и люди с ограниченными возможностями, многодетные и малообеспеченные семьи. За четыре месяца существования магазина мы собрали на инвалидную коляску 9летнему мальчику Арсению и помогли девочке Алине, которой требуется несколько курсов ипотерапии для выздоровления.
— Расскажите подробнее об истории Арсения.
— Мой друг рассказал, что в частном секторе, на Кичкасе, проживает 9летний парень на инвалидной коляске. Друг обратил на него внимание потому, что каждый раз, когда ребенок пытался самостоятельно выехать на улицу, постоянно происходили какие-то проблемы с его коляской: то колесо отвалится, то еще что-то. Видно, что средство передвижения уже довольно ветхое, и ему трудно управляться с этой рухлядью.
Мы приехали в этот дом, пообщались с ним. В глазах этого мальчика читалось стремление к независимости, самостоятельности. После этого разговора мы приняли решение, что поможем Арсению.
Собирали мы на коляску пару месяцев. Совершенно новую с конвейера купить не получилось, ибо стоит дорого, однако мы нашли в интернете объявление о продаже целой и добротной коляски. Оказалось, она подходит Арсению по размерам и теперь мальчик чувствует себя намного лучше.
— Вы говорили, что «выживать» вам помогает грант? Это единственная помощь или городские власти тоже поучаствовали в судьбе проекта?
— Что касается грантов, то года два назад мы участвовали в проекте «Мы – это город». Выиграть его не получилось, но к нам подошел один из представителей и обещал посодействовать с недвижимостью, которой владеет город. Он обещал, что арендная плата будет чисто символическая, чуть ли не одна гривна. Позже мы получили целый список мест, однако все они находились слишком далеко от центра.
Что касается гранта, который мы выиграли, то это грант от ПРООН программы, которая поддерживает переселенцев и социальные проекты, такие, как наш. Благодаря их помощи, мы смогли устроить на работу пять переселенцев, одним из которых являюсь я, и арендовать помещение. К сожалению, их помощь не вечна и в ближайшее время магазин должен выйти на самоокупаемость, чтобы продолжить свое существование.
— Понимают ли люди ваш посыл или есть такие, которые считают вас обманщиками?
— Конечно, люди бывают разными. Иногда посетители приходят и возмущаются, мол, мы берем бесплатно вещи, а продаем их за деньги, а средства кладем себе в карман. Однако когда объясняешь, что мы делаем на самом деле, и куда идут финансы, то посетители сразу же меняют свое мнения и очень часто уходят что-нибудь прикупив.
Также мы хотели прорекламировать «Дари добро», но и тут наткнулись на бюрократию. В каждом городе часть мест под рекламу отводится социальной тематике. Однако, когда начали звонить, то поняли, что нас просто перекидывают с одного человека на другого. В итоге выяснили, что необходимо прислать проект, который рассмотрят на комиссии и, возможно, одобрят. Теперь приходится только ждать.
Что касается рекламы, которую можно купить за деньги, то растяжка над проспектом Металлургов стоит 2800 гривен. А эти деньги лучше отдать нуждающемуся ребенку, они ему будут намного полезнее.
— Какие планы на будущее?
— В планах — вывести магазин на самоокупаемость, чтобы не зависеть ни от кого, а также создать общественную организацию, чтобы было легче преодолевать все бюрократические препятствия.
Екатерина Шевченко