Александр Притула: «Украинская история и культура — основа развития государственности»

831
0

 

Традиционная для казацкого фестиваля Лава на лаву

Президент Всеукраинской федерации «Спас» рассказал об истории зарождения движения национальных боевых искусств, направлениях развития современного «Спас» и о ценностях, на которых должны воспитываться настоящие украинцы

— Вы известны как основатель и один из наиболее ярких представителей движения Национального единоборства  — украинский рукопаш «Спас». Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось? Как появилась идея возродить украинское единоборство?

— Я с детства занимался спортом, различными единоборствами. В студенческие годы у меня были учителя Николай и Александр Никифоровы. Когда­то мы шли с ними, и зашел разговор о национальных видах спорта. Я спросил, есть ли у украинцев какое­то свое единоборство, свое боевое искусство.

Тогда мне Николай Никифоров рассказал, что еще его дед показывал ему определенную технику борьбы, учил его приемам. Тогда я и узнал от своего учителя о том, что существовала борьба «Спас».

— А что вообще привело вас в спорт?

— Я еще с 4­го класса занимался различными видами спорта: дзюдо, самбо, боксом. Я вырос в селе Приморское Васильевского района (в народе — с. Царкут. Сами понимаете, какая это проблема для сельской местности – найти хоть какую­то секцию. Поэтому пытались заниматься всем, чем только можно было.

Но хочется отметить, что и до посещения секций спорт был частью моей жизни. Наша семья — казацкого рода. Мои дяди раскопали родословную, и оказалось, что мы являемся потомками гетмана Худолия. И в нашей семье мы воспитывались как казаки, нам прививался дух казачества. Дедушка еще в детстве со мной занимался, пытался «бороться». И когда уже я пришел в секцию, сразу начало все получаться. Видно, дедова подготовка сделала свое дело.

Позже уже в университете я занялся самбо, потом боевыми искусствами. Так и познакомился с моими учителями – признанными мастерами боевых искусств братьями Никифоровыми.

— А с чего именно началась работа по возрождению украинской борьбы «Спас»?

— Еще в 1989 году в журнале «Техника молодежи» вышла статья еще одного моего будущего учителя Леонида Бесклубого «Интересные мысли». Она была посвящена искусству «Спас». Материал заинтересовал меня, и тогда где­то с 1990­го года я начал изучать литературу, собирать в архивах информацию об этом искусстве, изучать, какие приемы были в этой борьбе, на чем была основана техника. Фактически, лет 5 мы с единомышленниками посвятили сбору информации, систематизации полученных данных.

Впервые я смог продемонстрировать украинскую борьбу в 1994 году в России, где проводился фестиваль российских боевых искусств. Тогда мы смогли показать уже на международной арене нашу этническую культуру боя.

В это же время мы поняли, что «Спас», боевой гопак – не просто искусство боя. Работая в ЗИГМУ, я решил провести эксперимент. Мои студенты начали на занятиях физкультуры заниматься гопаком. В это сложно поверить, но буквально за месяц, танцуя элементы гопака, они улучшили свои показатели в беге, в других упражнениях.

Тогда и родилась идея формирования комплексной программы подготовки спортсменов на идеях национального возрождения и с применением элементов национальных боевых искусств.

— После этого пришло время «узаконить» ваши разработки?

— Да, постепенно шли и к этому. В 1997 году мы смогли провести первый Всеукраинский фестиваль казачьих боевых и традиционных искусств. Там были представлены и боевой гопак, и Сварга, и русский стиль боя. Там же представили и сам «Спас», как вид спорта.

Позже, в 1998 году, даже без зарегистрированного вида спорта, благодаря согласию местных властей, была открыта первая бюджетная ДЮСШ по рукопашу «Спас». Через 7 лет – Всеукраинская федерация «Спас», а в следующем году de­facto создали и международную. Но стоит подчеркнуть, что развитие данного вида спорта проходило с центром в Запорожье. Мы фактически сделали наш город по праву центром казацких единоборств. Именно в Запорожье проводился и ежегодный Международный фестиваль национальных воинских традиционных искусств.

По состоянию на сегодня у нас есть бюджетные школы (городская и областная), на базе Запорожского национального университета функционирует отделение национального боевого искусства «Спас». В целом, этот вид спорта развивается в 10­ти областях Украины. Помимо этого, кроме федераций, в 2008 году нас зарегистрировали как официальный вид спорта.

Благодаря общим усилиям мы создали завершенный цикл по подготовке как спортсменов, так и будущих тренеров, что позволяет нам расширять географию и развиваться самостоятельно как полноценный вид спорта.

Запорожцы - призеры и чемпионы Олимпиады боевых искусств

— Какие задачи вы ставите для себя в этом направлении на будущее?

— Мы признаны как официальный вид спорта, однако, к сожалению, в существующей классификации есть олимпийские, неолимпийские и параолимпийские виды спорта. Относясь ко второй группе, национальные искусства теряют свою самобытность, и поэтому сейчас мы намерены сделать все, чтобы в классификации появилась отдельная категория – национальные виды спорта. Поверьте, их у нас достаточно много.

Стоит ли напоминать, что до 80­х годов гиревой спорт развивался только в УРСР, лишь потом став более распространенным во всем Союзе. Так же отметим Ивана Поддубного, украинского богатыря, который вышел из украинской борьбы на поясах. Есть масса и других примеров национальных видов спорта.

Являясь советником Министра по вопросам семьи, молодежи и спорта, и на сегодняшний день в этом направлении достигнуто какое­то взаимопонимание на уровне Министерства.

Само существование национальных видов спорта – это, прежде всего, национальная международная политика, ведь они популяризуют нашу страну в мире. И именно поэтому такие искусства нуждаются в государственной поддержке.

Семинар по ножемому бою - Запорожье, о. Хортица

— Но, насколько я знаю, не спортом единым живет ваша организация?

— Конечно, спорт – лишь одно из направлений возрождения украинской культуры, украинской духовности. Занимаемся и культурным направлением.

Согласитесь, есть целый комплекс боевой культуры, в которую входят народные казацкие песни, обряды и традиции, боевые танцы. Также есть культура воспитания воина. Мы начали исследовать эти традиции, развивать их, возрождать и применять в реальной жизни.

В частности, мы взяли на себя шефство над территорией вокруг Запорожского Дуба. Многие говорят, что он полностью умер, однако до сих пор одна ветка остается живой. И мы начали проект по распространению ростков легендарного дуба по всему миру. К примеру, в Китае Запорожский Дуб вырос уже на полтора метра. И все знают, что этот Дуб из нашего с вами города. Сейчас он растет уже в 22 странах мира. При этом в том же Китае его посадил ректор Шанхайского университета. Это очень мощная реклама нашего края.

Еще одна важная составляющая — казацкое воспитание. У нас есть спецклассы в школах, где дети постигают порядок жизни наших предков, правила, дисциплину воинов. Также организовываем детские лагеря, где за последние годы принимают участие и дети из зоны АТО. Такое воспитание помогает объединять наш народ. Когда дети проводят время с защитниками Украины, у них кардинально меняется представление о нашей армии, она становится ближе, роднее. Да и сами дети меняются. Были у нас и т. н. «трудные подростки». Буквально за несколько недель их было просто не узнать.

Спасовцы во время соревнований

— Какие еще направления вашей деятельности можно отметить?

— Много проектов реализуется и в других сферах. Есть волонтерские программы, поддержка армии, военных госпиталей. Мы не стараемся предать огласке эти мероприятия, просто делаем то, что считаем необходимым.

Также интересными направлениями является возрождение и изучение казацкой медицины, казацкой науки. Юриспруденция, педагогика, боевое искусство, государственный строй казаков – все эти аспекты изучаются нами, стараемся писать научные работы, проводить конференции. Это также популяризуют достижения нашего народа, сохраняет нашу самобытность.

— Как относятся к вашей деятельности за рубежом и в нашей стране?

— Мы регулярно принимаем участие в международных семинарах, там знакомимся с признанными мастерами из других национальных единоборств. Нас приглашали в Зал Мировой славы боевых искусств, на международные Фестивали национальных боевых искусств. Там мы знакомимся с первыми лицами, адептами национальных боевых искусств. При этом мы не только учимся у них, но и презентуем свою культуру, проводим мастер­классы. Естественно, это все – мировое признание.

Что касается Украины, то наши секции постоянно развиваются, увеличивается количество детей, фестивали принимают все новых и новых поклонников нашего движения. Конечно, несколько не хватает государственной целевой поддержки, однако когда мы видим, что наше движение развивается, и, вначале поднимая искусство «Спас» с нуля, сейчас мы проводим фестивали на несколько тысяч участников – значит, мы движемся в правильном направлении.

Поэтому, даже несмотря на трудности, мы готовы двигаться вперед. При этом члены нашей федерации являются мастерами и в других видах единоборств. Это — еще одно подтверждение высокого уровня подготовки и конкурентоспособности спасовцев.

— На каких основах, ценностях должен развиваться каждый украинец?

— Во­первых, это – Воля. Стремление к воле — основа всего. Также гордость за себя, за свою страну. Еще одна ценность – неповиновение. С нашим народом можно только договориться, но нельзя против нас идти с оружием. И, наконец – любовь. Без любви к своей земле, к ближним, к своему государству нельзя воспитать настоящую нацию.

На этой духовной основе мы развиваем наше боевое искусство. Мы стараемся нести именно эти ценности подрастающему поколению, формируя наше будущее, будущее нашего народа и нашей страны.

Антон КОВАЛЕНКО