Безопасная кровь: как АРВ-терапия делает ВИЧ-инфицированного человека безопасным для окружающих (ФОТО)

1080
0

;,13 мая в Запорожье на бульваре Шевченко возле Часов влюбленных прошла всеукраинская акция «Безопасная кровь». Цель акции – показать всем, что, принимая АРВ­терапию, человек с ВИЧ­позитивным статусом может вести такой же образ жизни, как и здоровый человек. Перед часами организаторы акции Запорожское областное отделение ВБО «Всеукраинская сеть ЛЖВ» и волонтеры «Красного креста» развернули квилт (стеганое полотно, выполненное в технике лоскутного шитья – авт.) с именами людей, которые умерли от СПИДа.

DSC00982Кроме того, на акцию организаторы принесли три пробирки с кровью ВИЧ-­инфицированных людей, которые принимают АРВ­-терапию. Такая кровь считается безопасной, ведь благодаря АРВ-­терапии, вирус находится в подавленном состоянии и не представляет опасности

Для того чтобы больше узнать об АРВ­-терапии, журналист газеты «Верже» решила пообщаться с Еленой Колтуник, Заведующей поликлиническим отделением КУ «Запорожского областного центра профилактики и борьбы со СПИДом»

— Что такое АРВ-­терапия и сколько человек в Запорожской области проходят данное лечение?

— АРВ-­терапия (антиретровирусная терапия) – использование трех или более антиретровирусных препаратов для лечения ВИЧ­-инфекции. АРВ­-терапия должна применяться только по назначению врача, под наблюдением специалиста и в строгом соответствии с инструкциями. В Запорожской области АРВ­-терапию начали применять с 2005 года и используется она уже более 10 лет. По состоянию на 01.05.2016 г. АРВ принимают 2060 пациентов.

— Почему акция называется «Безопасная кровь»?

— Ключевым фактором, от которого зависит прогноз заболевания, является своевременное начало антиретровирусной терапии, которая может практически полностью остановить прогрессирование заболевания и предотвращает дальнейшую передачу вируса. Пациенты, которые принимают пожизненную АРВ­-терапию, безопасны для окружающих.

— Откуда поступают средства на финансирование программы?

— АРВ-­терапия для пациентов бесплатная. Препараты для лечения закупаются за средства Государственного бюджета, Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией. Кроме того, в рамках реализации Чрезвычайного плана президента США по борьбе с ВИЧ, в 2016 году  Украине будет передана большая партия препаратов для лечения 18 тысяч новых пациентов.

— Вы говорили, что АРВ-­терапия пожизненная. Бывают ли случаи, когда человек прерывает курс лечения. Что тогда происходит, и возможно ли вернуться обратно в программу?

— Да, бывают. Пациенты отказываются от приема препаратов из-­за побочных эффектов, низкой приверженности к лечению, по причине злоупотребления алкоголем и т.д. Для того, чтобы этого не случалось, у нас есть социальные работники, которые сопровождают пациентов, помогают удержаться на терапии, особенно первое время после начала приема препаратов. Несоблюдение режима приема лекарств, отказ от лечения может привести к тому, что препараты перестанут действовать, то есть выработается резистентность. Если пациент бросает терапию, то через некоторое время заболевание начинает прогрессировать, и тогда человеку необходимо назначать уже другую схему терапии.

Мы также пообщались с Игорем Литвиным, главой правления Запорожского областного отделения ВБО «Всеукраинская сеть ЛЖВ», который поведал о деятельности организации, о проблемах, проектах, развеял слухи и дал пару советов.

— Сколько в Запорожской области и Запорожье живет зарегистрированных ВИЧ­инфицированных людей?

— Зарегистрировано 4050 человек, которые ВИЧ-­инфицированы. Что касается Запорожья, то это 1212 человек, из вышеназванного числа.

— Чем непосредственно занимается ваша организация и с какими проблемами сталкивается?

— Наша организация занимается уходом, поддержкой ВИЧ-­инфицированных людей, а также проводит профилактические меры.

Например, мы работаем со всеми колониями Запорожской области, а также с двумя СИЗО. Из-­за того, что данные учреждения имеют большую концентрацию уязвимых групп населения, мы стараемся мотивировать заключенных на тестирование. Если среди них обнаруживаются инфицированные, то наши социальные работники помогают им адаптироваться, свыкнуться с этой мыслью, а также обеспечиваем доступ к лечению. Делаем все возможное, чтобы пациентам была вовремя назначена АРВ­-терапия.

Кроме того, мы инициировали в запорожском тубдиспансере пункт по обмену шприцов, который направлен на людей, употребляющих наркотики при помощи инъекций. Они могут прийти в пункт, обменять свои старые шприцы на новые, получить специализированную литературу, презервативы, спиртовые салфетки и многое другое. Также там можно бесплатно протестироваться на ВИЧ и гепатит С.

Совсем недавно у нас был проект детской комнаты «Капитошка», однако из­-за нехватки финансирования его пришлось закрыть. Дело в том, что финансирование доноров закончилось, и сейчас мы обращаемся в местные структуры, в Управление социальной защиты населения, в областные департаменты для того, чтобы они выделили  средства. Очень надеемся, что местная власть прислушается к проблемам организации и ВИЧ-­инфицированных людей, которым это жизненно необходимо.

Еще хотелось бы упомянуть о проекте «Дети улиц», который недавно завершился. Благодаря этому проекту мы смогли привлечь внимание 750 подростков, которые ведут уличный образ жизни. Мы не просто их проинформировали, но и пытались мотивировать, привить им приверженность к диспансеризации. В каждой больнице у нас был человек, который помогал подросткам без очереди пройти тест, а также специализированных врачей. Мы старались сделать так, чтобы подростки не сидели в очередях, и это не отбивало у них желание следить за своим здоровьем.

 — В Запорожье недавно прошел слух, что в маршрутные такси, в сиденья начали подсовывать ВИЧ-­инфицированные иголки, что вы об этом знаете, правда ли это?

— За многие годы моей деятельности, я могу сказать, что такие слухи всегда время от времени появляются. Помню, рассказывали истории, что в кинотеатре оставляли иголки, и когда человек садился, то кололся, а потом находил рядом записку «Добро пожаловать в новый мир, теперь ты ВИЧ-­инфицированный». На самом деле людей, которые заразились именно таким образом, я ни разу не встречал, к нам они не приходили. Так что можно утверждать, что это всего лишь слухи.

— Как часто необходимо проходить тестирование в целях профилактики?

— Первое, на что надо смотреть, это насколько рискованно поведение человека. Если у него есть время от времени контакты без защиты, без презерватива, то таким людям желательно проходить тестирование раз в полгода.

Чаще всего люди думают, что вот один раз проверился, все хорошо, и можно не приходить больше. Однако есть такой период, называется он серологическое окно, когда вирус уже попал в кровь, а антитела организм еще не стал вырабатывать. Дело в том, что тесты направлены как раз на выявление антител и поэтому во время этого серологического окна, вирус вычислить невозможно. Но эти полгода являются самыми благоприятными для передачи вируса другим людям. Потом организм вырабатывает антитела и следующие пять­-десять лет организм держится, но без АРВ­терапии жить нормально и дальше невозможно.

Екатерина ШЕВЧЕНКО