Заcилье МАФов в Запорожье, похоже, становится не чем-то удивительным и диковинным для города, а скорее неотъемлемой частью нашей реальности. Не секрет, что чуть ли не каждую ночь все новые ларьки появляются то во дворах, а то и в центральной части — прямо на проспекте. При этом мало кого смущает, что данные точки торговли нередко появляются прямо на зеленой зоне — на газонах
Однако когда места торговли самовольно или по чьей-то настойчивой директиве рождаются буквально в заповедной зоне – это нонсенс для многих цивилизованных городов. К сожалению для Запорожья вполне приемлемым является такое положение вещей. Подобный скандал разгорелся вокруг пляжа, расположенного вблизи бывшей базы отдыха «Сич», некогда принадлежавшей Запорожскому алюминиевому комбинату.
После того, как с Центрального пляжа и Набережной были демонтированы якобы незаконные киоски, они начали искать себе новое пристанище. Один из них был перевезен на лафете на территорию базы отдыха. Со стороны Национального заповедника поступила довольно оперативная реакция: на место происшествия прибыли депутаты городского совета, юрист заповедника, а также правоохранительные органы. Как отмечает депутат горсовета, сотрудник заповедника Вячеслав Зайцев, правонарушение было прекращено.
— Мы прибыли на место, куда привезли демонтированный с Набережной киоск. Когда мы приехали, киоск намеревались установить на зеленую зону, однако после нашего замечания, он был убран и перемещен на стоянку базы отдыха, — отмечает Вячеслав.
Эту же информацию подтверждает и юрист заповедника, который рассказал, что после прибытия полиции привезенный МАФ был перемещен на парковку базы отдыха, а позже и вовсе вывезен с территории острова Хортица.
Ситуацию с загадочным появлением в заповедной зоне киоска комментирует известный запорожский предприниматель Максим Дрозденко, который является собственником домиков на бывшей базе отдыха.
— Когда с Центрального пляжа были убраны все киоски, их собственники начали искать новые места расположения своей собственности. Одному из них я сдаю в аренду недвижимость на базе отдыха. Он привез свой киоск на остров, так как ему необходимо было кудато его переместить. Однако намерения установить его на базе отдыха или на пляже изначально не было. После того, как вокруг данного киоска разгорелся скандал, предприниматель увез его с территории острова, — отмечает Дрозденко.
Правда, у депутатов, которые прибыли на место передислокации МАФа было иное мнение. Так, они выражали опасения, что на территории пляжа появится очередное место для торговли, которое, вполне естественно, вряд ли «гармонично впишется» в пейзаж берега Днепра.
Однако этого так и не произошло, и киоск отправился с острова восвояси. Но, как ни странно, это совершенно не решает проблему Алюминиевского пляжа, который расположен на острове Хортица.
Пляж массовой торговли
Не секрет, что обозначенный выше пляж больше напоминает какой-то рынок, нежели место для отдыха на берегу реки. Практически по всему периметру расставлены ларьки, палатки и зонтики со столиками, на которых сидят любители выпить холодных пенных напитков, не отходя далеко от берега. При этом там же можно арендовать и мангал, чтобы насладиться сочным жареным мяском. В общем, лепота и благолепие, но есть одна незадача: места для подхода к воде и отдыха на песке практически нет.
Соответственно, возникает логичный вопрос о том, кто же именно допустил такой произвол и выдал разрешение на установку огромного количества ларьков, столиков и палаток.
В этой ситуации есть глобально две версии событий. Согласно первой, ответственность за сложившуюся ситуацию несет непосредственно заповедник и его руководитель — Максим Остапенко.
Вопервых, согласно кадастровой карте, как минимум половина территории пляжа находится в постоянном распоряжении заповедника. Соответственно, согласование на размещение тех или иных объектов на этой земле — юрисдикция его руководства.
Как отмечает Максим Дрозденко, ежегодно предпринимателям, которые осуществляют лоточную торговлю на пляже, выдается устное разрешение со стороны лично Остапенко.
— Часть пляжа отведена Национальному заповеднику, и Остапенко не может не знать, что там творится. Ежегодно предприниматели обращаются к нему, и он дает устное разрешение на ведение там торговли, — заявляет арендодатель недвижимости на базе отдыха.
Правда, есть и другая, альтернативная версия. Так, представители заповедника утверждают, что никакого отношения к данным киоскам они не имеют.
— Есть предприниматели, физические лица, есть ООО «Премиум2013» (Максим Дрозденко – прим. авт.), которые владеют недвижимостью на бывшей базе «Сич». Желающие совершать лоточную торговлю на пляже заключают с ними договор об аренде земли. Мы лишь согласовываем место расположения киосков, однако договора они заключают непосредственно с владельцами недвижимостью, — рассказывает юрист Нацзаповедника Кирилл Сивков.
Помимо этого, половина пляжа согласно Кадастровой карте, не оформлена, и, вероятно, по логике представителей Заповедника, она и отдается предпринимателямторговцам, которые заключают договора с собственниками недвижимости базы отдыха.
Правда, Максим Дрозденко как владелец недвижимости, факт заключения таких договоров опровергает. Однако стопроцентно утверждать чтото в этой истории довольно проблематично.
Это подтверждает и председатель депутатской комиссии по вопросам законности, правопорядка, депутатской этики и противодействия коррупции Запорожского горсовета Андрей Согорин.
— По моей информации, предприниматели, которые ведут торговлю на пляже, не имеют на то соответствующих разрешений. Однако история действительно запутанная. У каждой из сторон есть на руках пачка документов, в которых разобраться может только суд. Это должен быть хозяйственный спор, в котором точку поставит Фемида. Я не могу принять ни одну из сторон конфликта, так как каждая в чемто посвоему права, — отмечает депутат.
Ничейная земля
История обостряется еще и тем, что довольно странно разграничена земля на территории и на прилегающей к ней базе отдыха. Так, частично земля отведена в постоянное пользование ЗАлКа. Теперь по факту она используется собственниками строений базы отдыха.
Также часть земли пляжа отведена в постоянное пользование Нацзаповедника. Еще часть территории dejure не принадлежит никому. Согласно законодательству, это можно трактовать так, что она является государственной собственностью, которой распоряжаться должна Областная администрация.
При этом территория, которой пользуются собственники недвижимости, по факту не оформлена ими. Юрист заповедника утверждает, что в этом виновны они сами, так как не спешат подавать документы на оформление земли.
— Сейчас земля находится в распоряжении Запорожской областной государственной администрации, и собственники недвижимости могли бы оформить договор об аренде. Однако они не спешат этого делать, как, впрочем, и ранее, когда земля была коммунальной, — говорит Кирилл Сивков.
По версии непосредственно предпринимателей, в том, что земли не оформлены виновен Заповедник, который не согласовывает проект землеотвода.
— Я рад бы оформить землю, однако все поданные проекты не доводятся до конца. Я подаю все необходимые документы, проект попадает к Остапенко на согласование, и на этом этапе теряется. Что я могу сделать, если пройти процедуру до конца мне не дают? — отмечает Максим Дрозденко.
Пляж-рынок без ответственных лиц
В итоге получается, что есть пляж, на котором расположено огромное количество МАФов, перекрывающих доступ к воде и практически не оставляющих места для отдыха у воды. Вместо возможности загорать на песке, люди вынуждены оказываться в мире пивнушек и шашлычных.
Учитывая тонкости законодательства, возможности его двойственной трактовки, а также нескольких субъектов, причастных к этой территории, решить конфликт вокруг земли, прав собственности и т.д. довольно сложно, и точку в спорных вопросах может поставить лишь суд. Однако в суд не спешат сами стороны конфликта, которые, похоже, вполне комфортно чувствуют себя в нынешних условиях.
В результате страдают сами жители города, желающие приятно провести время у Днепра, однако такой возможности, по крайней мере, на этом пляже, у них попросту нет. И если в центре города строение МАФов имеет хоть какойто смысл, то на природе в рекреационной зоне острова Хортицы — это, вероятно, уже перебор. Однако кто виноват, и что делать остается непонятным.
Антон КОВАЛЕНКО