Современное искусство не стоит на месте, и каждый день у творцов появляются новые идеи, новые проекты, которые позже становятся популярными, модными, а со временем перерастают в художественное достояние истории той или иной нации. С момента прихода в наш мир новых технологий искусство фотографии развивается все быстрее и быстрее и занимает устойчивые позиции, тактично двигая при этом живопись. Последними веяниями моды среди молодежи стал такой жанр, как «street-photo», или «уличная фотография»
Уличная фотография, стрит-фотография (с английского языка — street photography) – это жанр фотографии, сделанной в общественном месте: на улице, в парке, на пляже и так далее.
Журналист газеты «Верже» решила побольше узнать о популярном современном искусстве у киевского фотографа запорожского происхождения Антона Сингурова, чья выставка «Лад і Спокій» прошла этим летом в Запорожье в Артцентре «LOFT Млин».
— Расскажите о себе, какой был ваш путь к занятию фотографией?
— Фотоаппаратом я научился пользоваться еще в детстве, но был один момент, после которого я стал уделять фотографии более пристальное внимание. Курсе на втором (учился я в Запорожской инженерной академии) одолжил у приятеля «Зенит» и отснял пару пленок. В результате мне понравился один кадр, который я снял с моста Преображенского. Не ахти какой шедевр, но по какой-то причине бросался в глаза. Там были изображены полоски волн и маленькая лодка с рыбаком. Абстрактно и лаконично. После этого снимка я понял, что фотография — это не просто фиксация и документирование, а вполне «живое» искусство, способное вызвать у зрителя довольно сложную гамму чувств.
— Чем еще, помимо фотографии, вы занимались в студенческие годы?
— Вопреки технической направленности вуза, меня больше интересовало искусство. В то время я познакомился со множеством интересных людей, открыл для себя Кафку, Бэкета, Берроуза, Буковски (обычный литературный набор студента), из музыки — Sonic Youth, Joy Division, Pixies. В общем, это было время открытий.
Музыка меня интересовала больше всего прочего, и году в 1999м мы с друзьями «придумали» собственную группу — «Fotomoto». Музыку, которую мы играли, стилистически можно было охарактеризовать как indie-pop, плюс тексты на французском языке. Пожалуй, это было странным явлением для Запорожья того времени. А вот для Лондона — в самый раз. Отправив нашу демозапись на BBC Джону Пилу (известному радиодиджею), мы получили предложение о записи Peel session (это популярное радиошоу; Peel session имеют в своей дискографии практически все знаменитости от Pink Floyd до The Cure). Для нас это было очень важным событием. В Лондоне мы побывали дважды: помимо записи на BBC, дали несколько концертов, обросли интересными знакомствами, окунулись в андеграундную атмосферу музыкальной столицы мира.
— Что было после окончания вуза? Работа?
— Музыку я продолжал совмещать со своим хобби – фотографией. Со временем последняя вытеснила все остальное, группа прекратила свое существование, я поменял много профессий: работал продавцом в музыкальном магазине, звукорежиссером в студии звукозаписи, фотографом в журнале о недвижимости, фотографом в PRагентстве, переводчиком и так далее. Всеми этими вещами я могу заниматься время от времени для поддержания материального благосостояния, но основное для меня – искусство, точнее — искусство фотографии, здесь я чувствую себя на своем месте.
— Есть ли у вас любимые жанры в фотографии?
— В свое время под влиянием Анри КартьеБрессона я увлекся стрит-фотографией. Выходя на улицу с камерой, ты не знаешь, с каким результатом вернешься, что у тебя получится и получится ли вообще. Эта непредсказуемость мне очень нравилась, здесь многое зависит от случая и инстинкта фотографа. Сейчас у меня нет конкретных жанровых предпочтений: мне интересен и портрет, и пейзаж, и натюрморт, и репортаж, главное – идея, контекст.
— Я знаю, что ваша выставка перед Запорожьем побывала в Париже. Где именно была выставка, и как у вас получилось с первой же выставкой попасть в мировую столицу моды?
— Выставка проходила в рамках месяца украинской культуры в Париже. Место очень интересное, называется Maison d’Europe et Orient («Дом Европы и Востока»). Это такая многопрофильная организация: помимо галереи, у них есть издательство, также они занимаются театром, перфомансами.
Идея с выставкой возникла спонтанно у моей парижской знакомой, куратора по совместительству. И поскольку у меня была готова серия работ (под названием «Лад і Спокій»), я с удовольствием принял ее предложение.
— Думаете ли продавать свои работы?
— Конечно, почему нет. Само собой, не в переходе и не на Андреевском спуске, хотя не исключаю этот вариант (улыбается, – авт.). В Париже у меня купили одну работу, было приятно. Вообще здесь к коллекционированию фотографий относятся не так серьезно, как на Западе; у нас холстмасло – это искусство, за это можно заплатить, а фотография – это так, баловство. Но, думаю, ситуация очень скоро изменится, появятся новые институции, галереи и т.д.
— Были ли забавные случаи в вашей практике?
— Да, время от времени. Как правило, это связано с агрессивным поведением людей, попавших в кадр. Однажды в Киеве во время прогулки вдоль речки Лыбидь (речка – одно название, скорее большой ручей) сфотографировал пару бездомных, переходивших этот водоем по трубе. У одного из них в руках был огромный молоток, размахивая которым, он набросился на меня, недовольный, что его сняли. Обошлось одними угрозами, до рукоприкладства, к счастью, не дошло. Но испугаться я успел (улыбается). Причем любопытно, что в таких случаях снимки получаются не очень. Лучше всего, когда фотографа совсем не замечают.
— Какие планы на будущее?
— Мне интересно сделать книгу с фотографиями. Это очень отличается от выставки, взаимодействие со зрителем более интимно, эффект совсем другой. С выставками тоже буду продолжать, возможно, поэкспериментирую с разными размерами. Вообще, мне кажется, важно отличаться от самого себя предыдущего, делать что-то радикально другое.
Екатерина ШЕВЧЕНКО