«Европейские бабушки ездят по Европе, как я – по Запорожью»

937
0

36se8cs0kvkЗапорожец Константин Суворов рассказал о своем опыте работы за границей и обо всех реалиях трудоустройства за рубежом.

— Почему вы решили уехать работать в другую страну?

— Я 8 лет проработал на заводе, и меня, мягко говоря, не устраивала заработная плата, которая даже не дотягивала до 3 тысяч гривен. Поэтому решил ехать в Европу. Я там, правда, раньше никогда не был, но это меня не испугало, а даже наоборот ­ очень заинтересовало. Для начала я хотел найти работу в Польше.

— С чего вы начали свое трудоустройство в Европе?

— В первую очередь я нашел фирму, которая занимается трудоустройством в Польше, заключил с ней договор о предоставлении услуг. Затем уже компания занялась моим официальным трудоустройством в соседней стране. Если по прибытии в Польшу найденная работа тебя не устраивает, то фирма может найти другой вариант. Пока ты еще находишься в Украине, работодатель­поляк высылает официальное приглашение для того, чтобы тебе открыли рабочую  визу. Приглашение, как правило, платное.   Но в Польше, когда я  менял работу, то такое же приглашение мне дали бесплатно. Фирмы, которые специализируются на трудоустройстве украинцев за границей, обещают высокий заработок, хорошие условия проживания.  А в действительности, по крайней мере, в моей ситуации было чуть­чуть не так, т.к. заселяла, естественно, польская сторона.  Я устроился на завод по сбору запчастей для машин.

— И вот вы отправились в Польшу…

— Я приехал в Краков за три дня до того, как мне надо было выходить на работу. Решил погостить немного у друзей­поляков. Потом я купил билет до Познани, где находилась моя работа. Так получилось, что я опоздал на поезд, но мне поменяли билет за 1 злотый (это примерно 6,43 гривны), так он стоит примерно 60 злотых. Меня это очень удивило, так как в нашей стране такого не произошло бы. За новый билет в Украине пришлось бы заплатить полную стоимость. Необычная история случилась и по пути в Познань. Поезд, в котором я ехал, сломался. Моими соседями по вагону были немцы и поляки. И тот факт, что поезд сломался в пути, вызвал у них огромное удивление. Вагоны стояли посреди поля. Потом за нами приехал отдельный поезд, все пассажиры в него пересели и поехали дальше абсолютно без проблем. В Познани мне необходимо было пройти медицинскую комиссию за счет работодателя. Стоит отметить, что там ее проводят серьёзно, не просто для галочки. После этого всех рабочих отвезли на поселение. Мое новое место жительства находилось за городом, в лесу. В доме проживало 15­18 человек, по 3 человека в комнате.

Большинство предприятий в Польше находятся очень далеко от больших городов. Когда начинаешь звонить в украинскую фирму и выяснять, в чем же дело, тебе отвечают, что ничем помочь не могут, а могут лишь предложить другие варианты трудоустройства. Также они не в курсе и про условия труда ­ не в плане чистоты, а графика работы. К примеру, если посредники говорят, что рабочий день составляет восемь часов, то по факту он будет больше или меньше, в зависимости от графика предприятия. Наш работодатель­поляк, который предоставлял нам жилье, купил  для нас четыре машины для того, чтобы мы добирались на работу. И бензин он тоже сам оплачивал. Одна из машин была предоставлена для поездок в город в свободное время, и заправляли мы ее сами. Завод, на котором я работал, даже сравнивать нельзя с украинскими предприятиями. Он настолько современный и чистый, что даже сложно передать словами. Кроме того, на предприятии все систематизированно. Пока мы ходили на обед, на заводе мыли пол с чистящими средствами. Работа достаточно тяжелая физически, но  работают как женщины, так и мужчины.

— А как сложилось с работой в Чехии?

— В Польше я работал два месяца. Потом мой товарищ по работе решил отправиться на заработки в Чехию и предложил мне составить ему компанию. Сначала я отказывался, но потом решил попробовать. Дело в том, что там  уже работал наш знакомый из Польши, который месяцем раньше уехал в Чехию. Ну, а я должен был занять его место, т.к. он собирался уходить с работы. В Праге работодатель сказал, что нужно неделю подождать, чтобы парень доработал до конца месяца. Но потом оказалось, что тот передумал уезжать и будет работать дальше. Других вариантов на работу у меня не было. Сказать, что я был расстроен — это ничего не сказать, потому что я достаточно потратил денег, пока ждал неделю (проживание в Чехии дороже, чем в Польше), и других вариантов трудоустройства у меня не было. Случайно я познакомился с девушкой, муж которой  работал в лесу на границе с Австрией, рубил деревья.  Так как другой работы не было, я согласился на эту. Только работал уже неофициально. Чехи очень отличаются в отношении к своим работникам. Работодатель перезванивал, уточнял, все ли в порядке, где мы едем и т.д. Меня заселили в частный дом, в котором жили и сами работодатели. Рабочий день начинался в 6 утра, и пилить лес мы должны были в зоне, где проходят военные учения. Пока ты рубишь эти деревья, параллельно стреляют снайперы. Чех выдал нам специальную форму – комбинезоны, передняя часть которых толщиной примерно 6 сантиметров и весит около 5 килограммов. Также нам выдали рулетку, 8­литровую канистру с бензином и маслом, два специальных инструмента для дерева и бензопилу, но только не такую, которой мы на даче черешню рубим, а такую, что и дом можно распилить. Все это с собой нужно постоянно носить. В день необходимо было спилить минимум десять кубометров дерева. Лес расположен в горах, и подниматься вверх приходилось примерно минут 40. Деревья, которые нужно спилить, отмечал лесник. Когда ты уже добрался наверх, то видишь, что деревьев всего 5, из которых 2 — мне, и 3 — чеху, который работает в паре со мной. С двух деревьев даже и одного кубометра не будет. Потом нужно будет еще идти столько же в поиске деревьев. Вся  работа заключалась в том, что нужно спилить дерево, потом зачистить его со всех сторон, измерить рулеткой, записать параметры в блокнот и определить, сколько кубометров получилось. Плюс ко всему еще нужно распилить ствол на равные части. Рабочий день заканчивался примерно в 11 часов вечера.

Так я проработал 4 дня. Потом мой напарник травмировал ногу, и нас уже двоих из­за этого не допустили к дальнейшей работе. Опять я остался без работы, и вариантов других опять не было. Обратился к нашему работодателю, у которого до этого работал, он пообещал помочь, но нужно было неделю подождать. В баре я познакомился с чехом. Он ехал в Австрию рубить лес. Когда я услышал, что опять нужно пилить деревья, мне хотелось сквозь землю провалиться, но выбора не было, пришлось согласиться. На месте  выяснилось, что необходимую работу по зачистке уже спиленных деревьев выполняет специальная техника, а моя задача — только управлять ею. В Австрии работа отличается от Польши тем, что австрийцы не спешат и не подгоняют. В каком можешь темпе, в таком и работаешь. А у поляков все наоборот — нужно быстрее и быстрее. Через неделю перезвонил работодатель, он нашел мне работу по сбору пластиковых окон, и я поехал работать туда. Там я проработал уже до конца срока рабочей визы и вернулся домой.

— Какие впечатления у вас от Польши и Чехии?

— Первые впечатления были невероятные. В  Польше чисто, там действуют закон и порядок, все компьютеризировано,  удобно расположено и сделано. К примеру, билеты на общественный транспорт продают прямо в автобусе, а можно купить  и на остановке в специальном автомате – выбираешь  билет на необходимое тебе время поездки, в которое  можешь ездить на любом транспорте. У меня первый билет был на 20 минут, он стоил 2,80 злотых (примерно 20 гривен). Весь транспорт ходит в точно указанное время ­ минута в минуту, секунда в секунду. Везде рядом с остановками висит электронное табло, на котором указано, какой автобус или трамвай во сколько подъедет. У людей совершенно другой менталитет. На улицах никто не мусорит.

От работы тоже не могу сказать, что у меня остались плохие впечатления. Она тяжелая физически и отличается от нашей, но и оплачивается достойно. Ты знаешь, за что «вкалываешь».  И там работают как молодые девушки и парни, так и уже взрослые мужчины и женщины.Так же и в Чехии, но отличие есть в самой работе. Если у поляков существуют необходимые нормы и нужно все делать максимально быстро, то чехи, наоборот, не спешат. Но, опять же, это было в моей ситуации.  К примеру, если у них перерыв на кофе, то и ты тоже с ними должен сделать перерыв, а не продолжать работать.

— Какое отношение у поляков и чехов к приезжим работникам?

— Отношение хорошее, единственное, что я заметил, когда был в Польше и говорил на русском языке, ко мне подошел поляк и уточнил, русский я или нет, потому что он слышал русские слова. Но я ответил, что я из Украины. У них к русским не такое приветливое отношение, как к украинцам.

— Расскажите, как работают законы в Европе?

— Это я прочувствовал на себе. Там полиция контролирует чистоту и порядок на улицах. Я перешел один раз дорогу на красный сигнал светофора, ко мне подошли полицейские, извинились и очень деликатно со мной разговаривали. И когда они так с тобой разговаривают, не хочется спорить и выяснять отношения, даже стыдно становится за свой проступок. Они выписали мне штраф в размере  примерно 100 злотых (600 гривен).

— Отличаются ли европейцы от украинцев?

— Да, отличаются, и разница очень заметна. Европейцы счастливее украинцев, т.к. они не задумываются о том, что может не хватить денег на еду или заплатить за квартиру. У них нет проблем с дефицитом денег, дороговизной продуктов и т.д. Европейцы за месячную зарплату могут купить автомобиль. Не новую машину из салона, конечно, но Volkswagen Golf II купить можно, и еще останутся деньги на проживание. Также они ездят куда­то отдыхать, и им для этого не нужно копить деньги месяцами. Особенно люди старшего возраста путешествуют постоянно. Европейские бабушки ездят по Европе, как я ­ по Запорожью.  Тут разница заметна.  Хочется верить, что в ближайшее время у украинцев тоже появится возможность иметь достойные зарплаты  и  путешествовать.

Анастасия Кандыбей