Каким должно быть правительство в условиях кризиса?

1130
0

Ситуация на востоке страны становится все более критической. На совместном заседании правительства с руководителями металлургических предприятий вновь говорили о том, что страна катится в пропасть. Металлурги предупредили, что возможна полная остановка производств, непоступление в бюджет доходов от непроизведенной и  непроданной продукции, которые, кстати, поступали в твердой валюте. От недостатка валюты будут остановлены платежи по кредитам, гривна покатится вниз, и на сей раз финансовая система страны может окончательно обрушиться. От правительства все давно и тщетно ждут каких­то решений. К тому же, стали нарастать критика и недовольство отсутствием плана возвращения Крыма. Вместе со страной катится в пропасть и правительство, и только благодаря абсолютному бессилию перед лицом экономических, социальных и политических вызовов

 

Что касается плана возвращения Крыма, попробую защитить наше правительство, если, конечно, это можно назвать защитой. В сегодняшних условиях такого плана просто не может быть, хотя время стремительно уходит, и Крым глубоко и прочно врастает в российскую действительность. Как известно, таких планов может быть два – насильственный и мирный. Насильственный  предполагает, по  всей видимости, массированное наступление на Крым и возвращение его военным путем. Это невозможно не только потому, что украинская армия проигрывает России по численности и вооружению. Это невозможно потому, что международная общественность квалифицирует подобное наступление как  прямую агрессию, последствиями которой станет полноценная война и абсолютная политическая изоляция Украины. Мирный план предполагает договоренности между Украиной и Россией, на которые не идут ни  та, ни другая, и обе страны упорно стремятся к победе с нулевой суммой,  т.е. по принципу – одному победителю достается все. Единственный мирный план, на который согласятся наши международные партнеры, ­ это проведение референдума в Крыму, но не того скороспелого, который организовала Россия в  2014 г., а хорошо подготовленного и проходящего  под строгим наблюдением мировых представителей. Но результаты этого референдума сегодня будут однозначно не в пользу Украины. Крымчане, глядя на происходящее  в Украине, никогда не проголосуют за возвращение, даже те, кто настроен проукраински. Так что требовать невозможного от нашего правительства не стоит, но в отношении Донбасса и Луганщины бездеятельность непростительна.

К сожалению, планы по возвращению оккупированных восточных территорий исходят от кого угодно, но только не от правительства. Новый план по деоккупации этих территорий озвучил небезызвестный А. Артеменко. Он предложил установление на них временной международной  администрации. Возможно, этот план не идеален (а где он, идеальный план?), но он был категорически отвергнут потому, что в  мире не было подобных прецедентов. Это не совсем так. При ООН есть Совет по опеке,  который занимается спорными территориями. 2 апреля 1947 года Совет по опеке вместе с Совбезом разработали план опеки над тихоокеанскими островами, бывшими подмандатными  территориями Японии, и  передали  право управления ими США. При определенных дипломатических усилиях Украина могла бы получить право опеки на том основании, что управление Донбассом и Луганщиной ей знакомо и близко. Слабым звеном подобных планов является даже не факт несогласия с ними России и властей непризнанных республик, а опыт, когда подопечные территории через определенное время получали независимость. Но  грамотное и профессиональное управление такими территориями не исключает их желание в дальнейшем интегрировании в состав государства, осуществлявшего опеку, в данном случае в Украину. Другое дело, что такого  грамотного и профессионального управления наше правительство не демонстрирует.

Более того, оно отвергает любые усилия, особенно, если они исходят от нежелаемых лиц.  Уже ни для кого не секрет, что Герой Украины Н. Савченко стала помехой и отягощающим фактором. Н. Савченко не предлагает никаких путей урегулирования кризиса на востоке страны, но пытается что­то делать для спасения наших пленных.  Возможно, при нахождении общего языка по вопросу пленных появится и общий язык по другим вопросам. Действия Н. Савченко не безупречны, они даже заставляют сомневаться в ее знании военной дисциплины, не говоря уже о правилах политической игры, но эти действия лучше бездействия правительства. Осуждая резкое импульсивное поведение Н. Савченко, ему желательно  было бы что­то противопоставить, а не отвергать еще и потому, что это поведение и действия «не своего».

Впрочем, и предложения «своих» отвергаются. Министр МВД А.Аваков недвусмысленно предложил силовую операцию против организаторов блокады, которые не смыслят  в экономических и социальных вопросах, но безупречно владеют безбрежным радикализмом. У страха глаза велики, и нынешнее украинское правительство боится быть похожим на разгонщиков Майдана, хотя восстановление порядка и дисциплины в стране – это прямая обязанность власти, тем более что речь идет не о евроинтеграции, а о национальной безопасности страны. Говорят, что все спецслужбы всех государств пристально отслеживают деятельность и решения других государств не в праздных целях, а ради предупреждения возможных опасностей. Но ни одна спецслужба не предскажет, что будет делать иностранное правительство, если оно само не знает, что делать. Так говорил американский ученый Д. Гэлбрейт, и правда заключается в том, что для спецслужб  работы меньше, а для жителей страны, в которой бездействует правительство – это трагедия.

Татьяна НИКОЛАЕВА