«Неживая» вода Запорожья

4147
0

Области Украины располагают далеко не одинаковым качеством питьевой воды. Вода в большинстве из них по химическому и бактериальному составу  классифицируется как «загрязненная и грязная» (IV-V класс качества). Самыми загрязненными с точки зрения качества питьевой воды являются: бассейны  Днепра, Северского Донца, рек Приазовья, отдельных притоков Днестра, Западного Буга.  В зону наиболее критических регионов входят Одесская, Донецкая, Харьковская, Днепропетровская, Запорожская, Херсонская и Николаевская области. В этих областях качество воды классифицируется как «очень грязная» (VI класс). Из-за антропогенного загрязнения (промышленность, бытовые сточные воды), а также из-за изношенности очистных сооружений люди здесь зачастую пьют техническую воду, отклонения от нормы в которой порой составляют до 80 процентов 

Фосфаты, цинк, железо, хлор…

Запорожская вода, даже подающаяся централизованно из водопровода, нуждается в улучшении своих потребительских качеств, и это неоспоримый факт. Самые серьезные проблемы таковы: присутствие нерастворимых механических частиц (песка, ржавчины, взвесей), железа и марганца. Жесткость воды – это соли кальция, магния и т.д. При высокой жесткости выпадает осадок, и появляются белесые разводы на поверхности раковин, ванн. Присутствие неприятного привкуса, запаха и цветности, что может быть вызвано наличием остаточного хлора, сероводорода, органических веществ, а также бактериологическая загрязненность.

Еще один элемент, встречающийся все чаще в наших водоемах ­ синтетические моющие средства (СМС), содержащие фосфаты. Они используются в качестве смягчителя воды и являются одним из основных источников загрязнения окружающей среды ­ водоемов. Фосфор ­ обязательный химический элемент, необходимый для живых организмов, имеет самый высокий коэффициент биоаккумуляции, т.е. действует, как удобрение. При попадании фосфора в водоемы он вызывает быстрый рост водорослей, особенно сине­зеленых (циановых бактерий), которые нарушают естественную биосистему, извлекают из воды растворенный кислород, не пропускают солнечные лучи, создают анаэробные условия и приводят к гибели многих живых организмов и накоплению биотоксинов. Вода в таких водоемах становится непригодной для водопотребления населением и опасной для здоровья и жизни человека.

В Украине отсутствует открытая информация по источникам загрязнения водоемов фосфором, однако из научных публикаций известно, что от сельскохозяйственной деятельности в реку Днепр попадает 6 процентов фосфора, в то время как с коммунальными стоками – 75, промышленные и другие стоки – 19 процентов.

Вода «Запорожская хлорированная», или Дело – труба

В 1999 году Запорожское коммунальное предприятие “Водоканал” заключило кредитное соглашение с Европейским банком реконструкции и развития для модернизации водоочистного хозяйства города Запорожья. Невзирая на это, живительная влага областного центра пока так и не соответствует мировым стандартам.

Получив первые деньги и засучив немецкие рукава (генподрядчик – немецкая фирма WTE Wassertechnik GmbH, выигравшая в 2001 году тендер на реконструкцию объекта), запорожцы принялись опровергать бытующее мнение про украинцев, которым якобы хорошо тогда, когда у соседа корова сдохла. Ведь больше всего денег предусматривалось на очистку канализационных стоков, от этого в выигрыше не столько мы, сколько те, кто живет ниже по течению Днепра. Работы на основном объекте проекта – центральных очистных сооружениях №1 начались в 2001 году и, согласно договору, должны были завершиться в конце 2002 года.

В первый период реконструкции ЦОС­1 возникли проблемы с генподрядчиком. Отношения с немцами испортились после того, как они потребовали возместить им убытки, якобы возникшие из­за удешевления доллара по отношению к евро. Сумма указанных потерь варьировалась от 4 до 9 миллионов долларов. После того, как переговоры с WTE Wassertechnik GmbH зашли в тупик, в марте 2005 года по согласованию с ЕБРР контракт был разорван, и работы приостановлены. Лишь под конец лета 2006 года был заключен новый контракт на продолжение реконструкции. Тендер выиграла турецкая фирма “Игротек Догуш”.

Так или иначе, но в 2008 году основные цели расширения и реконструкции ЦОС­1, а именно прекращение сброса в реку Днепр недостаточно очищенных стоков и увеличение пропускной способности станции в два раза, до 280 тысяч кубических метров в сутки ­ были­таки достигнуты.

Ввод в эксплуатацию реконструированных очистных сооружений позволил полностью прекратить сброс недостаточно очищенных сточных вод в реку Днепр и довести мощность очистных сооружений ЦОС­1 по механической и биологической очистке до проектных показателей.

После проведения реконструкции ЦОС­1 состояние  воды в Днепре по бактериологическим и химическим показателям несколько улучшилось. Это обеспечило повышение качества воды в Каховском водохранилище, источнике водоснабжения городов и сел Запорожской, Днепропетровской и Херсонской областей.

Вода как была опасной, так и остается таковой

Образованное плотиной «Днепрогэса» пока еще озеро Ленина, а точнее сама река Днепр  и есть стратегический и единственный запас пресной воды для Запорожья.

Наш город обделен подземными горизонтами с пресной водой, потому две водопроводные станции «Водоканала» (ДВС­1 и ДВС­2) исправно черпают воду из Днепра, чтобы, очистив ее, заполнить городские трубопроводы, то есть донести до потребителя. При этом состояние воды в основной артерии страны таково, что ее невозможно привести в порядок без хлора, в общем­то, очень вредного химического вещества.

Хлорирование воды остается в подавляющем большинстве городов Украины основным методом обеззараживания и очистки воды. В то же время такие шаги вызывают образование хлорорганических соединений, которые чрезвычайно вредны для организма человека. Опасность таких соединений состоит еще и в том, что они могут поступать в организм сквозь кожу, например, при приеме душа. Потребление такой воды опасно, но, к сожалению, очистка и обеззараживание в городах продолжают проводиться методом хлорирования. Почему? А вот и ответ. На Днепре расположено около 50 больших городов и промышленных центров, около 10 тысяч предприятий и коммунальных хозяйств. Неудивительно, что вода имеет такие составные, как фенол – в 2 раза выше предельно допустимых концентраций (ПДК), соединения меди ­ от 6 до 11 ПДК, цинк ­ от 7 до 12 ПДК, железо ­ 0,4­1,6 ПДК, марганец ­ от 3 до 8 ПДК, кадмий ­ 2,5–3,5 ПДК. При этом в Украине мониторится до 55 вредных соединений и веществ, в то время как, например, в США ­ около 300. Таким образом, ситуация в реальности еще более тревожная.

Работы по реконструкции ДВС­1 начались в феврале 2003 года без прекращения водоснабжения и полностью завершились в 2007. В отчетах проведенные мероприятия звучат очень красиво: «В рамках реконструкции станции осуществлено усовершенствование процесса обеззараживания воды. Кроме этого, была выполнена замена устаревшего оборудования, усовершенствована технология очистки воды, что позволило снизить уровень использования хлора”. Однако на самом деле вода для нужд Запорожья как была опасной, так и остается таковой. Если раньше за сутки вводили 1500 килограммов хлора (8­9 миллиграммов на литр воды), то сейчас ­ 350­850 килограммов, в зависимости от ситуации, но это все равно много.

К сожалению, несмотря на реконструкцию систем очистки, качество питьевой воды в Запорожье оставляет желать лучшего, и причиной тому является еще и проблема вторичного загрязнения. Во всех городах Украины износ коммунальных систем водоснабжения достигает 60­70 процентов. Постоянные порывы, отключения воды вызывают размножение вредных микроорганизмов, сине­зеленых водорослей, развитие коррозии на стенках труб. Часто водопровод располагается вблизи канализационной системы, которая также изношена. Возникают ситуации, когда канализационные стоки засасываются в водопроводы.

Даже если после очистных сооружений качество питьевой воды худо­бедно соответствует нормам СЭС, то после прохождения через водопроводную сеть она снова становится непригодной к употреблению.

В Запорожье протяженность водопроводных сетей составляет 1675 километров, а канализационных ­ 757 километров. При этом изношенность водопроводных и канализационных сетей составляет 80 процентов.

Между тем, худшую по показателям воду в Запорожье получают жители районов, которые географически наиболее удалены от очистных сооружений – Коммунарского, Шевченковского и Днепровского. Все логично – вода проходит значительно большее расстояние по загрязненным трубам.

Что же жители областного центра имеют в итоге на данный момент, заплатив по кредиту? От реконструкции ЦОС­1 запорожцы, на самом деле, ничего практически не выиграли. Станция находится ниже города и направлена на очистку стоков. Наши соседи вниз по Днепру могут сказать запорожцам огромное спасибо, ведь именно мы оплатили улучшение качества их воды. А вот вода областного центра как была опасной, так и остается таковой. Во­первых, хлор все так же присутствует в большом количестве, убрать его полностью не удалось (если сравнивать с мировыми стандартами качества воды, ­ авт.), а во­вторых, запорожские сети дополнительно сдабривают ее ржавчиной и другими вредными элементами.

Еще одна многолетняя скрытая угроза…

Существует еще одна проблема ­ промполигон четырех предприятий («Запорожсталь», «Запорожферросплав», «Запорожкокс» и «Днепроспецсталь») в балке Средней размещен в зоне санитарной охраны II пояса поверхностного источника водоснабжения и водопроводных сооружений Запорожья, что противоречит санитарным требованиям. Через территорию полигона проходят 4 водовода, обеспечивающие водой значительную часть областного центра и которые в прошлом не раз подтапливались водами озер, образовавшихся на территории полигона и загрязненных токсичными веществами, вымывающимися из складируемых на полигоне отходов. При аварийных ситуациях попадание этих вод в водоводы может привести к загрязнению питьевой воды и непредвиденным последствиям. К слову, о данной проблеме все, кому положено, знают уже много лет, но ничего не предпринимают. Почему? Вот и мы хотим это знать!..

А что в области?

Намного хуже обстоят дела с обеспечением водой в районных центрах и селах Запорожской области. По данным Департамента жилищно­коммунального хозяйства и строительства ЗОГА, на сегодняшний день централизованное водоснабжение отсутствует в 375 населенных пунктах. Но и это не самое худшее. Как оказалось, в отдельных районах области вода из крана хоть и течет, но пить ее опасно. По состоянию на 01.01.2016 в 106 селах и районных центрах качество питьевой воды не соответствовало нормативам (согласно Национальному докладу). Увы, на данный момент профильное министерство располагает только данными за 2015 год, более свежая информация появится лишь в конце мая текущего года. Однако, судя по тому, как и чем живет в наше время Запорожская область, можно предположить, что ситуация кардинально с того времени не изменилась. Мало того, представленные выше данные – официальные. По факту, зная, как проводится анализ воды инстанциями и как с каждым годом ветшает коммунальный фонд, можно с уверенностью сказать, что большая часть населения региона употребляет в пищу воду, которая не то что пользу не приносит, а даже, наоборот, убавляет здоровье.

Чтобы не быть голословными, приведем лишь несколько примеров того, что питьевая вода в Запорожской области – убийственна.

Если не лаборатория, то воду проверят сами люди

В феврале 2017 года активисты из Акимовки провели исследования местной воды и опубликовали результаты тестов в соцсетях. Таким образом, общественники хотели развеять миф о том, что их «минералка» по качеству соответствует днепровской воде (то есть той, которую пьют жители самого Запорожья). Сразу отметим, им это удалось.

Акимовские общественники посетили местную очистную станцию, где и взяли пробы на анализ. Для сравнения качества воды мужчины использовали инструментальные методы. Жидкость разлили в предварительно продезинфицированные емкости, обозначив розовой маркировкой воду в Акимовке, желтой – из Днепра. Отдельно парни проверили очищенную воду, которую продают на разлив в магазинах.

Итак, теперь ­ результаты. Сначала активисты с помощью цифрового тестера определили жесткость воды, то есть количество растворенных частиц на миллион молекул воды. Норма – 300 ppm (в этом случае употребление жидкости безопасно для здоровья человека). К сожалению, данному стандарту не соответствовали ни днепровская, не акимовская вода. Отметим, что в емкости с желтой маркировкой превышение норматива было незначительным (321 ppm). А вот акимовская вода очень далека от идеала, так как ее показатели – 1960 ppm. И здесь хотелось бы добавить, что уже неприемлемая для питья вода имеет 500 ppm жесткости.

Кроме того, испытания проводили электролизером, сравнивая между собой днепровскую и акимовскую воду. После включения прибора в сеть днепровская вода чуть­чуть окрасилась на поверхности в желто­медный цвет, а вот акимовская ­ замутнила половину банки грязным осадком черно­бурого цвета.

«Мы слышим много разговоров о том, что днепровская вода ничем не лучше нашей. Теперь очевидно, что это ­ ложь. Миф развенчан», — констатировали в финале видео акимовские активисты.

Вода — мутная, почему – непонятно

Достаточно интересный инцидент произошел в Мелитополе в марте этого года. На протяжении нескольких дней в городе регулярно поступали жалобы на качество воды, текущей из крана. Жидкость была мутного темного цвета. Но причин происходящего коммунальщики и местные власти установить не могли. Директор «Водоканала» Игорь Судаков заявлял, что работники его предприятия проверили уже одиннадцать скважин, но так и не выяснили, почему вода помутнела. Кроме того, начальник КП утверждал, что жидкость изменила только свой цвет, но, согласно анализам, по своим свойствам она абсолютно безопасна. И посоветовал потребителям… отстаивать темную воду, прежде чем употреблять ее в пищу.

Между тем сами жители Мелитополя негодовали:  «Сколько можно все это терпеть? Мы живем в самом центре города, дом 36 на ул. Б. Хмельницкого. И из нашего окна «площадь главная видна». А толку от этого? Уже две недели (практически нет воды) слабый напор… Вода течет грязная, с осадком из черных хлопьев. Стирка отменяется, продукты моем покупной водой. Не успеваем фильтры менять, но все без толку. Что происходит? Мы вернулись в каменный век? А почему же тарифы растут издевательски? Куда смотрят мэр и его прихвостни? Ужас! Мелитополь становится «опасным для проживания городом!» — высказывали свое мнение по данному поводу пользователи соцсетей.

Как видим, ситуация с водоснабжением в регионе не меняется, ведь уже на протяжении многих лет, по данным облСЭС, в населенных пунктах Бердянского, Мелитопольского, Михайловского, Приазовского районов регистрируется наибольший процент отклонений по санитарно­химическим показателям (от 20 до 90%) в исследованиях питьевой воды.

По неделе — без воды

С проблемой водоснабжения жители села Заречное Ореховского района знакомы не понаслышке. Уже на протяжении нескольких лет здесь происходят постоянные перебои с подачей воды. В лучшем случае коммунальщики ограничивают водоснабжение на несколько дней, в худшем – на пару недель. Причина тому – регулярные порывы в системе централизованного водообеспечения. Денег на замену труб в местном бюджете, судя по всему, нет. Жители села в некоторых случаях пытаются самостоятельно справиться с существующей проблемой. Например, в прошлом году люди собирали по 50 гривен с каждого двора, чтобы заменить трубу на одном из участков. Коммуникации там были уже настолько обветшалыми, что «косметический» ремонт, который проводят коммунальщики, им не помог бы. И заметим, что жители села, несмотря на постоянные перебои, регулярно оплачивают счета, отдавая за один кубометр воды 15,8 грн.

Самое печальное, что кое­как поступающая по сельским коммуникациям вода вообще непригодна для питья. Люди рассказывают, что если слить в банку прокипяченную жидкость и дать ей несколько часов постоять, светло­желтый осадок в емкости будет занимать где­то треть. По сути, эта вода – техническая и годится исключительно для полива садово­огородных участков. Жители села утверждают, что жесткость воды не выдерживают даже стиральные машины, они регулярно выходят из строя, так как забиваются осадками. Тяжело даже представить, сколько вредных веществ оказывается в организме человека, употребляющего подобную жидкость. Хотя представлять и не нужно, статистика смертности от онкозаболеваний в данном поселке зашкаливает.

Но и это еще не все. В населенном пункте, оказывается, есть скважина с нормальной питьевой водой. Однако на сегодняшний день она находится в частной собственности у одного из местных фермеров. Люди неоднократно подавали жалобы во всевозможные инстанции, в том числе и в прокуратуру ­ с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Но их попытки, увы, оказались тщетными.

Много лет система водоснабжения населенного пункта была подключена к скважине, расположенной в Зайчиковой балке. Однако в начале 2000­х гг. местным жителям сообщили, что каким­то странным образом скважину вместе с земельным участком приватизировал местный предприниматель. На сегодняшний день вода из данного котлована используется фермером в хозяйственных целях. Сами люди считают факт приватизации незаконным, поскольку скважина – собственность громады.

В завершение хотелось бы добавить пару слов о коварном влиянии воды плохого качества на здоровье человека. Отравление при употреблении жидкости с «богатым» химическим составом происходит не сразу и проявляется лишь спустя некоторое время. Специалисты утверждают, что, таким образом, организм разлагается изнутри и ядовитая вода медленно убивает эритроциты в крови, поражает мозг, сердечно­сосудистую систему и почки…

Анна Коваленко, Роман Прядун