Запорожью никто не поможет, если город не поможет себе сам – Инга Эстеркина, журналистка, культуролог

3640
0

(автор фото Анна Бекерская)

Не так давно в Запорожье прошёл масштабный фестиваль искусства «Странная Среда», ставший приятной неожиданностью и настоящим событием для Запорожья. В течение двух дней в арт-центре LOFT Млин можно было посмотреть, послушать, поговорить – окунуться в современное искусство. На фестивале мы успели поговорить об искусстве, его влиянии и его средствах с известной запорожской журналисткой, кураторкой, культурологом Ингой Эстеркиной.

Что такое «Странная Среда»?

— Фестиваль организовала куратор Наташа Целюба, которая родилась, жила и училась в Запорожье, но в свое время отсюда уехала, как и многие талантливые люди. Сейчас Наташа живёт в Киеве. Целюба успела организовать множество интересных событий, в том числе и в Париже – несколько проектов при поддержке посольства Украины. И вот в порыве любви к родному городу Целюба сделала, по ее словам, последнюю попытку расшевелить Запорожье — фестивалем «Странная Среда».

Здесь в названии привязка ко дню недели или самому городу и его среде?

— Да, помимо того, что фестиваль проходил в среду, он имеет отношение и к странной среде нашего города. Тут можно увидеть работы запорожских художников и не только – и работы эти не имеют отношение к мейнстриму. Среди музыкантов были гости из России –они считают, что политические границы только мешают свободному развитию искусства и человека. Привезли нам  инди-музыку.

(автор фото Виктория Верес)

В связи с российскими участниками, не было ли критики или протестного настроения от ортодоксально настроенных украинцев?

— Нет, мы с критикой не сталкивались. Я вообще считаю, что люди культуры живут отдельно параллельной жизнью по отношению к политике. Без сомнения, все мы граждане, и для нас то, что мы украинцы –  не пустой звук. Однако россияне, приезжающие в Украину с концертами, вызывают интерес, по крайней мере, потому что у нас достаточно демократическое общество, а те, кто приезжают сюда из России, — реально рискуют. И, тем не менее, делают это.

Они симпатизируют убеждениям украинцев или стараются абстрагироваться?

— Мы о политике с музыкантами не говорили, но, я думаю, это достаточно внятный сам по себе жест.

Насколько странная культурная среда Запорожья?

— На этот вопрос я пытаюсь ответить всю свою жизнь, но ответов у меня нет. Могу сказать только дно: фестиваль «Странная Среда» — событие выразительное еще и потому, что тут выставлены работы, известные в Украине и не только, тут собрались интересные люди, молодежь, и  —  ни одного официального представителя культуры. Даже из любопытства никто не пришел. Наверное, культурные события у них любопытства не вызывают.

Почему талантливые люди покидают наш город? Очевидно, им тесно?

— Да. Для того, чтобы что-то развивалось, должна быть постоянная поддержка. И если на государство уже давно никто не рассчитывает, то возникает вопрос — куда уходит вся господдержка? На что идет культурный бюджет тратится? Похоже, мы живём какой-то параллельной с официозом жизнью, но тогда возникает такая дилемма: если мы культурные деятели и они (власть, представляющая культуру – ред.) культурные деятели, то кто-то из нас врёт.

И я думаю, что это не мы.

Поскольку мы это делаем не потому, что нам за это платят, и у нас есть рабочие часы. Мы просто хотим  и делаем. Это наша потребность.

Тогда чем занимаются они? Этому городу никто не поможет, если он не поможет сам себе.

(«Дорогая Инга Борисовна». Автор портрета — Ксения Платанова)

Есть ли у вас привязка к официальному рабочему месту или вы – свободный художник?      

— Я фрилансер.

Можете привести, для сравнения  другие города Украины, где неформальная культура поддерживается на официальном уровне?

— Рядом у нас есть Днепр, и там у меня много друзей и знакомых. Поддержку они находят довольно часто. В то числе в  муниципалитете. Впрочем, думаю, что это уже давно не наши проблемы. Это их проблемы чиновников от культуры.

Так трудно достучаться?

— Какие-то попытки, безусловно, были, но всякий раз мы оказывались в абсолютно кафкианской ситуации: обе стороны говорят на одном и том же языке, но друг друга явно не понимают, то есть нет контакта. Коннект не происходит, понимаете?

Эти люди достаточно далеки от потребностей жизни. Потому что то, что делаем мы – это жизнь: вот оно всё – здесь и сейчас. Это жизнь, а не официальное место работы, отчётность, штатное расписание, документы и т.д.

Так что попытки достучаться были, но в основном неудачные. Первую свою выставку я организовала в 25 лет, но я и тогда не считала, что должна с этой идеей пойти в управление культуры. Правда, мне казалось, что это у меня такой постсоветский синдром, то есть — «в ту сторону мы не ходим, потому что там совок».

(автор — Надя Получи, в инсталляции Наты Целюбы)

Как вы считаете, искусство должно быть бесплатным для людей, а художника поддерживать меценаты или же зритель должен платить за искусство, и платить хорошо?

— Если художник —  часть общества, и он занимается своей работой, то почему он не может рассчитывать на то, чтобы этим жить?

Каждый должен делать то, что у него получается лучше всего и иметь возможность жить за счёт своей деятельности. Сейчас ситуация арт-рынка в нашей стране представляется довольно унылой. Я совсем недавно писала текст на эту тему и хочу сказать так: давайте, наконец, организуем нормальный арт-рынок, а потом уже начнём его презирать и считать неприемлемым сам принцип «искусство на продажу». Нужно идти нормальными путями, пользоваться готовым алгоритмом. Нужно подниматься по всем этим ступеням. Пока нет арт-рынка, будет хаос. Это верно для страны в целом, для столицы, для маленького города.

Что теряют горожане оттого, что из Запорожья эмигрируют люди искусства?

— Многое. В свое время художница, кермистка, велколепный педагог Лилия Бережненко (Народная студия ДК Металлургов), сказала мне в интервью, что художники – как специи в человеческом тесте.

У нас в Запорожье – потому что это город промышленного бума – и так специй маловато было. Мы рискуем вообще остаться на пресном хлебе и воде. Давайте хотя бы о детях подумаем – им жить в постиндустриальном обществе, в условиях креативной экономики. Детям точно не помешала бы возможность сосуществования с художниками.

Инга Эстеркинакуратор, культуролог (галерея «Худграф», арт-клуб Х.Л.А.М.(Киев),  книжный  фестиваль «Запорізька книжкова толока», 2013 – 2016 – редактор всеукраинского журнала «Бирючий арт», проект «Духи и твари в черной траве», Come in (Харьков), с  2004 по 2016 – пресс-секретарь арт-резиденции «Международный симпозиум современного искусства «Бирючий», biruchiyart.com.ua)

Беседовала Ева Миронова