Соль, вода и мука — вот три основных компонента, благодаря которым создаются невероятные картины из соленого теста. Об этом мастерстве как никто другой знает запорожская рукодельница Арина Ральченко. О тонкостях создания лепных картин мастерица рассказала журналисту «Верже».
— Арина, расскажите, как у вас появилось увлечение создавать картины из соленого теста?
— Все началось с детской мечты. Когда я была маленькой, мне очень хотелось заниматься лепкой и рисованием. В 10 лет решила сама пойти и поступить в школу искусств, но мне отказали, возможно, если бы в тот момент со мной был ктото из взрослых, то ситуация сложилась бы иным образом. Но мечта осталась и вела меня по жизни. Поэтому я старалась ходить на различные творческие кружки, мастерклассы и т.д. Часто посещаю выставки и музеи. Смотря на представленные там произведения, невозможно не вдохновиться. Однажды я попала на мастеркласс по соленому тесту, и меня это «затянуло». Мне захотелось попробовать повторить ранее увиденные работы мастеров, так как купить их практически нереально, а желание быть обладательницей частички прекрасного не угасало. Так я стала воплощать в жизнь свою давнюю мечту детства.
— Где вы обучались тонкостям этого мастерства?
— Можно сказать, что везде понемногу. К примеру, мой сын ходил заниматься в художественную школу. Однажды я присутствовала с ним на занятиях и наблюдала за процессом смешивания и нанесения красок. Также помогло то, что я до этого практиковала различные виды прикладного творчества. Много полезной и нужной информации нашла в интернете. Оттуда беру и картинки для своих будущих работ, потому что представить самой какойлибо цветок не так уж и просто. Много различных нюансов во время лепки я для себя открывала случайно, можно сказать, на уровне интуиции.
— В чем особенности создания картин из соленого теста?
— Соленое тесто напоминает очень мягкий пластилин. Нюанс в том, что оно, как любое тесто, растекается. Я перепробовала множество рецептов, которые предлагаются для лепки, и вывела для себя нужную пропорцию соотношения ингредиентов. Как любые открытия, которые делаются случайно, так было и у меня с рецептом теста. Я не очень люблю срезанные живые цветы, потому что со временем эта красота умирает. Фотография не передаст всю тонкость того же цветка, а лепные работы напоминают застывшие мгновения жизни. Чтобы приблизиться к природному совершенству, для каждого лепестка я делаю временную форму. Жду, когда они подсохнут, и собираю цветок в композицию. Для того чтобы тесто высохло, нужно примерно двое суток. Далее, когда уже материал полностью высох, я приступаю к разрисовыванию красками. После чего изделие опять сохнет сутки, затем вскрывается лаком и 24 часа высыхает. В межсезонье очень сложно лепить, потому что тесто долго высыхает. Зимой изделие можно положить на батарею, летом — на солнце, а осенью и весной, когда не греет солнце и не включают батареи, это проблематично. Когда понимаешь, что можешь из простых компонентов сделать маленький шедевр, это вдохновляет, появляется чувство гордости. В лепке я стремлюсь точно передать копию оригинала. Уникальность картин из соленого теста заключается в сочетании в себе как минимум двух видов искусства – лепки и живописи.
— Как проходит процесс создания картины?
— Начинаю с того, что ищу картинку, которая меня вдохновит. Представляю, как этот цветок или композиция будет смотреться уже в готовом виде. Далее готовлю тесто. Раньше я на заготовке рисовала набросок, но потом со временем и опытом начала наносить тесто сразу на основу. Также готовлю фон, разрисовываю или делаю на нем декупаж. Я пробовала лепить двумя способами. Первый – сверху на фон прикладывается пищевая пленка, выкладываются все элементы, после высыхания переносятся с пленки и приклеиваются. Второй – сразу материал кладу на основу, соединяя все элементы простой водой. Мне больше нравится второй вариант, так как в первом случае бывает, что очень тонкие и мелкие элементы во время переноса ломаются. Но тут играет роль, с каким материалом я работаю. Например, к стеклу тесто не пристает, и необходимо лепить композицию только отдельно. Также делаю для работ индивидуальные рамки. Пробовала из пластика, но мне не понравилось, как он смотрится на готовой картине холодный и безжизненный. Поэтому заказываю рамки из натурального дерева, на которых делаю для каждой работы индивидуальный декор.
— Насколько долговечны картины из теста?
— Сказать конкретно, сколько лет прослужит картина, я не могу, так как и сама этого до конца не знаю. Но, к примеру, у меня есть подруга, которой 15 лет назад подарили подкову из соленого теста, и она до сих пор в целости и сохранности.
— Необходим ли специальный уход за таким изделием?
— Нужно постараться уберечь картину от попадания прямых солнечных лучей. Также нельзя, чтобы на картину попадала вода. Убрать пыль можно легкими движениями кисточки.
— Есть ли у вас самая любимая картина?
— Для меня мои картины – как дети, а каждый ребенок любим посвоему. В каждой из картин есть частичка моей энергии, и выделить какуюто одну я не могу. Конечно, если сравнить самую первую мою работу и последнюю, то последняя мне нравится больше. Только изза того, что в ней уже есть немножко мастерства. Пускай первые мои работы не идеальны, но они все равно любимы.
— Есть ли у вас такая картина, которую вы никогда не продадите? Расскажите ее историю.
— У меня есть одна такая картина, на которой изображен частично выдуманный цветок, чтото наподобие аленького цветочка. У каждого в детстве была любимая сказка. Вот моя как раз и была про аленький цветочек. Мечтала о том, чтобы и у меня был такой волшебный цветок. Я фантазировала, как бы он выглядел на самом деле, если бы существовал в реальной жизни. Эта работа мне очень дорога, и я ее оставила себе. Еще есть подсолнух, который я считаю самым лучшим из всех сделанных мной на сегодня подсолнухов. Когда творишь на возвышенных эмоциях и с большим желанием, со временем понимаешь, что некоторые вещи уже вряд ли сможешь повторить. Вообще работы, сделанные своими руками — особенные. От них исходит особая энергетика. В работах любого мастера всегда есть кусочек души, потому что, когда он творит, вкладывает частичку себя. В творческом процессе чувствуешь себя немножко Богом – это волшебство. Огорчает, что у нас в Украине не так ценят ручную работу, как за границей.
— Что вас вдохновляет на создание новой картины?
— В первую очередь, вдохновляет сам процесс. Когда из простых материалов муки, соли и воды получаются картины, которые радуют не только тебя, но и окружающих. Всегда приятно, когда люди смотрят на твои работы и они им нравятся не меньше, чем тебе. Это очень вдохновляет, хочется творить еще с большей силой.
— Сколько времени уходит на создание картины из соленого теста?
— На создание одной картины среднего размера уходит примерно семьвосемь часов. Чтобы она полностью высохла и была готова, так скажем, отправиться в руки к своему новому обладателю, необходима примерно неделя. Здесь также важен размер картины: чем она больше, тем больше времени уходит на ее создание.
— Как вы считаете, работы нужно дарить, продавать другим или оставлять для себя?
— Когда я делала обереги, то сначала оставляла их у себя, но со временем почувствовала перегруз. Я поняла, что для меня этих работ много. Их энергия, так скажем, начала на меня «давить». Поэтому стала раздаривать и продавать. Мое мнение творческая энергия, вложенная в картины, должна иметь продолжение. Не нужно работы складировать. Когда отдаешь, приходит новая энергия вместе с вдохновением. Для себя я оставила пару картин, и мне этого достаточно.
— Ваши пожелания нашим читателям?
— Я всех призываю заниматься творчеством. Находите на это время и пробуйте чтото новое, увлекательное и интересное! Желаю, чтобы каждый нашел свою отдушину. Ведь даже в обыденных житейских действиях есть много ценного, главное — суметь это рассмотреть. Я всем рекомендую, особенно, когда человек находится в стрессе, заниматься какимто творческим делом. Пускай не для общего обозрения, а просто для себя. Это помогает расслабиться и трансформировать негативную энергию во чтото полезное. Творчество — волшебное состояние и безграничное пространство, в котором человек может все.
Анастасия Кандыбей