В Запорожье завершились работы по реставрации двух древних судов, которые сейчас находятся на территории Национального заповедника «Хортица» – байдака XIX века и дубельшлюпки 1730х годов. Как рассказал «Верже» научный сотрудник отдела охраны памятников Национального заповедника «Хортица» Виктор Кривоносов, работы проводились при финансовой поддержке посольского фонда США – грант «Сохранение культурного наследия».
Напомним, что байдак, который подняли со дна Десны и реставрировали сейчас, привезли в заповедник из Черниговской области в 2010 году, а дубельшлюпку подняли со дна Днепра в Запорожье в 2007 году.
«Чайка», бригантина и дубельшлюпка примерно одного периода – времен русскотурецкой войны 1735–1739 годов.
– Дубельшлюпка – это военное парусногребное судно, у которого на вооружении было 6 пушек и команда гребцов примерно из 40 человек. В принципе, предназначение «чайки» и дубельшлюпки похоже – это небольшие десантные судна, на которых можно выходить как в лиман, так и на открытую воду. Бригантина, конечно, на порядок больше – это палубное морское судно для проведения военных действий, рассказывает Виктор Кривоносов.
На протяжении прошлого года специалисты воссоздавали первоначальный вид корабля. Сложность заключается в том, что чертежей подобных судов, которые относятся к первой половине XVIII века, нет. В арсенале реставраторов были только доски обшивки, которые достали со дна Днепра 6 лет назад. Но после обработки материалов специалисты создали каркас, на котором снаружи размещаются найденные фрагменты судна, что позволило восстановить форму корабля.
– Проанализировав опыт наших коллег за рубежом, мы разработали следующую концепцию реставрации: так как найденные фрагменты дубельшлюпок изначально не были единым целым, но принадлежали к однотипным и наиболее многочисленным кораблям флотилии, мы сочли приемлемым изготовить цельный каркас, реконструирующий модель лодки по сохранившимся частям. К такому решению подталкивало и то, что часть фрагментов, таких как куски бортов с пушечными опорами, гакаборт, отдельные обшивочные доски и т.д., не имели стыкующихся участков и как бы «повисали» в воздухе. Соединение их в единое целое без визуализации контуров корабля давало весьма условное представление о памятнике, интересное разве что специалистам. Напротив, реконструкция модели помогала зрителю ощутить габариты дубельшлюпки, понять степень сохранности и место расположения найденных предметов. Изящная каркасная конструкция при этом не скрадывала пространство, появлялась возможность рассмотреть экспонат во всех деталях и под разными углами, – рассказал «Верже» заведующий отделом охраны памятников и археологии Дмитрий Кобалия.
Что касается внешнего вида судов после реставрации, то, по словам сотрудника заповедника, в методике реконструкции не предусматривается полная обшивка деревом. Дубельшлюпка, как и «чайка», представлена как бы в разрезе, что позволяет зрителю иметь представление о том, как корабль выглядит внутри.
– Есть корпус и часть обшивки: полное обшивание деревом судна не было предусмотрено. Есть отдельные детали, которые мы вставляли, чтобы представить оригинальные компоненты, и их мы выделили черным цветом. Зашивать судно нет смысла, потому как в данном случае мы можем увидеть его в разрезе. Конечно, чем больше сохранилось деталей, тем лучше, но у дубельшлюпки повреждений больше, чем у той же «чайки», но здесь очень хорошо сохранилась носовая часть, несущие конструкции и пушечная форма, – отмечает Виктор Кривоносов.
Кстати, на данный момент на Хортице представлена довольно богатая коллекция судов, но маленькое помещение ангара не дает возможности рассмотреть древние плавсредства в масштабе. Как уже сообщалось ранее, научные сотрудники заповедника – они же энтузиасты – попрежнему надеются на открытие в Запорожье музея кораблестроения, но пока на его открытие нет реальных средств.
– Здесь вы не сможете увидеть ни одно судно полностью, поскольку помещение не предназначено для демонстрации таких объектов. Музей нам нужен, и если он появится, то это усилит туристическую привлекательность нашего города и даст нам возможность освободить место для дальнейших реставрационных работ. Однако сейчас мы работаем над адаптацией реставрационного павильона для проведения экскурсий. Создаются условия для открытия временной экспозиции, – констатирует сотрудник отдела охраны памятников заповедника.
Напомним также, что запорожскую бригантину подняли в 2004 году и провели первичную консервацию. Этот объект очень большой и сложный, а потому он ждет своего времени – работы на нем требуют не только пространства, но и значительных финансов.
Запорожская бригантина – это палубное одномачтовое парусногребное судно периода русскотурецкой войны 1735–1739 гг. Построено на Брянской (Запорожской) верфи в 1738 году. При длине около 20 метров судно имело артиллерийское вооружение и предназначалось для ведения боевых действий на Черном море. На данный момент корабль представляет собой единственный памятник судостроения Петровской эпохи, доступный для полного изучения и реставрации. Уникальность данного судна заключается в том, что подобных памятников на территории Европы на сегодняшний день не найдено. Сохранность корпуса составляет около 70%, что делает его весьма перспективным для дальнейшей реставрации и музеефикации.
По сведениям сотрудников заповедника, за 2017 год корабли посмотрели около 4500 туристов.
Напомним также, что этой осенью в районе Разумовской переправы планируется подъем десантного понтона 1943 года. Это элемент плавучей мостовой переправы, который иногда использовали как платформу для перевозки техники, боеприпасов и личного состава на противоположный берег Днепра.
Ева Миронова, фото заповедника