Союз постсоветских государств без России — реальность или утопия?

1678
0

В последнее время Украина значительно активизировалась на внешнеполитическом и внешнеэкономическом направлениях. Доказательства тому визит П. Порошенко в США, ответные визиты в Украину лидеров ЕС, госсекретаря США и секретаря НАТО. Результаты этих визитов не самые радужные и обнадеживающие, но, говорят, под лежачий  камень вода не течет, а смеется тот, кто смеется последний.

Крупные, показательные победы часто оборачиваются такими же крупными поражениями и, наоборот, медленное продвижение  гарантирует устойчивые победы, тише едешьдальше будешь. На фоне визитов в Украину именитых украинских и американских чиновников приезд белорусского лидера, которого в Европе называют изгоем и последним диктатором, выглядел, как отступление украинской внешней политики и, разумеется, как менее значительное событие. На самом деле, это может быть одной из самых перспективных встреч. 

Беларусь входит в  состав союзного с Россией государства, и А. Лукашенко считается грубоватым, но   несамостоятельным лидером, политически зависимым от В. Путина. Поэтому все отечественные эксперты предполагали, что его визит в Украину полностью согласован с В. Путиным, а все возможные смелые заявления будут спасены политической хитростью «батьки» и его маневренным отчетом, дескать, меня неправильно поняли. А вот смелых заявлений он как раз   не делал и, напротив, вел себя довольно осторожно. На совместном брифинге г. Лукашенко подчеркнуто говорил на русском языке, неоднократно ссылался на дружбу и сотрудничество с Россией, не скрывал постоянных контактов с В. Путиным, чем явно вызывал напряжение и даже  недовольство П. Порошенко. Украинский президент подчеркнуто и демонстративно говорил о  российской агрессии и вызывающе благодарил белорусского коллегу за поддержку Украины и признание незаконности аннексии Крыма. А. Лукашенко слушал сдержанно, напряженно и  настороженно. На первый взгляд это и доказывало его несамостоятельность и даже страх перед предстоящим отчетом в России. Однако не стоит абсолютизировать его страх и  несамостоятельность. Поведение А. Лукашенко может свидетельствовать о постепенном выходе Беларуси из­под влияния России, даже о демонстрации смелости и вызова, готовности отстаивать национальный суверенитет, по крайне мере, Беларусь явно к этому приближается.

Интерес Украины к встрече с белорусским лидером многие наши эксперты тоже связали с определенными провалами на европейском направлении. Мы достигли пика, который называется безвизовым режимом, договором об ассоциации и зоной свободной торговли и за которым в ближайшее время нам ничего не светит, а потому нужно показывать активность хотя бы на белорусском направлении. По­моему, это поверхностное суждение. Давайте вспомним некоторые другие и отнюдь не случайные встречи.  Украинский премьер принимал своих коллег из Молдовы, Азербайджана и Грузии и сделал шаг к возрождению ГУАМ. Украинский президент встречался с грузинским коллегой и  молдавским премьером. Похоже, на постсоветском пространстве начинает формироваться новая конфигурация политических сил без участия России, и делается это без лишней помпезности и PR. Кстати, к этому стремился и г. Путин, но потерпел  фиаско, т.к. никто из перечисленных республик не захотел возвращаться в обновленный СССР под старым руководством России. Новый формирующийся союз не претендует стать ни федерацией, ни конфедерацией, а союзом независимых государств, стремящихся создать Европу на своих территориях. Присоединение  к  этому союзу Белоруссии может стать серьезным ударом по России, да и она сделает все, чтобы удержать Беларусь в сфере своего влияния. Но А. Лукашенко – не новичок в политике и понимает, что есть пределы давления на его страну и ее суверенитет.

Серьезным и, надеемся, ответственным заявлением белорусского лидера стало обещание, что Беларусь никогда не станет источником угрозы для Украины, в том числе в виде предстоящих российско­белорусских военных учений  в сентябре на белорусско­украинской границе. Это обещание г. Лукашенко будет проверено временем. К сожалению, не все обещания проходят проверку временем, например, Будапештский меморандум, и всегда нужно помнить, что в политике не бывает вечной дружбы и вечных союзов, но в нарушении дружбы и союзов обычно бывает виноватой не только одна сторона.  Нужно уметь признавать свои ошибки, не  повторять их и избегать новых при выстраивании новой дружбы и союзов. Что касается военных учений, то их проведение всегда беспокоит любую страну, на границе с которой они проводятся.  Эти учения могут являться демонстрацией военной силы, запугивания и шантажа соседей, но могут быть обычным рабочим мероприятием.  Даже будучи шантажом и запугиванием, они не обязательно ведут к полноценной войне. Все зависит от поведения страны, которую запугивают и провоцируют.

Белорусскому президенту можно доверять в той мере, в какой обеим странам выгодно их политическое, экономическое и торговое сотрудничество. Для Украины оно важно в условиях потери прежних рынков, в частности, российского, и не обретении в полном объеме европейского рынка. Для Белоруссии оно важно в случае потери российского рынка, если г. Лукашенко займет непримиримую позицию в защите национального суверенитета. Оно необходимо обеим странам, между которыми сложились предельно доверительные отношения, как выразился по этому поводу сам белорусский лидер.

Татьяна   НИКОЛАЕВА