Предпраздничный портрет одной запорожской школы

1857
0

В начале сентября мир облетело видео с принцем Джорджем. Папа, принц Уильям, привёз четырёхлетнего сына «сдаваться» в школу. Джордж, как всякий третий в очереди на британский престол, оказался человеком мужественным и даже не заплакал. Но всем своим видом показал, что «кончилось его детство». Когда же мы посреди урока зашли в 1­Б класс запорожской школы №91, нас встретил радостный смех и прыгающие под музыку из мультика малыши ­ здесь детство, похоже, совсем не закончилось!

Школа будущего
Но главное, первоклашки никак не отреагировали на появление школьного начальства и журналистов — у них небольшой сеанс активного отдыха, и пусть весь мир подождёт!
Согласимся, что в 1­Б классе, по сравнению с принцем Джорджем, более взрослые шестилетки. Но в отличие от той школы, в которой училось наше поколение, это совсем другое заведение. Как иллюстрация к афоризму Малкольма Форбе: «Цель образования состоит в том, чтобы заменить пустой ум свободным разумом»…
Да, когда мы попросили городской Департамент образования и науки подсказать заведение, о котором стоит написать ко Дню учителя, то 91 школа была названа без запинки. Так мы приехали на улицу Лахтинскую Хортицкого района. Ну и что, школа как школа, таких не то что в городе, а в селах области, но уже с евроокнами и еврочерепицей — десятки. Хотя и в 91­й, конечно же, все очень опрятно, но без всякого «евро» и без того, что сейчас называют «наворотами».
К тому же, по меркам «Бабурки», эта школа ­ настоящая старушка, она работает с 1971 года, когда нынешний Хортицкий район был ещё огромной стройплощадкой. Но именно 91 школа была выбрана единственной в городе, одной их четырёх в области и одной из тридцати в Украине, где проходит эксперимент «Нова українська школа». Иными словами, здесь обкатывается 12­летка, внедряемая со следующего года по всей Украине.
Излишне говорить, что это дело непростое — в школе часто присутствуют специалисты Института усовершенствования учителей и даже Минобразования и науки. И спасибо, что не как ревизоры, а как помощники и консультанты. А ещё двое учителей ныне первых классов и профильный завуч две недели своего отпуска провели в Киеве. В качестве… учеников! И познали тайны новой методики обучения, которая теперь внедряется и в Запорожье, чтобы накопленный опыт передать другим педагогическим коллективам города.
Об особенностях нового учебного процесса нам рассказали директор школы Татьяна Иваницкая и две её заместительницы ­ Наталья Писарева и Нина Егорова. В эксперименте принимают участие, как уже понял читатель, два класса по 30 первоклассников. Парты стоят не так, как обычно, а по кругу. Причём расстановку парт можно изменять в зависимости от поставленных задач. На классной «камчатке» есть коврик на полу и даже подушечки, чтобы расположиться удобнее. В каждой такой «застольной» мини­группе из шести малышей выбирают лидера и пытаются вместе ­ с помощью учителя, конечно, ­ решить некую проблему.
Начинается же школьный день с «утренних встреч», т.е. в неформальной обстановке, на коврике дети обмениваются впечатлениями прошедшего дня, причём учитель первый рассказывает свою историю. Урок длится 35 минут с 15­минутным перерывом.
Как рассказывает директор, наукой и опытом работы установлено, что у шестилетнего ребёнка внимание сосредоточено на чем­то одном не дольше 6 минут, поэтому тут нужно чётко улавливать настроение детей и переключать их интерес на что­то новое.
Что в итоге? По мнению Татьяны Викторовны, дети стали спокойнее. В школу они идут с большой охотой и даже радостью — никакого нервного напряжения. Но это иногда настораживает родителей: понятно ­ игры, смех, задорное прыганье под музыку, а когда же учиться? Но ведь именно во время игры дети познают мир, изучают и даже открывают его для себя.
«Мы привыкли, что ученик, получив задание, трудится самостоятельно, а здесь он учится прежде всего работать в команде», — рассказывает Татьяна Иваницкая. Кстати, дети не боятся ни начальства, ни телекамер, но смотрят, как на гуру, лишь на своего учителя. А ещё в экспериментальных классах учебников нет, домашних заданий нет, изучается всего шесть предметов и в день ­ четыре урока. Правда, с учебниками, как всегда, проблема. Учителям приходится распечатывать много материала. Но есть и хорошая новость: практически с начала учебного года уже поступили учебники, диски, тетради по английскому языку.
Тут важно добавить, что 91 школа — обычная не только с виду, это микрорайонное учебное заведение, где нет специального конкурса и куда берут всех. Даже детей из асоциальных семей — ведь все должны учиться и становиться гражданами своей страны…

Школа терпения и надежды
Но оказывается, что, кроме эксперимента, связанного с 12­леткой, в 91 школе существуют так называемые классы педагогической коррекции, которые объединяют 110 учеников с задержкой психического развития с 1 по 9 класс…
Многовато, согласитесь, на 700 учащихся школы. Но это связано с тем, что вот уже 15 лет 91 школа выступает единственным украиноязычным заведением района, куда специальная медико­педагогическая комиссия направляет детей с задержкой психического развития. Функцию русскоязычной школы такого плана в Хортицком районе выполняет школа №32.
Дети и школа имеют широкую поддержку мэрии, некоторых предприятий и организаций, а также родителей. Кстати, питание для всех учеников «коррекционных» классов бесплатное ­ горсовет выделяет деньги на эти нужды в полном объёме.
Заметим, что диагнозы у детей встречаются разные, да и форма занятий тоже различная — кто­то переведен даже на индивидуальное обучение. Т.е. каждый день, пять раз в неделю к такому ученику приходят учителя. Но на школьные праздники, различные конкурсы в стенах школы стараются собрать всех. «Мы ­ одна семья», ­ неоднократно подчёркивала во время нашей беседы директор.
А ещё здесь радуются малейшим успехам своих воспитанников. Вот девочка­колясочница в силу своего заболевания не может и ручку держать как следует. Читает она хорошо, а вот писать не умеет. Спасибо планшету — ученица с его помощью потихоньку все же освоила письмо.
А ещё в этом году выпускник девятого «коррекционного» класса поступил в лицей и осваивает любимую профессию дизайнера. Он о ней давно мечтал. И этому событию радовалась вся школа. Хотя много ребят после девяти классов поступают в лицеи, осваивают рабочие профессии и благодарны школе за помощь, поддержку и знания. Ведь в «коррекционных» классах и оценка в восемь баллов иногда настоящий подвиг.

Школа перспективы
Читатель, возможно, уже задался вопросом: а не много ли на 91­ю школу «навесили»? И эксперимент с 12­леткой, и очень непростое дело «коррекционных» классов… Нет, не много.
Такая вот небольшая информация к размышлению. Из 30 выпускников этого года 19 стали студентами. А ещё и школьники, и учителя школы являются победителями и призёрами многих олимпиад и конкурсов. Вот только в этом году учитель экологии, географии и биологии Елена Залипская была отмечена 2 местом во Всеукраинском конкурсе разработки уроков. Третье место в одном из конкурсов ­ за Оксаной Шевченко. Есть серьёзные успехи и у других учителей школы.
Тут важно отметить и другое ­ 10 педагогов 91­й школы сегодня получают второе высшее образование. В школе, кстати, нет вакансий. Сюда приходят работать студенты университетов и выпускники Запорожского педучилища, с которым у школы самые тесные рабочие отношения.
То обстоятельство, что учителям недавно повысили зарплату, в школе, конечно же, приветствуют. Ибо в общем­то тяжёлый и очень ответственный труд должен и оплачиваться достойно. Впрочем, ситуацию с зарплатами определяет экономика, а её состояние сейчас оставляет желать лучшего.
В школе много молодёжи, но достаточно и опытных учителей, в том числе пенсионного возраста. И чаще всего именно они определяют уровень школьной подготовки. Ибо опыт, высочайшие методические навыки, грамотные подходы к ученикам обеспечивают успех дела.
Стоит выдать ещё один маленький секрет 91­й школы. Здесь работают два класса с углублённым изучением математики и физики, а соответствующие факультативы бесплатно для учеников ведут преподаватели ЗГИА. В перспективе ­ углублённое изучение химии, а начало серьёзной подготовки в области точных наук ­ не с восьмого, как сейчас, а с седьмого класса.
Теперь вы знаете, почему такой высокий процент поступивших, притом на специальности, которые определяют промышленное будущее Запорожья?
Школа здоровья
Получается, что коллектив школы какой­то стожильный: весь в экспериментах и заботах, да ещё успевает обеспечивать вузы достойными абитуриентами. Но оказывается, что и это не все!
Школа с «коррекционными» классами, в которых много детей с ограничениями по занятиям физкультурой, буквально гремит своими спортивными результатами. И в районном масштабе, и в городском. Оксана Мельниченко ­ совсем молодая девушка. Но она ­ уже учитель физкультуры высшей категории. В своё время была университетской знаменитостью — это она в ЗНУ провела первый фестиваль аэробики. Но ещё студенткой пришла в 91­ю школу и работает так, что её пытаются переманить к себе не только другие школы…
Мы не станем перечислять завоёванные места, призы, кубки. Сегодня не только нужно готовить юных спортсменов, но ещё найти возможность добраться на соревнования или показательные выступления. Ведь с «Бабурки» 30 человек в центральную часть города маршруткой не доставишь. Поэтому коллектив мечтает о школьном автобусе.
А сейчас попробуем обратить внимание читателя на высочайший уровень доверия учителю со стороны родителей. Это когда последние пишут расписку с разрешением привлечь ребёнка со «всеми справками» к полноценным занятиям физкультурой. И педагог потихоньку выводит не то что «неперспективных», но и вообще далеко не спортивных детей не только к каким­то приемлемым, но и высоким результатам. А значит, к полноценной здоровой жизни. Если это касается астматиков, то поначалу все занятия проходят с баллончиками, чтобы остановить внезапный приступ. Но дальше квалификация и индивидуальный подход к ученику творят настоящее чудо.
* * *
Ни директор, ни завучи без серьёзной поддержки, энтузиазма, а иногда и самоотверженности настоящего коллектива единомышленников эту всю махину не потянули бы. Мы слушали, смотрели и удивлялись, что сегодня, в период, когда школы ругают — и часто справедливо — за бездушие и поборы, за низкий уровень подготовки и вечный карантин, существует какой­то оазис если не благополучия, то уж сеяния разумного, доброго, вечного.
И уже хорошо, что это понимают и власти города, и ЗГИА. Хотя на воз, который тянет, не только грузить нужно…
Светлана Третьяк