Судебная реформа в Украине и суд над пенсионерами

1682
0

На своем брифинге в начале парламентской недели г. Парубий изо всех сил пытался настроить депутатов на рабочий лад, ведь на кону три важные реформы – судебная, пенсионная и медицинская.

Рабочий лад не получился. В первый же день заседания парламента в зале присутствовали от силы 100 депутатов. Часть их занималась митингами и протестами под НБУ и парламентом, другая часть решила не заморачиваться 4 тыс. поправок к судебной реформе, а ведь эта реформа важна не только в качестве требования МВФ и ЕС, но и для огромного числа простых граждан.

Представители оппозиционных фракций, в первую очередь «Батьківщини», усмотрели в тексте реформы сужение прав и возможностей простых граждан в получении юридических услуг, но ни одна их поправка не набрала необходимого количества голосов в полупустом зале. Нельзя не согласиться с Ю. Тимошенко, что такое равнодушие депутатов к собственной реформе свидетельствует о равнодушии к собственному народу, но нельзя не согласиться с представителями несуществующей коалиции, что затягивание принятия реформы тоже пользу народу не приносит.

Спикер попытался разрешить эту дилемму, заставив депутатов работать без перерыва, и в традиционном для него стиле ставил на голосование этот вопрос 6 раз. Не вышло. Депутаты от отдыха не отказались, и реформа так и не была принята. А впереди гораздо более важная для 12 млн человек пенсионная реформа, которая не устраивает многих и грозит быть похороненной в бесконечных дискуссиях. Об этой реформе многие эксперты говорят, как о страшном суде или последнем ударе по пенсионерам. Удар, однако, наносится хитро, с помощью шантажа и мелькающего вдали пряника.

Лидер фракции БПП А. Герасимов уже заявил или пригрозил, дескать, с каким удовольствием или презрением он будет смотреть в глаза тем депутатам, которые откажутся голосовать за пенсионную реформу, а значит, и за повышение пенсий с октября текущего года на 200 или даже 1000 грн. Вот он, шантаж – не будет принята реформа, не будет и пряника, т.е. повышения пенсий. А. Герасимов забыл только разъяснить, что из 12 млн пенсионеров повышение пенсий, по крайней мере, на 1000 грн., получит, дай бог, один миллион пенсионеров, а у некоторых категорий их заслуженная пенсия не вырастет ни на копейку. К этим категориям относятся, увы, не только элитные пенсионеры, имеющие 20 и более тысяч пенсионного дохода.
Суть шантажа и манипуляций заключается в попытке консолидировать всех пенсионеров против оппонентов реформы, а когда люди обнаружат, что их пенсии не выросли вообще или выросли на ничтожную сумму, будет уже поздно, как говорится, поезд ушел. А значительного повышения пенсий всем пенсионерам не может быть потому, что главное требование МВФ ­ сокращение социальных расходов, и без выполнения этого требования очередной транш для Украины окажется под вопросом. Не исключено, что повышение пенсий хотя бы для некоторых категорий людей является смелым шагом нашего правительства вопреки требованиям МВФ, если бы не одно обстоятельство ­ это повышение будет съедено инфляцией.

Кстати, в проект госбюджета на 2018 г. заложен уровень инфляции в 7%. В бюджет 2017 г. закладывалась цифра инфляции в 8%, а реальная инфляция составила 13­14%. Вот и считайте, во что превратится повышение пенсий для некоторых категорий людей даже на 1 тыс. гривен, если предполагаемая и реальная инфляция вновь не совпадут.
Но справедливости ради нужно отметить, что жесткая пенсионная реформа исходит не из равнодушия правительства к пенсионерам, а из последствий тяжелых 90­х годов прошлого века. Тогда в условиях экономического распада огромная часть людей получала зарплату в конвертах без отчислений в Пенсионный фонд. Именно поэтому там образовалась такая сокрушительная «дыра». А сегодня эти люди претендуют на пенсию. Можно ли осуждать этих людей, которые выживали в 90­е годы, как могли, и сегодня тоже не хотят умирать без пенсий? И нужно ли осуждать сегодня правительство, которое пытается расчистить «авгиевы конюшни»? Сложилась уникальная ситуация, когда все – жертвы и нет виноватых. Однако ответственность за реформы и их последствия все равно ложится даже не на авторов реформ, т.е. МВФ и ЕС, а на исполнителей, т.е. на правительство.
Все уже разгадали маленькую хитрость правительства о скрытом повышении пенсионного возраста в зависимости от стажа работы. Но главная хитрость связана с постепенным отходом от государственной солидарной системы и переходом к частным формам накопления, т.е. к различным фондам. Эти фонды великолепно выполняют свои функции в западных странах, но кто даст гарантии, что они не будут лопаться у нас, как банки и мыльные пузыри? И кто будет отвечать, если люди окажутся у разбитого корыта после исчезновения подобных фондов? Предусматривает ли пенсионная реформа подобный вполне реалистичный сценарий и механизм его предотвращения? Кажется, государство гарантирует согласно этой реформе только так называемую социальную помощь, которая может оказаться меньше сегодняшней минимальной пенсии.
Татьяна НИКОЛАЕВА