Жизнь или кошелёк: вольнянцы не поддерживают разрушительную разработку карьера по добыче каолина
В Вольнянске Запорожской области на минувших выходных прошли очередные общественные слушания по поводу возможной разработки карьера по добыче каолина Беляевским обогатительным комбинатом. Местные жители пришли сказать своё слово «ПРОТИВ» опасного производства митингом под стенами райадминистрации, а также во время переговоров в зале совета.
Как сообщалось ранее, неподалёку от самого Вольнянска – на территории Павловского сельсовета ещё с 2006-го года обговаривается возможность добычи каолина – белой глины, которая используется в производстве фарфора, фаянса, косметики, резины и т.д. При этом жители Вольнянска не хотят пускать дельцов на родную землю по причине не только многих неудобств, как, например, курсирование большегрузов по городским дорогам, но и реальных экологических опасностей, одним из которых является риск выхода урана, находящегося под слоем каолина.
По словам медиков, уже сейчас местные жители получают дозы урана в организм, которые превышают норму, потому волнение людей за здоровье детей и своё вполне объяснимо. Отметим, что уран, в том числе обедненный уран, как правило, представляет наибольшую опасность для здоровья человека в случае его попадания в организм при заглатывании, вдыхании или через трещины на коже. В организме уран представляет угрозу, будучи одновременно токсическим тяжелым металлом и радиоактивным веществом. Содержание урана в воде регламентировано из-за его химической токсичности — уран является известным нефротоксическим веществом, то есть токсичным для почек. Ионизирующее излучение — это известный канцероген. Его воздействие увеличивает риск возникновения различных видов раковых заболеваний.
К местным жителям вышел народный депутат Вадим Кривохатько, который считает, что ничего, кроме вреда, Вольнянск от постройки карьера не получит. Нардеп выступил перед митингующими, сообщив, что поддержит любое решение громады, но перед его принятием призвал людей к спокойным переговорам в зале райсовета, чтобы выслушать все «за» и «против».
— Это общественные слушания и для того, чтобы они прошли в нужном формате – юридически правильном, — нам нужно выслушать заявление самого предприятия-разработчика, а уже потом задать вопросы, спокойно высказать своё мнение и проголосовать – «за» этот карьер местные жители или «против». Чтобы никто не сказал, что местные жители не высказались. Я прекрасно понимаю, что большинство людей против карьера, потому что понимают, что здесь будут возведены терриконы выше райадминистрации, грузовики будут разбивать наши дороги, вода будет загрязнена и так далее. Я уже не говорю о том риске радиации, который может существовать, поскольку считаю, что в Запорожской области её и так достаточно. Но зачем нам рисковать, открывая тот Ящик Пандоры, чтобы понять, есть там радиация или нет. Инвестиции – это хорошо, но только в том случае, если они заходят не в обмен за здоровье и жизни людей, — сказал Вадим Кривохатько.
В свою очередь, разработчик проекта производства, который «презентовал» его на общественных слушаниях заявляет, что до урана «копатели» не дойдут. По его словам, были проведены геологические исследования и сделаны выводы, показывающие, что слой каолина находится гораздо выше. Что, впрочем, совершенно не убедило народ, поскольку кроме урана есть масса других рисков, о которых мы поговорим ниже.
Возвращаясь к слушаниям, стоит заметить, что на них, по какой-то причине, не присутствовал сам заказчик нового производства Беляевский обогатительный комбинат. Вместо представителя от комбината, который должен был выйти к вольнянцам и рассказать подробности «наполеоновских» планов предприятия, а также объяснить преимущества от производства для местных жителей, инвесторы «забросили» на встречу, как мальчика для битья, представителя разработчика документации Анатолия Авраменко. Последний не только не смог убедительно ответить на эмоциональные вопросы людей, но и презентовать сам проект в его технической части. Более того, в проекте обнаружилась масса ошибок и несоответствий устным заявлениям.
По словам местного общественника Дмитрия Буркота, детальный план территории ООО «БОК» для размещения карьера и фабрики не соответствует требованиям действующего природоохранного законодательства. В нём частично или полностью отсутствует информация о влиянии на компоненты экосреды и здоровья населения.
— Руководство ООО «БОК» уверяет общину в полной безопасности своего предприятия и отсутствии влияния на окружающую среду. Такой сценарий кажется маловероятным. Так на законодательном уровне добыча полезных ископаемых относится к видам деятельности, которые составляют повышенную экологическую опасность согласно постановлению КМУ № 808 от 28.08.2013 года. Кроме этого в Законе Украины «Об оценке воздействия на окружающую среду», который вступил в силу 18.12.2017 года структурные подразделения предприятия определены, как объекты со значительными экологическими последствиями. Согласно требованиям указанного закона предприятие должно разработать материалы оценки воздействия на окружающую среду, провести необходимые исследования, пройти процедуру рассмотрения и согласования с общественными слушаниями и получить Вывод из оценки воздействия на окружающую среду. Данный вывод является обязательным документом для утверждения планируемой деятельности, — говорит активист Дмитрий Буркот, который основательно поработал над изучением технических документов предприятия.
Так, его исследования показывают, что предприятие «БОК» допустило много просчётов и откровенной халтуры в работе над планом:
— Очевидно, что указанное оборудование в сумме с добычей открытого типа и разгрузочными работами приведет к значительному загрязнению атмосферного воздуха алюмо-силикатной мелкокристаллической пылью. Более того, разработка каолинов приведет к разрушению водоносных горизонтов и нарушения гидрогеологического баланса; загрязненные воды от процесса обогащения каолина планируется накапливать в хвостохранилище. Здесь неизбежным будет процесс загрязнения гидрооксидами металлов поверхностных и подземных вод; сброс сточных вод в поверхностный объект проектом ДПТ не предусмотрено, — отмечает Дмитрий Буркот.
По словам активиста, обогащение руды мокрым способом на площади водосбора реки Вольнянка приведет к загрязнению речной воды металлами и их соединениями с последующим аккумулированием последних в каскаде водоемов (прудов) расположенных по руслу и постепенным загрязнением вод р. Днепр в месте впадения.
Далее речь идёт о сборе и условиях временного размещения отходов нефтепродуктов. Здесь для опасных отходов предлагается захоронение или обезвреживание. Такое стремление противоречит экологическому законодательству Украины, в котором предусмотрена утилизация опасных отходов.
Более того, территория предусмотрена под строительство фабрики и хвостохранилища имеет статус земель природоохранного назначения и особо ценных земель сельскохозяйственного назначения и является важной составляющей экосети региона в целом. Также в документах отсутствует информация о радиационном фоне в зоне добычи. Мониторинг указанного участка не проводился, а устные заявления руководства ООО «БСК» об отсутствии радиации не соответствуют действительности.
Напомним, что у строительной компании есть разрешение на добычу каолина, которое в своё время подписал глава районной администрации Вольнянского района Александра Руденко. Однако производство не сможет стартовать без преодоления массового сопротивления народа, которое достаточно велико. Люди убеждены в том, что карьер не только им не нужен, но и опасен для родного края. Во время общественных слушаний 23 декабря абсолютным большинством люди высказались «ПРОТИВ» карьера.
С 6 декабря по 6 января в Вольнянске продолжаются слушания, на которых принимаются письменные предложения и заявления от местных жителей.