Юлия Траилина: Слепок — в каждый дом

2617
0

«Малесенькі долоньки сина чи доньки ніжніші за все!» — эти строки из песни Ирины Федишин как нельзя лучше характеризуют работу запорожской мастерицы Юлии Траилиной. Девушка делает «волшебные слепки» детских ручек и ножек, тем самым дает возможность мамам и папам сохранить воспоминания о том, какими крохотными были их дети в первые дни жизни. С позитивным и светлым человеком, мамой двух сыновей, женой и фанатом своей работы  Юлией Траилиной мы встретились в одном из местных кафе и расспросили об этом интересном и абсолютно новом для Запорожья творчестве

— Юлия, как вы начали заниматься слепками, учитывая тот факт, что в нашей стране такой способ  «в диковинку»?

— О возможности запечатлеть таким интересным способом ручки и ножки деток я узнала с появлением первого ребенка 8 лет назад. Мне очень понравилась сама идея, и захотелось сохранить частичку детства малыша. Слепки своего сынули я заказала у запорожского мастера, и эта работа хранится у меня до сих пор. Собственно тогда и возникло желание заниматься этим. Но первый ребенок ­ хлопоты… В общем, идею забросила. С появлением второго ребенка, безусловно, мне захотелось сделать слепки второго малыша. Но найти хорошего мастера в нашем городе уже не смогла. Начала искать информацию о тех, кто занимается этим в Украине. Вышла на Викторию из Винницы, которая создает безумно красивые работы. К тому же, она продавала наборы для создания слепков на дому. Решила попробовать сделать сама, и, не поверите, у меня все получилось с первого раза! Потом пошли дети друзей, соседей.

— А в Запорожье есть такие наборы для создания слепков?

— В магазинах можно найти, но на самом деле это ерунда. В наборе некачественный материал — дешевый алебастр, хиленькие рамочки.

— А где вы создаете «волшебные слепки»?

— Чаще всего я  приезжаю к деткам домой. Они там себя комфортнее чувствуют, не капризничают. А вот сам процесс обработки я делаю у себя дома, но со временем хочу открыть свою студию, потому что дома очень сложно работать — маленькие помощники «помогают», вся квартира заставлена слепками на обработке, а еще много материала, который нужно где­то размещать и хранить.

— Вы делаете 2D и 3D слепки. Чем они отличаются?

— Они снимаются по­разному. 2D снимается с помощью слепочной массы, оттиском — в него вдавливается ручка ребенка на несколько секунд и все. Такие слепки заказывают те, кто хочет запечатлеть открытую ладошку, на ней видны все линии. Для 3D замешивается специальный модельный гель, в него опускается ручка малыша, и вот какую форму кисть или ножка  ребенка  принимает, такой слепок у нас получается. Однажды ребенок «дульку»  скрутил,  так и запечатлели (улыбается).

— Насколько сложно «заставить» ребенка посидеть на месте?

— Есть дети­непоседы, которых сложно усадить, но слепки делаем всем. В любом случаи вариант подберется. От меня без слепка никто не уходит. Это ­ память на годы, и так трепетно потом прикоснуться к частичке детства твоего ребенка. Моему старшему сыну почти 9 лет, мы ему в годик сделала слепок, очень жаль, что не раньше. Знаете, почему­то клиенты ждут каких­то дат — полгода, год, два. Я вас прошу ­ не нужно этого делать. Дети очень быстро растут. Недавно я нашла у своей мамы листик бумаги, на котором она обвела мою руку ручкой,  когда мне было 1,4 года. Честно, меня даже трепет взял —  это старая, пожелтевшая бумажка, которой больше 30 лет, но она мне очень дорога. А представьте, что через три десятилетия ваш ребенок возьмет слепок в руки и скажет: «Боже, неужели я был такой маленький?». Это неповторимые моменты.

— А сколько лет вашему самому юному клиенту?

— Всего 14 дней. Когда я зашла в комнату, то не сразу его и заметила, он комочком лежал на диване (смеется). Это все настолько трогательно.

— И есть ли какие­то противопоказания, при которых нельзя делать слепки?

— Открытые раны на ручках/ножках или стрептодермия. Я использую только  противоаллергенные материалы, которыми можно пользоваться с рождения ребенка.

— Вы еще делаете слепок губ…

— Эту идею мне подсказали коллеги. Такой слепок — оригинальный подарок, который чаще всего заказывают на 14 февраля. Мужчину этим можно удивить, ведь слепок передает все черточки, объем. Такой сувенир можно сделать  как магнит и в рамочку поставить.

— Есть ли еще какие­то оригинальные идеи снятия слепков?

— Знаю, что некоторые мастера делают слепки попок, но я считаю это не совсем эстетичным, поэтому не берусь. В планах — сделать беременный животик. Но все никак не найду беременную мамочку, которая бы согласилась. Вообще в Европе есть целые галереи слепков бюстов и животиков будущих мам. У нас еще не все понимают ценность слепков детских ручек и ножек. Я участвую в разных выставках, и некоторые подходят, чтобы потрогать, пощупать их. А другие скептически относятся и не подходят к моему  столу, словно там лежит что­то ужасное. Поэтому мне хочется для начала привить любовь и необходимость увековечить детские ручки и ножки, так сказать: «Слепки ­ в каждый дом!».

— Как придумываете оформление? Ведь у вас не просто слепки ладошек и ступней, а полноценные картины.

— Все обговаривается с клиентом — багет, цвет, аксессуары, декор, фото. Индивидуальное оформление мы часто делаем в деревянных глубоких рамах, с паспарту и  индивидуальным декором. Некоторые мамочки у меня заказывают по 2 комплекта слепков: одни будут хранить в шкатулке, чтобы через время можно было их потрогать, а вторые оформляют в красивую рамку. Знаете, за мои работы мне не должно быть стыдно через 15­20 лет, и если я начала что­то делать, то не упокоюсь, пока не доведу все до идеала. Фраза «И так сойдет» к моим работам неприменима.

— А часто взрослые делают свои слепки?

— Нет. Возможно, из­-за того что я не так сильно популяризирую это. Да и слепки взрослых стоят дороже, т.к. материала тратится больше. Однажды я создавала интересную семейную композицию — мама и папа сложили руки в форме сердца, а рядом ладошка доченьки. Также стали часто заказывать картину «Семейное дерево». Интересный заказ у меня был. Снимала слепки всей семьи — мамы, папы, 16­летней и 4­летней дочек. Когда вся семья оставляла свои отпечатки, их 9­летняя собака Соня пришла в комнату и внимательно следила за процессом, пока старшая дочь не сказала: «Папа, давай и Сонин слепок сделаем, она же тоже член нашей семьи». В общем, увековечили мы и собаку лабрадора. Была у меня еще и чихуа­хуа, правда, там снимать слепок страшнее, чем у ребенка — очень миниатюрная лапка (смеется).

— Сколько стоят ваши работы?

— Один слепок 2D стоит 200 гривен, а 3D — 275 гривен, это без оформления. Можно всегда сначала заказать слепки, а потом оформление. Что касается рам, там цены от 450 гривен и до 2,5 тысячи. Все зависит от того, что хочет клиент. А вообще у меня часто покупают подарочный сертификат и презентуют  друзьям на праздники.

— Вы продвигаете свои работы в социальных сетях. Насколько легко работать в Интернете?

— Сложно, потому что нужно быть все время онлайн. Порой я кушаю с телефоном в руках, потому что понимаю — если клиент пишет, то он хочет получить мгновенный ответ. Часто мамочки по ночам не спят, и я с ними общаюсь. Понимаю, что это неправильно. Мне очень хочется как­то пересмотреть свое отношение к этому, уделить больше внимания семье, чем ответам. Бывает, что полдня я не в сети, а когда захожу, то вижу 25 сообщений с просьбой проконсультировать. Самый распространенный вопрос мамочек: как подготовиться? Ответ простой — никак. Мне нужен только ребенок, хорошее настроение и представление о том, как вы хотите оформить работу.

— А вы творчеством вообще когда­то занимались?

—  Нет (улыбается). Я училась  международной экономике, работала в банке и с творчеством никак не была связана. Мое самое большое рукоделие — Щелкунчик с саблей из фетра, которого сделала старшему ребенку в садик на новогодний утренник. Мне кажется, я продолжила заниматься слепками, потому что у меня сразу получилось. Если бы получилось каких­то пару лепешек, пожалуй, на этом все и закончилось бы.

— Вы являетесь членом Международной ассоциации мастеров скульптурной копии. Расскажите об этом.

— В нее входят лучшие мастера. Членом ассоциации может стать только один умелец из города. Даже если в Запорожье еще кто­то начнет делать слепки, он не сможет присоединиться к этой организации, пока я работаю на высоком уровне. Эта ассоциация ­ большая поддержка для нас, мастеров. На форуме мы консультируем друг друга,  вдохновляемся работами крутых умельцев. Ведь скучно делать все одинаковое.

— Что нужно, чтобы стать членом этой Ассоциации?

— Мастерица, которая решила собрать воедино всех классных умельцев, сама ищет нас —  мониторит социальные сети, находит интересных авторов, общается с ними и потом только приглашает. Вот так произошло и со мной. Накануне Нового года меня пригласили в Ассоциацию. Когда я попала на форум организации, то где­то неделю сидела там,  узнала много полезной и интересной информации.

 — Как вам удается все совмещать? Вы ­ жена и мама двоих детей, также делаете слепки, оформление, продвигаете свой бизнес. 

— Я не знаю. Наверное, сказывается мое спортивное прошлое — чем больше я загружена, тем больше успеваю. Мне нравится жить в этом ритме. Наверное, это ­ мой темперамент и любовь к тому, что  делаю. Бывают очень активные недели, когда в 2 ряда слепки сохнут, при этом нужно все успеть. Может, это  смешно, но это ­ моя жизнь, и я действительно этим живу.

Яна Петрова