Запорожский психотерапевт: так ли страшны детские страхи?

1622
0

Тема детских страхов актуальна всегда. Ведь абсолютно каждый родитель сталкивается с их проявлениями у своего чада. Да и если мы начнем припоминать собственное детство, то также наряду с радостными моментами, обязательно вспомним какие­-либо боязни.

Получается, что детство и страхи – понятия, увы, неразрывные. Как известно, психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием, поэтому детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и, если необходимо ­ своевременного устранения. Ведь их игнорирование способствует появлению неврозов у формирующейся личности. Но чтобы успокоить родителей, забегая наперед, скажем – оказывается, страхи могут быть полезны, и есть целый их перечень, который является абсолютной нормой в развитии детей и не требует особых вмешательств. Для того, чтобы разобраться в данной теме глубже, мы обратились с вопросами к психотерапевту, детскому психоневрологу Анне Пришутовой.

— Анна, давайте дадим понятие страху.

— В целом, страх – это одно из основных переживаний по силе и по частоте возникновения в жизни человека. На самом деле страх полезен, ведь это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, и в его основе лежит врожденный инстинкт самосохранения. И часто этот инстинкт мы ощущаем именно через страх, например, боимся высоты, огня, хищных животных. И такая боязнь сокращает количество ситуаций, которые могли бы быть для нас губительны. И, можно сказать, что благодаря этому чувству мы живем дольше. Отличие страхов у детей только в том, в чем в принципе заключается отличие детей от взрослых ­  меньше опыта, соответственно ­ меньше знаний и возможностей для преодоления боязней.

— Получается, появление страхов – вполне закономерный  и нормальный процесс?

-­ Да, абсолютно каждый ребенок столкнется со страхами. Ниже я приведу перечень физиологических страхов, которые являются нормой  для всех детей и подростков. Но сразу хочу оговорить один момент – не всегда родителям полезно знать, какие именно страхи ждут ребенка. Потому что у многих родителей есть тенденция накручивать себя еще больше и своего ребенка в частности. Они могут задавать ему много вопросов, уточнений и как результат ­  то, что могло бы пройти легко и «безболезненно» начинает принимать другие масштабы. Итак, нормой являются следующие страхи:

0-­6 месяцев – неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов, отсутствие матери и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки.

7­-12 месяцев – громкие звуки, люди, которых ребенок видит впервые, переодевания, резкая смена обстановки, высота, отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией.

1­-2 года – громкие звуки, разлука с родителями, засыпание и пробуждение, плохие сны, незнакомые люди, страх травмы, потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.

2-­2,5 года – страх потери родителей, эмоциональное непринятие с их стороны, незнакомые дети того же возраста, ударные звуки, возможно появление ночных кошмаров, перемены в окружающей обстановке, проявления стихии – гром, молния, ливень.

3-­5 лет – страх темноты, сказочных персонажей (ведьмы, призраки), страх потери (потеряться или потерять маму и папу), ночные кошмары самых разных сюжетов, нападения грабителей, стихийные бедствия, пожар, болезнь и операция, змеи.

6-­7 лет – страх смерти (приходит понимание того, что жизнь конечна), одиночества, страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой, страх физического насилия.

7­-8 лет – темные зловещие места (подвал, чердак); стихийные бедствия и катастрофы; утрата внимания и принятия любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей);  страх опоздания в школу, исключения из школьной и домашней жизни; физическое наказание;  отсутствие принятия в школе;

8­-9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями.

9­11 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);

11-13 лет – поражение, отсутствие признания достижений со стороны значимых людей, необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.

— Как понять, что страх вышел за пределы нормы и, возможно, необходимо обратиться к специалисту?

— Физиологический страх определяется двумя параметрами – содержанием (тема страха) и силой (длительностью) проявления. Например, ребенок боится темноты, но спокойно засыпает с ночником, фонариком – значит он справляется. Или боится собак, но если она вдалеке, или хозяин крепко держит ее за поводок ­ то переносит это спокойно. Это нормальное преодоление боязней. Если же страхи проявляются очень навязчиво, мешают нормально, полноценно жить, ребенок становится слишком чувствительный, раздражительный, плаксивый или страх остается интенсивным долго, месяцами – значит необходимо проконсультироваться с психоневрологом.

— Существует ли какая-­либо классификация детских боязней?

— У психиатров и у психологов эти классификации разные. Психологи выделяют три вида страхов: Навязчивые – те, которые ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые вызывают у него панику. Среди них – страх высоты, мест скопления большого количества людей и т.д. Бредовые – их объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится открывать зонтик, или когда кошка касается его хвостом, или надевать какую­то конкретную одежду и т.д.  Сверхценные страхи – встречаются в 90% случаев в работе с детьми, они являются продукцией фантазии ребенка. Например, страх темноты, чудовищ и т.д.  Еще я бы хотела отдельно выделить ночные страхи. Они дифференцируются по фазам сна, и их не стоит игнорировать, т.к. эти страхи могут являться признаком заболеваний психического характера. Поэтому если ночной страх стойкий, регулярный – лучше обратиться к специалисту за консультацией.

— Существует мнение, что у тревожных родителей растут более тревожные дети. Как взрослым понять грань между умеренным беспокойством  за своего ребенка и прививанию ему повышенного волнения?

— Конечно, в жизни существует объективная реальность, которую не стоит игнорировать. И ребенку обязательно нужно прививать нормы безопасного поведения и предостерегать его от действий, которые могут привести к нежелательным последствиям, но, ни в коем случае не стоит его запугивать. Ведь как иногда поступают мамы с целью заставить слушаться? «Не пойдешь сейчас со мной домой, тебя милиционер заберет»; «будешь плохо кушать – Баба Яга за тобой придет»; для старших – придумывают свои примеры и т.д. Естественно, такие методы воспитания не способствуют формированию устойчивой психики. Гиперопекающие родители, которые пытаются все контролировать и от всего защищать ­ также растят тревожного ребенка. Другая крайность – полное безразличие к вопросам безопасности и мерам предосторожности. Поэтому грань на самом деле в том, чтобы общаться со своим ребенком, взаимодействовать. Объяснять ему в приемлемой форме объективную реальность, меры предосторожности и т.д. Родители должны также следить за своим психологическим состоянием. Если мама полна собственных страхов – она вряд ли сможет принять страхи своего ребенка, успокоить и поддержать его.

­ Что предпринять родителям, которые заметили проявление физиологических страхов у своих детей?

— Страхи нельзя ни игнорировать, ни подавлять. Очень важно дать ребенку возможность страх чувствовать, проживать. С детьми нужно обязательно общаться, а для этого должны быть выстроены с ними хорошие доверительные отношения. Потребность поделиться своими переживаниями для детей очень важна. Ведь если ребенок видит, что его не слушают, не вникают в его тревоги – он остается один на один со своими страхами и это чувство может глубоко засесть внутри, а это чревато неврозами, чувством отчужденности, которые переходят во взрослую жизнь.  Поэтому важно проговаривать эти вопросы, но не реагировать бурно. Чем нейтральнее и спокойнее будут вести себя родители – тем проще ребенку будет через это пройти.

— Вы могли бы в помощь родителям дать какую­-нибудь практику работы с детским страхом или  порекомендовать специальные книги?

— Начнем с арт­терапии. Есть такой метод – нарисовать свой страх. Родитель в спокойной обстановке просит ребенка изобразить свой страх на бумаге. Здесь важно сделать изображение с максимально человеческими чертами, то есть должно появиться подобие лица, туловища, рук­ног или лап  и т.д.. Это достигается путем наводящих вопросов: какие у него глаза, нос, рот; как он (оно) ходит, передвигается. После этого важно спросить, какой у него характер? Потом рассказать, что самые злые – это всегда самые несчастные и предложить ребенку помочь чем-­то этому несчастному «страшиле». Например, покормить или чем-­то с ним поделиться. И тогда ребенок начнет чувствовать себя сильнее, ведь тот, кто спасает другого – сильнее его. После того, как его «покормили» и «порадовали»,  предложить нарисовать «страшилу» еще раз. Как правило, дети рисуют уже более добрый образ, происходит высвобождение их страха. И совершенно по-­другому они теперь на него реагируют. По поводу книг – многим родителям нравятся: «Кролик, который хочет уснуть», «Я не боюсь темноты», «Эмиль и Марго. Монстрам вход запрещен», «Игры и сказки, которые лечат».

Препятствия, трудности, страхи обязательно должны присутствовать в жизни каждого человека, начиная с раннего возраста, ведь именно преодолевая их, мы развиваемся и становимся жизнеустойчивыми. Однако, так происходит в том случае, если мы с ними справляемся собственными силами. Но не всегда наших ресурсов хватает для преодоления жизненных вызовов ­  в таких случаях лучше не стесняться, а обратиться к специалистам, которые помогают людям в таких ситуациях. Ведь нет ничего важнее психического и физического здоровья нашего и наших детей. 

Ксения ШАПОВАЛОВА