Театр должен пробуждать в зрителе сильные чувства и эмоции

4244
0

Разговор с художественным руководителем Театра молодежи (ТЮЗа), Заслуженным деятелем искусств Украины Геннадием Фортусом и заведующей литературно­-драматической частью театра Надеждой Петренко.

Театр – это отдельный мир, у которого всегда были, есть и будут свои поклонники. И если им задать вопрос, за что они его полюбили, то истинные ценители вряд ли назовут одну причину. Ведь столько факторов собрано воедино в этой симпатии. Это ­ и атмосфера, в которую попадаешь, едва переступив порог ­ таинственная, волшебная. Она еще сильнее окутывает своей аурой, когда ты садишься в мягкое кресло, свет медленно затухает, и начинается жизнь­-игра.… И детское ожидание чуда и искренности, которых так не хватает за стенами театра. И возможность оживить классические произведения, сделать их более доступными зрителю – когда за вечер ты можешь «прочитать» и вникнуть в суть. О любви к театру его почитатель может говорить бесконечно…

Однако как обстоят дела с любовью к театральному искусству у современной молодежи? Еще несколько лет назад, особенно с ростом популярности новомодных гаджетов, у молодых людей наблюдался спад этого интереса. Культурные ценности и традиции постепенно отошли на второй план. Но вот что интересно, за последние пару лет посещаемость театров существенно выросла. Все больше молодых людей с удовольствием предпочтут его телевизору, клубам и даже кинозалу. И это не может не радовать. Ведь ничто не способно заменить живое общение актеров со зрителем. И театральные залы снова наполняются молодыми людьми, жаждущими культурных впечатлений и эстетики.

Есть в нашем городе театр, в котором аншлаги не стихали даже тогда, когда другие храмы Мельпомены не могли похвастать таким успехом – Запорожский Театр молодежи (ТЮЗ). У него ­ свой воспитанный и преданный зритель. Прояснить, как можно так магнетически воздействовать на запорожцев, и задать вопросы о театре мы отправились к Геннадию Фортусу и Надежде Петренко.

— Надежда, как Вы считаете, c чем связан возросший спрос на театральное искусство в последние годы?

— Да, действительно, за последнее время значительно выросло количество желающих приобрести билет в театральной кассе и посмотреть хороший спектакль. Я думаю, люди начинают пресыщаться информационной атакой гаджетов, социальными сетями и виртуальным общением. Именно театр дает большие возможности для обмена живой энергией. Если вы близко подойдете к хорошему актеру, то почувствуете очень сильное энергетическое поле, благодаря которому он держит зал. Актер может донести свои чувства, эмоции, помочь что-­то осознать или чему-­то научить. Это совершенно иное воздействие на чувства зрителя. И если работа режиссера и актеров проделана качественно, то, безусловно, человек захочет прийти за этими чувствами снова. Сопереживание актеру и тому, что происходит на сцене ­ собственно на этом и построен весь театр и интерес к нему.

— Я думаю, вашего зрителя порадует и тот факт, что в театре на днях обновилась цветовая и звуковая аппаратура. Ведь теперь воздействие на органы чувств будет еще сильнее?

— Конечно, мы очень на это надеемся. Каждый день развиваемся, чтобы радовать наших любимых зрителей. Благодаря улучшению качества света можно создавать неповторимую атмосферу на сцене. Например, восход или сумерки – это определенные состояния души, которые можно создать во время представления. Музыкальная партитура спектакля также влияет на присутствующих, поэтому правильно подобранным звучанием режиссер помогает актеру. В жанре детектива, например, соответствующее музыкальное сопровождение всегда играет одну из ведущих ролей для передачи загадочной атмосферы. Ну а если брать нашего юного зрителя, чудеса и волшебство, которых он так ждет, можно сотворить только с помощью разнообразных цветовых и звуковых решений.

— Геннадий, вы, помимо художественного руководства и режиссерской деятельности в театре, были старшим преподавателем кафедры актерского мастерства и дизайна в ЗНУ на протяжении 17 лет, выпустили 4 курса студентов. Каких основных принципов придерживались в процессе обучения молодых актеров?

— Подготовка актера – это, прежде всего, педагогический процесс. Основные задачи, которые я перед собой ставил: создание гражданской позиции у студентов, развитие интеллектуального и социального уровней, а также воспитание истинных леди и джентльменов. К сожалению, наша обучающая среда ­ школы, колледжи и, к моему удивлению, даже университеты не дают этого воспитания. Для меня же основной целью является воспитание «королевы», которая с этим ощущением пойдет дальше в жизнь, и я прикладываю для этого все усилия. Объясню, почему. На сегодняшний день «служанок» очень много, но они не востребованы и несчастны, а королевы – дефицит. Это совершенно другой уровень поведения и подачи себя. Причем везде: в обществе, в семье, на сцене.

— Сейчас представительницы слабого пола отдают большие деньги за всевозможные курсы, чтобы научиться таким премудростям. Предполагаю, что ваши воспитанницы очень благодарны за этот педагогически правильный и важный подход, который сравним с обучением в институте благородных девиц.

— Безусловно, им очень приятно ощущать всю свою силу, женственность, способности и таланты. Я горжусь моими актрисами. Вначале они могут возмущаться: «Кого вы из нас хотите сделать? Не так сидишь, не так стоишь и держишь спину! Это все так сложно!» (смеется, ­ авт.) Но потом… все те, кто меня услышал, осознал и воплотил навыки, становятся востребованными актрисами, моделями, женами и мамами, которые умеют держать себя и знают себе цену. На сцене такие актрисы несут совершенно другую энергетику и глубину. Зрительницы, когда смотрят на них, хотят быть похожими и перенимают манеры, эстетику, у них происходит отождествление и осознание, что «мы ­ тоже королевы». И такая женщина из театра унесет частичку этой культуры домой, в свой быт и окружение. А мне они потом говорят: «Мы у вас учимся любви к себе». Такие слова дорогого стоят.

— Получается, грамотный режиссер-­руководитель и педагог должен быть хорошим психологом, который знает, как воздействовать на будущих актеров так, чтобы помочь обрести веру в себя, высвободить весь творческий потенциал и уже в таком состоянии идти к зрителю ­ делиться своими ресурсами?

— Совершенно верно. Знаете, как я воспитывал своих первокурсников? Я их ничему не учил. Весь первый год я удалял «сорняки» ­ комплексы, которые к тому моменту уже довольно сильно проросли в их светлых головах. Ведь что происходит с человеком в нашем обществе с момента рождения? Он рождается, и весь процесс, который должен быть максимально мягким, уже в роддоме превращают в стресс. Потом он растет, и ясли, сады, школы закомплексовывают еще больше, насаждая: не выделяйся, не высовывайся, не мешай, сиди тихо и т.д. Зачастую и родители навязывают свое мышление и образ жизни. И вот когда такие подросшие дети приходили ко мне, первое, что я делал – «удалял карту памяти» и делал «перепрошивку» их восприятия. Я помогал им услышать и обрести самих себя.

— Геннадий, после ваших спектаклей зритель, кроме удовлетворения потребности в эстетике и зрелищах, всегда получает смысловое воздействие ­ когда уходишь в размышлениях и понимаешь, что услышал что-­то важное для себя. Вряд ли это получается само собой. Наверняка вы ставите перед собой такую задачу?

— Безусловно! Как сказал когда-­то мой наставник, критерий хорошего спектакля ­ когда двух-­трех человек после него забирает «скорая». Конечно, это сказано гиперболично. Но суть в том, что спектакль должен пробудить в зрителе сильные чувства и эмоции. Помочь что-­то переосмыслить, осознать, что нужно начать жить по­настоящему: чувствовать, верить, дружить, любить и т.д. Поэтому даже при постановке комедии, когда, казалось бы, зрителя нужно расслабить и рассмешить, мы все равно используем психологизм и воздействуем на тонкие струны души через мудрость. Я по этому поводу говорю, что постановка комедии только ради смеха – это на самом деле трагедия. В нашем театре нет ни одной легкой комедии. Поскользнуться на кожуре и этим рассмешить – один уровень, а подтолкнуть к размышлениям, вызвать определенные чувства, дать зрителю своего рода «пощечину» – совсем другой.

— У каждого театра ­ свой зритель. Опишите, какой зритель ваш?

— Я своего зрителя постепенно собирал. Когда мы пришли работать в театр в 1995 году, в зале сидели 11 человек, и актеры меня спрашивали, что будем делать? Я всегда в таких случаях говорил – играть! И мы играли с полной отдачей. Люди выходили и понимали, что мы им отдавали себя целиком. Потом наши зрители рассказывали о театре близким, друзьям и знакомым. И с такой же самоотдачей мы играли для детей, а они, вырастая, остались с нами и уже не представляют свою жизнь без театра. У нас очень воспитанный и преданный зритель, ради которого мы и сохраняем хороший вкус и высокий уровень.

— Вы как профессионал своего дела развили до высокого уровня, престижных наград и завидных аншлагов театр, воспитали и выпустили в свободное плавание сильных актеров, многие из которых покоряют столицу. Не было ли желания уехать из нашего города и заявить о себе, например, в Киеве?

— Когда-то, как все мы в молодости, я хотел покорять и нашу столицу, и Москву, и весь мир. Но когда становишься старше, ценности меняются. Сейчас мне вспоминаются слова великого Эрнеста Хемингуэя: «Дайте человеку необходимое, и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнет вздыхать по-изысканному. Позвольте ему получить изысканное – он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает – человек будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел». Я чувствую себя на своем месте, которое мне не хочется менять. Мы и так часто выступаем в Киеве. В апреле будем выступать со спектаклями в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко. Недавно привезли две награды из Польши. Я знаю, что если бы мы переехали в любой другой город, то были бы успешными. О нас знают и столица, и Львов, и Харьков, и Одесса, нас любят и ценят, и меня это устраивает.

Подводя итоги нашей встречи, я вспомнила слова актера Армена Джигарханяна: «Когда общество не имеет идеалов, театр ему не нужен». Судя по востребованности театрального искусства в нашем городе, выводы обнадеживают. И во многом это заслуга талантливейших людей, которые этот город не покинули.

Ксения Шаповалова, фото Олега Валика