Тема детских страхов актуальна всегда. Ведь абсолютно каждый родитель сталкивается с их проявлениями у своего чада. Да и если мы начнем припоминать собственное детство, то также наряду с радостными моментами, обязательно вспомним какие-либо боязни.
Получается, что детство и страхи – понятия, увы, неразрывные. Как известно, психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием, поэтому детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и, если необходимо своевременного устранения. Ведь их игнорирование способствует появлению неврозов у формирующейся личности. Но чтобы успокоить родителей, забегая наперед, скажем – оказывается, страхи могут быть полезны, и есть целый их перечень, который является абсолютной нормой в развитии детей и не требует особых вмешательств. Для того, чтобы разобраться в данной теме глубже, мы обратились с вопросами к психотерапевту, детскому психоневрологу Анне Пришутовой.
— Анна, давайте дадим понятие страху.
— В целом, страх – это одно из основных переживаний по силе и по частоте возникновения в жизни человека. На самом деле страх полезен, ведь это чувство, которое возникает в ответ на воздействие угрожающих факторов, и в его основе лежит врожденный инстинкт самосохранения. И часто этот инстинкт мы ощущаем именно через страх, например, боимся высоты, огня, хищных животных. И такая боязнь сокращает количество ситуаций, которые могли бы быть для нас губительны. И, можно сказать, что благодаря этому чувству мы живем дольше. Отличие страхов у детей только в том, в чем в принципе заключается отличие детей от взрослых меньше опыта, соответственно меньше знаний и возможностей для преодоления боязней.
— Получается, появление страхов – вполне закономерный и нормальный процесс?
- Да, абсолютно каждый ребенок столкнется со страхами. Ниже я приведу перечень физиологических страхов, которые являются нормой для всех детей и подростков. Но сразу хочу оговорить один момент – не всегда родителям полезно знать, какие именно страхи ждут ребенка. Потому что у многих родителей есть тенденция накручивать себя еще больше и своего ребенка в частности. Они могут задавать ему много вопросов, уточнений и как результат то, что могло бы пройти легко и «безболезненно» начинает принимать другие масштабы. Итак, нормой являются следующие страхи:
0-6 месяцев – неожиданные громкие звуки, резкие движения, падение предметов, отсутствие матери и резкие перемены в ее настроении, общая потеря поддержки.
7-12 месяцев – громкие звуки, люди, которых ребенок видит впервые, переодевания, резкая смена обстановки, высота, отверстие стока в ванной или бассейне, беспомощность перед неожиданной ситуацией.
1-2 года – громкие звуки, разлука с родителями, засыпание и пробуждение, плохие сны, незнакомые люди, страх травмы, потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями.
2-2,5 года – страх потери родителей, эмоциональное непринятие с их стороны, незнакомые дети того же возраста, ударные звуки, возможно появление ночных кошмаров, перемены в окружающей обстановке, проявления стихии – гром, молния, ливень.
3-5 лет – страх темноты, сказочных персонажей (ведьмы, призраки), страх потери (потеряться или потерять маму и папу), ночные кошмары самых разных сюжетов, нападения грабителей, стихийные бедствия, пожар, болезнь и операция, змеи.
6-7 лет – страх смерти (приходит понимание того, что жизнь конечна), одиночества, страх не оправдать надежды родителей в учебе, страхи, связанные со школой, страх физического насилия.
7-8 лет – темные зловещие места (подвал, чердак); стихийные бедствия и катастрофы; утрата внимания и принятия любви со стороны окружающих (сверстников, учителей, родителей); страх опоздания в школу, исключения из школьной и домашней жизни; физическое наказание; отсутствие принятия в школе;
8-9 лет – несостоятельность в играх, в школе; уличение во лжи либо нежелательном поведении; страх физического насилия; страх потери родителей, ссоры с родителями.
911 лет – невозможность достигнуть успеха в школе или спорте; болезни; определенные животные; высота, кружение (страх могут вызывать некоторые карусели); люди, несущие в себе угрозу (наркоманы, хулиганы, пьяницы и т.д.);
11-13 лет – поражение, отсутствие признания достижений со стороны значимых людей, необычные собственные поступки; собственная внешность и привлекательность; болезни и смерть; сексуальное насилие; критика со стороны взрослых; собственная несостоятельность; потеря личных вещей.
— Как понять, что страх вышел за пределы нормы и, возможно, необходимо обратиться к специалисту?
— Физиологический страх определяется двумя параметрами – содержанием (тема страха) и силой (длительностью) проявления. Например, ребенок боится темноты, но спокойно засыпает с ночником, фонариком – значит он справляется. Или боится собак, но если она вдалеке, или хозяин крепко держит ее за поводок то переносит это спокойно. Это нормальное преодоление боязней. Если же страхи проявляются очень навязчиво, мешают нормально, полноценно жить, ребенок становится слишком чувствительный, раздражительный, плаксивый или страх остается интенсивным долго, месяцами – значит необходимо проконсультироваться с психоневрологом.
— Существует ли какая-либо классификация детских боязней?
— У психиатров и у психологов эти классификации разные. Психологи выделяют три вида страхов: Навязчивые – те, которые ребенок испытывает при определенных обстоятельствах, которые вызывают у него панику. Среди них – страх высоты, мест скопления большого количества людей и т.д. Бредовые – их объяснить логически невозможно. Например, ребенок боится открывать зонтик, или когда кошка касается его хвостом, или надевать какуюто конкретную одежду и т.д. Сверхценные страхи – встречаются в 90% случаев в работе с детьми, они являются продукцией фантазии ребенка. Например, страх темноты, чудовищ и т.д. Еще я бы хотела отдельно выделить ночные страхи. Они дифференцируются по фазам сна, и их не стоит игнорировать, т.к. эти страхи могут являться признаком заболеваний психического характера. Поэтому если ночной страх стойкий, регулярный – лучше обратиться к специалисту за консультацией.
— Существует мнение, что у тревожных родителей растут более тревожные дети. Как взрослым понять грань между умеренным беспокойством за своего ребенка и прививанию ему повышенного волнения?
— Конечно, в жизни существует объективная реальность, которую не стоит игнорировать. И ребенку обязательно нужно прививать нормы безопасного поведения и предостерегать его от действий, которые могут привести к нежелательным последствиям, но, ни в коем случае не стоит его запугивать. Ведь как иногда поступают мамы с целью заставить слушаться? «Не пойдешь сейчас со мной домой, тебя милиционер заберет»; «будешь плохо кушать – Баба Яга за тобой придет»; для старших – придумывают свои примеры и т.д. Естественно, такие методы воспитания не способствуют формированию устойчивой психики. Гиперопекающие родители, которые пытаются все контролировать и от всего защищать также растят тревожного ребенка. Другая крайность – полное безразличие к вопросам безопасности и мерам предосторожности. Поэтому грань на самом деле в том, чтобы общаться со своим ребенком, взаимодействовать. Объяснять ему в приемлемой форме объективную реальность, меры предосторожности и т.д. Родители должны также следить за своим психологическим состоянием. Если мама полна собственных страхов – она вряд ли сможет принять страхи своего ребенка, успокоить и поддержать его.
— Что предпринять родителям, которые заметили проявление физиологических страхов у своих детей?
— Страхи нельзя ни игнорировать, ни подавлять. Очень важно дать ребенку возможность страх чувствовать, проживать. С детьми нужно обязательно общаться, а для этого должны быть выстроены с ними хорошие доверительные отношения. Потребность поделиться своими переживаниями для детей очень важна. Ведь если ребенок видит, что его не слушают, не вникают в его тревоги – он остается один на один со своими страхами и это чувство может глубоко засесть внутри, а это чревато неврозами, чувством отчужденности, которые переходят во взрослую жизнь. Поэтому важно проговаривать эти вопросы, но не реагировать бурно. Чем нейтральнее и спокойнее будут вести себя родители – тем проще ребенку будет через это пройти.
— Вы могли бы в помощь родителям дать какую-нибудь практику работы с детским страхом или порекомендовать специальные книги?
— Начнем с арттерапии. Есть такой метод – нарисовать свой страх. Родитель в спокойной обстановке просит ребенка изобразить свой страх на бумаге. Здесь важно сделать изображение с максимально человеческими чертами, то есть должно появиться подобие лица, туловища, рукног или лап и т.д.. Это достигается путем наводящих вопросов: какие у него глаза, нос, рот; как он (оно) ходит, передвигается. После этого важно спросить, какой у него характер? Потом рассказать, что самые злые – это всегда самые несчастные и предложить ребенку помочь чем-то этому несчастному «страшиле». Например, покормить или чем-то с ним поделиться. И тогда ребенок начнет чувствовать себя сильнее, ведь тот, кто спасает другого – сильнее его. После того, как его «покормили» и «порадовали», предложить нарисовать «страшилу» еще раз. Как правило, дети рисуют уже более добрый образ, происходит высвобождение их страха. И совершенно по-другому они теперь на него реагируют. По поводу книг – многим родителям нравятся: «Кролик, который хочет уснуть», «Я не боюсь темноты», «Эмиль и Марго. Монстрам вход запрещен», «Игры и сказки, которые лечат».
Препятствия, трудности, страхи обязательно должны присутствовать в жизни каждого человека, начиная с раннего возраста, ведь именно преодолевая их, мы развиваемся и становимся жизнеустойчивыми. Однако, так происходит в том случае, если мы с ними справляемся собственными силами. Но не всегда наших ресурсов хватает для преодоления жизненных вызовов в таких случаях лучше не стесняться, а обратиться к специалистам, которые помогают людям в таких ситуациях. Ведь нет ничего важнее психического и физического здоровья нашего и наших детей.
Ксения ШАПОВАЛОВА