«В ожидании отопительного сезона», «Парашютист», «Фастфуд», «Развозчик валерианы», «Напоминатель» — все это названия композиций, в которых главная роль отведена котам. Киевлянка Маргарита Бовт создает уникальных и функциональных четырехлапых любимцев. А если вы внимательно посмотрите на ее работы, я уверена, что в одном из котов найдете себя. Маргарита славится своими рыжими котами по всему миру. Журналисту газеты «Верже» удалось пообщаться с невероятно талантливой и харизматичной девушкой и узнать много интересного.
— Маргарита, пожалуй, вначале спрошу, почему создаете именно котов?
— Они всегда разные. Коты могут быть ласковыми, нежными, а через пару секунд становятся сумасшедшими и неконтролируемыми. Их многогранность — неисчерпаемый источник вдохновения.
— А с чего началось Ваше увлечение куклами?
— Более семи лет назад я «баловалась» созданием кукол Тильд, думаю, только ленивая рукодельница не шила их. Со временем мне захотелось развиваться. Я начала менять детали в выкройке, если мне чтото не нравилось. Потом пришла к мысли, что готова создавать выкройки для своих авторских кукол.
— Как же Вы перешли к созданию котов?
— Просто захотелось сделать кота, затем второго восьмого, и понеслось. Если сейчас меня ктото спросит, сколько четырехлапых я сделала, то точное количество не назову. Знаю, что их больше 100 (улыбается). Было время, когда мне захотелось отойти от создания котов и заняться куклами. Но эти пушистые создания не отпускали меня. И сейчас всю ту страсть, которую хотела вылить в других кукол, я перенаправила в создание инвентаря к котам — это машинки, самокаты и прочее.
— Колоритный кот «Фарцовщик» привлекает внимание всех…
— О, это моя отдельная любовь! Я фанат всего старинного, обожаю ретростиль и советские фильмы. Много идей я почерпнула именно из таких кинолент. Собственно мой фарцовщик родился после просмотра сериала «Фарца». Я настолько прониклась образами людей, которые дарили возможность прикоснуться к чемуто запретному, недосягаемому, к тому, чего не было у советских граждан. Для меня фарцовщики — герои того времени, в том понимании, что они дали возможность людям не быть зазомбированной серой массой, которой были люди в Советском Союзе. Фарцовщики привносили разнообразие в жизнь молодежи, которая хотела выделяться и быть индивидуальностью. Поэтому мне захотелось сделать вот такого харизматичного персонажа.
— Откуда еще черпаете вдохновение?
— Из жизни. Нужно быть ближе к народу, и тогда не придется далеко ходить и придумывать велосипед заново. Найти интересный образ можно на вокзале, проехав в час пик в метро или маршрутке. Главное — уметь видеть. Например, ктото увидел бабку с кучей сумок и пытается отстраниться от нее, а я наоборот сижу и наблюдаю за ней, подмечаю детали и складываю все в один образ. Знаете, в жизни можно встретить настолько ярких персонажей, которых сам бы никогда не придумал. Бывает, интересные идеи приходят, когда я ложусь спать. В такие моменты самое главное быстренько встать и все зарисовать, иначе идея улетит к другому мастеру.
— Маргарита, чтобы придумать образ, Вам достаточно одной детали?
— Да. И «кошкакупальщица» тому подтверждение. Както муж рылся в гараже в запчастях и нашел маленькое металлическое колечко, хотел выкинуть, но сначала поинтересовался, нужна ли мне эта деталь. С фразой: «Не знаю, может, гдето и пригодится» забрала и буквально через пару минут уже четко знала, где применю это кольцо. С криком: «Это колечко будет держать шторку в ванной» я помчалась к мужу. Т.е. целый образ появился благодаря этому колечку. Нарочно и не придумаешь!
— Маргарита, из каких материалов Вы создаете своих котов?
— Использую ткань, которая уже снята с производства. Я приобрела на фабрике последний завалявшийся рулон и радовалась этому, как маленький ребенок. Из этого материала получаются классные игрушки и образы, поэтому экономлю ткань. Также я использую текстиль, правда, люди, увидев такую работу, думают, что кот выполнен в технике валяния. Что касается инвентаря — машинок, ванн и прочего, то его я делаю из папьемаше и паперклея. Вообще «в ход» может пойти все, что лежит дома. Нетворческий человек отправил бы такие детали в мусор, а я, как хомячок, все собираю и потом задействую при создании игрушки.
— Что самое сложное при создании игрушки?
— Все зависит от композиции. Когда я вдохновлена какимто образом, то для меня «море по колено». От знакомых порой слышу, что мою задумку невозможно воплотить в жизнь, уж слишком я намудрила. На такие слова всегда говорю: «Я этого не сделаю?!». Для меня их слова звучат, как вызов. Безусловно, я всегда доказываю, что нет ничего невозможного.
— Вы не боитесь экспериментировать?
— Я обожаю экспериментировать! Я экспериментатор по жизни! Люблю создавать чтото новое и необычное как в кулинарии, так и в творчестве.
— Маргарита, а у такой фанатки котов дома живет четырехлапый друг?
— Ой, это больная тема. У моих родителей живут коты, и когда я приезжаю к маме с папой, то с большим удовольствием зацеловываю, «тискаю» и подоброму «мучаю» животных. У нас с котами взаимная любовь. Мы с мужем пока не завели кота, но планируем (улыбается). Я очень хочу, чтобы у меня в доме жил такой комочек счастья, ведь это постоянная «батарейка», которая держит тебя в тонусе. Это неисчерпаемый источник энергии и вдохновения. Знаете, а ведь моя любовь к живым котам появилась лишь после того, как я начала шить этих «мурзиков».
— Маргарита, если не секрет, сколько стоят Ваши творения? И не «шарахаются» ли люди от цен на изделия ручной работы?
— Узнав цены на изделия, некоторые впадают в шок. Например, когда я озвучила, что «Кот на мотороллере» стоит 10 тысяч гривен, ктото говорил, что цена вполне демократичная, ну а были и такие, кто говорил, что я завысила цену. Покупатель кукол должен понимать, что это ручная работа, на которую у меня есть авторские права, не «ширпотреб», а эксклюзив. Что касается стоимости, то она зависит от сложности композиции и процесса создания. Цена на моих кукол стартует от 500 гривен, а самая дорогая работа (на данный момент) стоит 10 тысяч гривен.
— Процесс создания кукол для Вас это…
— … Волшебство, в первую очередь. Также процесс создания кукол — это кайф, момент, когда я получаю наслаждение от создания. Порой возникают сомнения — получится или нет. Но я их отбрасываю и берусь за дело, ведь если я потратила определенное количество времени и материала, то нужно довести дело до конца. Как говорится: «Глаза боятся, а руки делают!». Вообще для меня куклы живые существа, с которыми я разговариваю. Порой даже прошу прощения у игрушек за то, что лишний раз уколола. Рукодельницы меня поймут, а вот для обычных людей я, наверное, немного сумасшедший человек.
— В вашем арсенале более 100 работ, сколько времени уходит на создание одной куклы?
— На создание, например, кота с букетом цветов могу потратить 12 дня. Если работа сложная, по типу «Мотороллера», то на создание уйдет гдето месяц. Все зависит от скорости просыхания материалов. Если я увлечена процессом создания, то вдохновение меня не покидает, хочется быстрее закончить игрушку. В такие моменты у меня в доме царит закон «И пусть весь мир подождет».
— А где Вы храните свои детища?
— В своей квартире. Но многие работы уже разъехались по всему миру. Моя постоянная клиентка, проживающая на Канарских островах, уже приютила у себя около 6 котов. Также мои изделия есть в частных коллекциях жителей Германии, Голландии, Америки, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции.
— Маргарита, Ваши работы очень колоритные…
— Мои куклы больше напоминают шаржи, потому что я «жму» на юмор. Кукла должна вызывать какието эмоции. Не просто возгласы: «Ой, какая красивая!», а именно эмоции — радость, печаль, смех. Мне хочется, чтобы куклы вызывали улыбку. На выставках, в которых я участвую, часто слышу: «Смотри, вот этот кот похож на тебя, а вот этот на Дашу, Машу!». В некоторых четырехлапых люди видят себя. И это прекрасно! Знаете, своими работами я также хочу показать людям, что куклы это не только элемент декора, они могут быть функциональными. Например, у меня есть кот на воздушном шаре, который выполняет еще и функцию ночника. А в мотороллере, на котором рассекает рыжий кот, сзади открываются створки, поэтому его можно использовать как аптечку. Я люблю создавать вот такие практичные вещи и радовать людей.
Яна Петрова, фото Маргариты Бовт