В запорожской больнице сторож получает больше врачей

2521
0

Начнем с черного юмора. Представьте себе великолепного пластического хирурга. Лица Мэрилин Монро, Одри Хепберн и Катрин Денев штампует, как на конвейере. И лежат пациентки, как куколки, но… в гробу. Ну, не получается пока у хирурга оставить их живыми…

Кто этот «пластический хирург»?

Такие грустные ассоциации напрашиваются после знакомства с медреформой в Украине. И хотя будущее в планах Минздрава (МЗ) выглядит в розовых цветах, но… В стране бушует эпидемия кори, и трудно спастись даже после укуса бешеного животного. Потому что само же МЗ блокирует закупки соответствующих вакцин.

Кроме того, бездумная реорганизация проводит к тому, что мы лишаемся едва ли не единственной на сегодня эффективной службы в медицине — скорой помощи, о чем «Верже» неоднократно писала.

В сотый раз заявим: реформы очень нужны! Но это сложнейшая операция, когда вместе с пластикой лица требуется осуществить еще и пересадку сердца. Вы можете себе представить, какой должна быть квалификация «хирурга»? И который должен гарантированно оставить пациента живым!

Летом 2017-го грянул скандал, что У. Супрун незаконно занимает должность — ведь даже по сверхлиберальным украинским законам прошло два года ее госслужбы, в течение которых она была обязана выйти из американского гражданства. Но не вышла…

Единственным аргументом здесь может служить лишь ее высочайшая квалификация. Давайте в этой связи почитаем «челобитную» профсоюзов премьеру Владимиру Гройсману от 17.01.2018 г.: «Роз’яснення, які надаються МОЗ України… подекуди є суперечливими і не відповідають чинним законодавчим актам… Публічні заяви очільників профільного міністерства не підтверджуються конкретними діями та розробкою відповідних нормативно-правових актів… МОЗ України не здійснено жодних заходів щодо подолання «зрівнялівки» в оплаті праці».
И вывод уже в другом документе — “Інформація щодо дій Профспілки стосовно соціально-економічного захисту працівників охорони здоров’я в умовах реформування”: “На жаль, розгляд вказаних проектів нормативно-правових актів показав, що МОЗ України як їх розробник підходить до законодавчої роботи безсистемно, не професійно, без залучення експертного середовища та соціальних партнерів, наслідком чого може бути… руйнація самої системи”.

К сожалению, — это мы уже от себя заметим, — премьер-министр Гройсман является управленцем того же уровня, что и г-жа Супрун, поэтому 20.02.2018 г. ему отправлена уже новая «челобитная»: “Зрівнялівка” в оплаті праці… та невизначеність… призвели до загострення кадрової проблеми в галузі: медичні працівники звільняються, масово виїздять на роботу за кордон, залишають професійну діяльність… Реформування системи охорони здоров’я України не забезпечено відповідними нормативно-правовими актами… Невдоволення в трудових колективах зростає, працівники галузі вимагають від профспілки активних дій”.

Все еще хуже, чем в «челобитной»?

Мы попытались выяснить, а не сгущены ли здесь краски? За разъяснениями обратились к Ирине Бальченко, председателю Запорожской областной организации профсоюза работников здравоохранения Украины. Вот что нам рассказала Ирина Анатольевна:

— Для того чтобы что-то менять, нужно вложить деньги. Особенно в условиях устаревшей материально-технической базы. Но сегодня средств не хватает даже на зарплату.

Например, в 2018 году финансирование МЗ остается на уровне 3,5% ВВП. Всемирная же организация здоровья (ВОЗ) в этой связи рекомендует 6 — 10%. В ст. 12 закона «Основи законодавства України про охорону здоров’я» отмечено, что наш норматив — это 10% ВВП, т.е. в три раза больше выделенного в Бюджете-2018.

Бюджет Минздрава по общему фонду — 80,9 млрд гривен, что на 10,7 млрд гривен (15%) больше уровня 2017 года, по меньше от потребности на 56,6 млрд гривен. Отсюда и нехватка средств.

Что касается нашей области, то в 2017 году бюджет здравоохранения первоначально составил 3,4 млрд гривен, что на 559 миллионов гривен (15%) больше, чем в бюджете 2016 года. В течение года отрасль пришлось дофинансировать на почти 500 миллионов до 3,9 млрд гривен. Но и это оказалось на 308,1 миллиона гривен меньше от потребности. Причина здесь проста — повышение зарплат привело к тому, что лишь фонд оплаты труда составил 2,9 млрд гривен (на 48% больше, чем в 2016 году).

Добавлю, что в Запорожье еще в 2016 году была принята программа развития первичной медико-санитарной помощи. Ее социальной составляющей стало увеличение зарплаты врачам в среднем на 1400 гривен в месяц, а медсестрам — на 900 гривен в месяц. В Украине таких городов всего пять. Планируется принятие такой программы и в Бердянске. Правда, подобные доплаты касаются только центров первичной медико-санитарной помощи.

Вы также знаете, что всем бюджетникам оплачивают труд по единой тарифной сетке. Минимальная же зарплата с 1 января 2017 года — 3200 гривен, а с 1 января 2018 года — 3723 гривны. Оклад работника 1 тарифного разряда ЕТС — 1600 гривен и 1762 гривны, соответственно. В 2017 году «уравниловка» касалась работников с тарифными разрядами с 1 по 10. Врач-интерн и начинающий врач получали такую же зарплату, как и санитарка. Но санитарке доплачивают на вредные условия труда, и она получала больше, чем и врач-интерн, и медсестры с 10-летним стажем работы.

Да и врачу-инфекционисту с доплатой за вредные условия труда (15%) зарплата определена в 3348,8 гривен. Для сравнения, ночной сторож со своими 35% доплаты ночных получает 4000 гривен…

Тут мы не удержимся и вмешаемся в рассказ И. Бальченко: так, может, сейчас лучше обращаться к сторожу? Ведь его труд ценится выше! И еще: взятку в больнице самое время теперь спонсорской помощью называть?

— Вполне прогнозированно начались конфликты, — продолжает лидер областного профсоюза медработников. — С горем пополам в отрасли все же провели дифференциацию. Но в 2018 году опять увеличивают минимальную зарплату, и теперь «уравниловка» касается уже работников с 1 по 12 разряд! Санитарка получает столько же, сколько хирург 2 категории или терапевт 1 категории.

Вы уже знаете о переписке с Кабмином на сей счет. Сейчас зарегистрирован трудовой спор с правительством по поводу зарплаты. В сентябре 2017 года состоялись акции протеста. Тогда же начались заседания по рассмотрению коллективного трудового спора между профсоюзом и Кабмином.

Отмечу также, что в нашей области на сегодняшний день нет задолженности по зарплате, но в трех регионах — на Закарпатье, в Ивано-Франковской и Тернопольской областях — она существует.

А еще здравоохранение в последние годы стабильно среди отстающих по уровню средней зарплаты. Так, последняя по нашей отрасли за 2017 год составила 4977 гривен, а в целом по промышленности — 7631 гривен. Даже в образовании она выше, чем у нас — 5857 гривен.

Среди 11 видов экономической деятельности Запорожской области здравоохранение в 2017 году по уровню средней зарплаты занимает 8 место. По сравнению с 2016 годом этот показатель у нас увеличился на 1664 гривны (до 5213 гривен), что ниже средней зарплаты по всем видам экономической деятельности на 24% (на 1650 грн.), а по промышленности — на 37,9 % (на 3182 грн.).

Нас сравнивают с учителями, но у последних меньше рабочий день, и они не работают по ночам. А врачи трудятся круглосуточно и для получения средней зарплаты вынуждены работать на 1,5 ставки.

В результате «оптимизации» лечебной сети количество штатных должностей за 2017 год уменьшилось: врачебных — на 64 единицы, среднего медперсонала — на 167 единиц. Количество физических лиц сократилось: врачей — на 92 человека, среднего медперсонала — на 333. Что касается коечного фонда медучреждений области, то за прошедший год он «потерял» 555 единиц.

Итог всего сказанного печален: приблизительно 7 тысяч врачей ежегодно покидают страну. Дефицит медицинских специалистов в Украине составляет 39 тысяч человек, среднего медицинского персонала — 21 тысячу, в отрасли свыше 40% работников пенсионного возраста. В области медицинских вакансий: 2355 врачей, среднего медперсонала — 2720. По состоянию на 01.01.2018 года укомплектованность штатами по области составляет 83,6%, в т.ч.: врачебных должностей — 73,3%, среднего медперсонала — 83,9%.

Начиная с 2017 года, из Запорожской области выезжают врачи, достигшие высокого профессионального уровня. Уезжают в Германию, Польшу, Словакию… И еще один факт: в Николаевской области массово рекрутировали за границу лучших врачей-интернов (12 человек!) с зарплатой 3500 евро и предоставлением жилья.

ФАП и ФОП

— Несколько слов о фельдшерско-акушерских пунктах. Есть такая программа Президента, как «Сельская медицина». Под нее выделены средства, в т. ч. и на нашу область. ФАПы нужно строить, модернизировать и привлекать туда не только фельдшеров, но и врачей. Правда, в документах по реформе первичной медицинской помощи мы не видим вообще такого понятия как ФАП…

Теперь о ФОП. Здесь своя беда. Нам говорят, что «первички» (семейные врачи) перейдут на новые условия работы и будут получать до 20 тысяч гривен. А специализированные медучреждения и узкие специалисты 2 года потерпят. Но фокус в том, что всех собираются перевести на ФОПы! Замечу, что в Прибалтике всего 5 — 7 % перешли на эту форму работы. Нам же объясняют, что Национальная служба здравоохранения (новая структура) будет платить лишь тогда, когда получит отчет о выполненной работе. Но платить за аренду помещения, зарплату работникам и т.д. ФОП должен сразу. К тому же, пока не определены методики по оказанию услуг. Да и в сельской местности нормативных 2000 человек набрать врачу будет очень тяжело.

Замечу и такое: пока существует ст. 49 Конституции Украины, человеку обязаны оказать бесплатную медицинскую помощь.

И тут в завершение рассказа Ирины Бальченко снова немного от себя. Все последние 26 лет государство пыталось убить частную инициативу. Последняя выжила лишь в фермерстве и на базаре. Сейчас же предпринимательство в медицинской отрасли насаждается сверху. При этом хороший ли ты доктор — неизвестно, но ты должен уметь организовать дело, снять помещение, познакомиться с налоговой и т.д. Дальше к тебе придут пациенты, и только после отчета о проделанной работе тебе обещают заплатить. А все ли знают, под какие проценты сейчас дают кредиты? Супрун уверена, что она живет в США, где кредит под 3-5 %, но не 28%, как в Украине.

Поэтому все закончится тем же, что и в сельском хозяйстве, где 42% всех дотаций за первое полугодие 2017 года получил олигарх Косюк («Курочка ряба»). Так и с медициной: общество абсолютно безразлично к грозящей катастрофе. Доктора тоже в раздумьях и сидят на чемоданах, а нам умирать от того «пластического хирурга», который все работает на морг…

Светлана Третьяк