«В обществе так много людей, заинтересованных делать добрые дела», — в этом уверена директор Запорожской областной общественной организации «ФЛОРЕНС» Людмила Романенкова. Пятнадцать лет назад этот центр был создан преподавателями факультета «Социальная педагогика и психология» ЗНУ при поддержке психиатрической больницы №3 г. Молочанска и социальных работников из Канады. На сегодня в центре существуют 10 разных программ. Возраст участников — от года и до бесконечности. О самых популярных направлениях мы поговорили с Людмилой Алексеевной
— Почему возникла идея создать центр «Флоренс»?
— В университетах была и есть проблема — отсутствие практических навыков у студентов. Наших учеников по специальности «социальный педагог» и «психолог» некуда было отправлять на практику, ведь 15 лет назад большого количества социальных служб, как сейчас, не было. Не было социальных педагогов и в школах. Вот мы и придумали, как их подготовить к работе в альмаматер. Со временем количество разных проектов увеличилось.
— Людмила Алексеевна, расскажите о проектах для женщин старшего возраста.
— Для женщин серебряного возраста (улыбается). Мы никому не разрешаем называть женщин за 50 пожилыми и пенсионерами! Я стала замечать, что с возрастом дамы перестают за собой следить. Когда к нам приезжают иностранцы, они говорят о красоте девушек, а женщины чем хуже? Вот и возникла у нас идея преобразить женщин серебряного возраста. И очень отрадно, что наш молодой коллектив, средний возраст которого 30-32 года, поддержал идею.
— Чему обучают «девушек»?
— Женщина может быть красивой в любом возрасте! Поэтому мы договорились с обучающим центром красоты «Estetic Education» о том, что они сделают женщинам прически и макияж. Для многих дам стало открытием то, что с возрастом нужен максимально натуральный макияж. Но самая большая проблема наших женщин — неумение одеваться. Мы обучили дам, как правильно подбирать одежду в их возрасте и одеваться в различные места. К сожалению, у нас люди либо донашивают вещи за кем-то, либо носят то, что попалось под руку. Могут купить одну вещь и носить ее на базар, в театр, на прогулки или могут надеть кофту, расшитую стразами, пластиковые шлепанцы и пойти так на рынок. Открытием для многих было то, что старые пакеты можно заменить экосумками и это будет выгладить более эстетично. Главный результат наши занятия принесли людям радость. Правда, после завершения проекта не все соблюдают правила, поскольку любые перемены в этом возрасте принимаются непросто.
— То есть проект «Я — красивая!» научил женщин, как следить за собой?
— Не только. Внешних изменений мало, нужно изменить внутреннее состояние. У нас ведь к людям пожилого возраста отношение достаточно негативное, как к отработанному материалу, вот наш коллектив решил обучать женщин позитивному мышлению: как получать удовольствие от жизни, как, становясь старше, не поддаваться возрастной депрессии. Рассказывали, как избегать конфликтов с зятем или невесткой. К нашему удивлению, люди говорили: «Если бы я знала это раньше, то не попала бы в такую ситуацию», «а я рот закрыла и не рассказываю теперь зятю, что о нем думаю». А еще у нас есть таблица, где все участницы указывают, как они проводят досуг. В ней несколько колонок: «для себя», «для общества», «для друзей», «для семьи», и все видят, как можно по-разному провести свободное время.
— А этот проект только для женщин, или мужчины тоже могут принять в нем участие?
— Только для женщин, потому что мужчины менее активны, к сожалению. Последняя тема на проекте — «Любовь в зрелом возрасте», и в конце лекции дамы спрашивали, как бы с мужчинами познакомиться. Пока у нас нет возможности привлечь в проект сильную половину, но сама идея очень интересна. Подобные занятия проводил Запорожский гериатрический пансионат, в котором была укомплектована совместная группа из мужчин и женщин, говорят, все были очень довольны…
— А после проекта свадьбы были?
— Не совсем (смеется). Все наши участницы в конце проекта были солидарны в том, что любовь существует в любом возрасте. Хотя вначале говорили: «Какая любовь в нашем-то возрасте?». Любовь может прийти и когда тебе за 50. Знаете, когда ты молодой, то любовь это страсть, буйная весна, а в серебряном возрасте чувства напоминают теплую осень.
— Как попасть в проект?
— За 2 года мы выпустили 4 группы. И если в первом проекте участницы частично платили, то последующие 3 проекта были реализованы за наш счет — походы в «Estetic Education», театр, услуги профессионального фотографа (мы делали календари и портреты каждому участнику). Сейчас у нас нет средств на новую группу, но если найдем деньги на проект «Я — красивая!», возможно, еще что-то сделаем в этом направлении.
— Людмила Алексеевна, а какой возраст участниц?
— Нас очень удивило то, что участницы каждой последующей группы были старше. Если сначала мы работали с дамами, которым было 55-59 лет, то в последней группе у нас были женщины 60-82 лет. Одна 89-летняя дама записалась на занятия, но потом отказалась. Причина — похудела и стала плохо выглядеть. Мы очень рады, что люди серебряного возраста были открыты к получению новых знаний. Многие после завершения проекта говорили, что приобретенные на проекте общение, дружба, знания, некое вдохновение и понимание того, что жизнь не заканчивается, были очень полезны. Я обратила внимание, что на проекты приходили женщины «среднего образованного класса». Всего пару человек, которые переехали из села. Все участницы очень интересные и открытые люди. Многие женщины ранее работали инженерами, экономистами, педагогами.
— Вы также работаете с детьми с особыми потребностями…
— Идея возникла 15 лет назад, когда я работала преподавателем в ЗНУ и участвовала в украинcко-немецком проекте «Учимся и работаем вместе». Через пять лет после работы в этом проекте наш немецкий коллега из Магдебурга решил открыть программу развивающего обучения для детей с особыми потребностями на базе какой-либо общественной организации. Мы нашли несколько организаций, тогда их было немного, он посетил их все, а предложение получил центр «Флоренс». Мы вначале отказались, поскольку в этом направлении никогда не работали, и… вот уже 10 лет сотрудничаем с нашим немецким коллегой. Изначально посещали «особых» деток на дому, но это было неэффективно, поэтому стали привозить ребят в центр, где с ними работают социальный педагог, социальный работник, помощник воспитателя и реабилитолог.
— Чему обучаете детей в «Развивающем центре дневного пребывания»?
— Мы их социализируем и обучаем навыкам самообслуживания. Многие родители считают, раз у них ребенок с особыми потребностями, то следует все делать за него. Когда дети к нам приходят, то почти никто не может держать ложку и самостоятельно одеваться, но к концу года этими навыками владеют почти все. Был случай, когда мама не верила, что ее ребенок ест самостоятельно, говорила: «Неправда, не может мой сын есть сам. Он дома не берет ложку в руки». Чтобы доказать обратное, мы посадили ребенка кушать, а маму попросили стать за угол, и она смогла увидеть собственными глазами, как ее ребенок обедал самостоятельно. Также у нас проходят занятия по развитию речи, математике (насколько это возможно), музыкальные занятия, есть даже кукольный театр, в котором сначала специалисты «руководят» куклами, а потом сами дети. Также к нам приходят клоуны из организации «Смехоносы» и обученная собака Хилари. Знаете, этот пес получил немецкий сертификат, позволяющий ему оказывать услуги канистерапии (метод лечения с помощью домашних животных).
— Как социализируете детей?
— Постоянно вывозим детей в общество, хотя часто родители не хотят их показывать другим. У нас в центре в основном дети с аутизмом и синдромом Дауна, и когда мы только начинали водить деток на детские площадки или в парки, то мамы тут же забирали своих чад, потому что боялись, теперь такого нет. А еще раз в году мы проводим концерт «Світ великих сердець», на котором дети с особыми потребностями выступают совместно с другими школьниками. Знаете, за 9 лет проведения концертов никто из детей не смеялся и не тыкал пальцем в особых детей. Но нас приятно удивил поступок нескольких родителей, которые попросили приводить к нам в центр обычных детей. На вопрос «Почему?» отвечали: «Хотим, дабы наш ребенок вырос нормальным человеком!».
— Кто больше нуждается в помощи дети или родители?
— Все. У нас был проект для родителей детей с аутизмом, мы организовывали для них встречи раз в месяц, чтобы они общались и обменивались опытом в воспитании особых деток. И если на первой встрече некоторые родители плакали, то на последней — пили чай, веселились и смеялись. Благодаря тому, что дети начали приходить в наш центр, многие мамы вышли на работу.
— А как в организации обстоят дела с волонтерами?
— На одного ребенка нам нужен один волонтер, и без них мы никуда не можем выехать. Чаще всего добровольцы — студенты факультетов «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Психология», которые приходят к нам на практику. Знаете, сначала они приходят на практику, потом остаются «поволонтерить», а когда появляется свободное место во «Флоренс», то устраиваются на работу. Забавный случай произошел со студентом-реабилитологом. После практики он единственный сказал: «Мне не понравилось». Но вскоре изменил свое мнение и вот уже 5 лет занимается у нас с детками. Это высококлассный специалист, он учитель, лечебный педагог, массажист. Мы даже его задействовали в проекте «Я — красивая!», чтобы активизировать женщин (улыбается). Когда он проводил зарядку для дам серебряного возраста, женщины были в восторге.
— У Вас есть проект «Территория Z», направленный на работу с агрессивным состоянием детей.
— Проекту уже два года. В 3х школах, которые согласились участвовать, мы проводим тренинги и практические занятия, которые, в том числе, помогают снижать чувство агрессии. В проекте «Территория Z» участвуют ученики 7-11 классов. Всю информацию стараемся доносить детям при помощи игр, моделируем и проигрываем различные ситуации, рассматриваем, как можно разрешить конфликты не силовыми методами, а при помощи разговора. Если бы еще больше школ присоединилось к проекту, было бы просто замечательно.
— Вы также проводите лекции для родителей на тему «Агрессивное поведение детей»…
— Да, школы заказывают такие лекции, ведь дети, в первую очередь, учатся агрессии дома. Читая родителям лекцию в одной из школ, я сказала: «Когда начнете бить своего ребенка, подумайте о том, что когда вы будете старыми и немощными, то ребенок тоже может начать бить вас». На этих словах у некоторых пап глаза округлились, ведь многие не думают о том, что все возвращается. К сожалению, известны случаи, когда пожилых, немощных стариков бьют дети… Если хотя бы один человек из большинства присутствующих задался вопросом: «А может, лучше поговорить с ребенком, а не бить?», то это уже успех.
P.S. В конце нашей беседы Людмила Алексеевна сказала удивительную фразу: «На удивление, в обществе так много людей, заинтересованных сделать что-то полезное кому-то. Пока не работаешь в этой сфере, кажется, что всем все равно, нет дела до других людей. Но это не так!».
Яна ПЕТРОВА,
фото из архива Людмилы Романенковой