Дмитрий Грановский: Единственное, что сложно – все хранить в себе

1205
0

23 апреля в Украине празднуют День психолога. Они работают в разных направлениях. Журналист газеты «Верже» пообщалась с кризисным психологом  Дмитрием Грановским. Эти специалисты работают с населением, пострадавшим вследствие чрезвычайных событий, с родственниками погибших, на опознании в моргах, на массовых похоронах, они также могут оповещать родственников о гибели близких

­ Дмитрий, расскажите о себе…

­ Я учился в Харьковском национальном университете гражданской защиты, в 2008 году получил диплом психолога экстремальной  и кризисной психологии. В 2010 году поступил туда же, закончил магистратуру и получил полное высшее образование по психологии. А в прошлом году получил второе высшее образование – экономическое. На данный момент я занимаю должность заместителя начальника аварийно­спасательного отряда специального назначения ГСЧС Украины в Запорожской области, параллельно, с 2014 года, также являюсь начальником отделения персонала. До этого времени, с 2008 года, работал психологом отделения персонала того же подразделения.

­ Почему решили стать именно психологом?

­  Потому что у меня всегда была тяга к естественным наукам. Хотя, в принципе, пришлось потом выучить и точные.

­ Психиатр лечит, а психолог даже не ставит диагнозы. Для чего нужна эта профессия? В чем ее специфика?

­ Психиатр работает в одном направлении, психолог – в другом. Психиатры – это медики, психологи – люди, которые могут помочь другим (не доводя их до «клиники», то есть до психиатра). У психологов нет допуска к тем медикаментам, которыми могут пользоваться психиатры.  Основное предназначение психолога – выявлять проблемы, помогать и не усугублять ситуацию, а наоборот, выводить человека из тупика. В психологии существует много направлений. Экстремальные психологи работают в одном, психологи, проводящие консультационные приемы, – в другом. Такие специалисты нужны,  без них сейчас никуда. У них очень большой фронт работы.

­ С какими проблемами Вы чаще всего сталкиваетесь?

­ Я общался и с людьми, склонными к суициду, и с родственниками погибших, всегда хватало и знаний, и возможностей помочь людям с разными проблемами.

­ Выезжая на место происшествия, Вы берете с собой «чемодан психолога». Какие его составляющие и зачем он нужен?

­ Стол, стул, аптечка, игрушки, карандаши, фломастеры, альбомы для рисования, пластилин, фотоаппарат, диктофон, питьевая вода, термос, сахар, чай, кофе, лимоны, плед, коньяк, шоколад, одноразовые стаканы, карты всех мобильных операторов, карты пополнения счета, свечи, иконы, четки… Люди бывают разные, некоторым, чтобы успокоиться,  нужно дать какой­то предмет в руки, а для кого­то нужно создать комфортную обстановку.

­ По Вашим оценкам, люди в Запорожье часто пользуются услугами психолога?

­ Раньше обратиться к психологу было диковинкой. Сейчас запорожцы стали больше обращаться к специалистам. Отмечу, что лидирующее направление на данный момент – детская психология, так как люди начали уделять больше внимания воспитанию детей. Взрослые не так охотно обращаются за помощью, боясь того, что об их проблемах узнают посторонние. Ко мне также обращаются сотрудники. А самые тяжелые случаи – когда люди попадают под влияние каких­либо религиозных обществ.

­ А с кем работать сложнее всего ­ с детьми, подростками или со взрослыми?

­ Скажу честно, все зависит не от того, с кем работать, а от того, с какой проблемой человек обращается и готов ли он ее решить.

­ То есть если человек не готов, проблему решить нельзя?

­ Если человек идет к психологу, он должен правильно расставить приоритеты и быть готовым полностью открыться. Иногда бывает, что у взрослых есть проблемы, которые «тянутся» с самого детства. Это не психиатрические отклонения, просто человек зациклен на каком­то моменте своего детства, когда его чем­то обидели, и теперь он пытается всем доказать, что чего­то достоин.

­ Можете привести пример сложной ситуации и как Вы помогли человеку из нее выйти?

­ Евпатория… Родители в разводе:  мать с младшим сыном живут отдельно, а отец со старшим сыном – отдельно. Накануне трагедии отец со старшим сыном приходил поздравлять с Днем рождения младшего, а на следующий день они погибают, в живых остаются только мать и младший сын. Она приезжает опознать бывшего мужа и ребенка (приезжает не сама, а с кумовьями). Я беседую с ними, вывожу ее из ситуации гибели сына, которому было 14 лет. Младшему нужно объяснить, что брат больше не придет.  Нужно вывести человека из ситуации, чтобы он не зациклился. Притом, что я был молодым лейтенантом и раньше с такими проблемами не сталкивался, я разговариваю с матерью. Она уже перестает рыдать взахлеб, ведет диалог. И тут кума говорит про ее умершего бывшего мужа:  «Так ему и надо». И эта фраза возвращает человека назад. Пришлось ограничить общение женщины с кумой, мы работали с пострадавшей на протяжении определенного времени. Ситуация закончилась тем, что на следующий день женщина приехала, забрала тела погибших и без истерик похоронила их. 

24 декабря 2008 года в Евпатории обрушились два подъезда пятиэтажного дома №67 на улице Некрасова, погибли 27 человек, в том числе трое детей.

В Марганце также выводил людей из сложных ситуаций. Приезжали родственники и друзья погибших с расписками и всем пакетом документов на себя и умерших, чтобы забрать тела. А по закону только близкие родственники имеют на это право. Какая сложилась ситуация – погибла жена, муж не может поехать за телом, потому что успокаивает дочь, у которой истерика, поэтому на место происшествия приезжают друзья семьи, а им отказываются отдавать тело. Но мы решили и эту проблему. Пришлось выйти на властей, после чего тела начали выдавать при наличии документов. А позже мы также присутствовали и на массовых похоронах.

Марганецкая катастрофа — масштабное ДТП возле города Марганца Днепропетровской области Украины. В результате столкновения пассажирского автобуса с двухсекционным электровозом погибли 45 человек. Эта катастрофа по числу жертв является крупнейшей в Украине с момента обретения ею независимости в 1991 году и одной из крупнейших в мире за всю историю катастроф подобного рода.

­ А были случаи, когда Вы думали, что сможете решить проблему, но итог был не таким, каким  его планировали?

­ По психологическим нормам этики, когда возникают такие ситуации, что психолог в силу нехватки опыта не может справиться, он должен «передать» этого человека более опытному специалисту. Но ни у меня, ни у коллег, работающих в Запорожском гарнизоне, за время работы таких ситуаций не возникало.

­ Что самое сложное в Вашей работе?

­ Единственное, что сложно – все хранить в себе.

­ А Вы сами когда­то обращались к психологу?

­ Конечно, когда поступал в институт, я тоже «проходил» психолога (смеется). А если серьезно, таких ситуаций не было.

­ Есть ли специалисты, чьи методы работы Вам близки, от которых Вы отталкиваетесь?

­ Авторов и направлений в нашей работе  очень много. Если брать в экспериментальном плане, мне нравится английский автор Роберт Солсо. Будучи студентом, я купил его книгу, которая на тот момент стоила недешево, и благодаря ей написал 2 диплома. Могу еще выделить Евгения Ильина, психолога питерской школы. Мне также нравится книга Эрика Берна «Люди, которые играют в игры», которая стала мировым бестселлером. Книга написана доступным языком, в ней четко расписываются различные манипуляции. Это, грубо говоря, настольная книга любого руководителя. Ее открываешь  и сразу понимаешь, кто, как и кем может манипулировать.

­ Как знания помогают Вам в жизни? Используете ли Вы какие­то приемы?

­ Психолог не может консультировать членов семьи, друзей, родственников. И пробовать на близких какие­то методы нельзя, это может дать отрицательный результат. А в работе знания являются преимуществом. Дыхательные технологии, например, дают возможность  сохранить свое психическое здоровье.

­ Ваша работа морально очень сложная. Бывали ситуации, когда хотели сменить сферу деятельности и заняться чем­то другим?

­ Таких мыслей у меня никогда не возникало.

­ И напоследок общий вопрос. Что для Вас значит быть внутренне свободным и гармоничным человеком?

­ Чтобы быть внутренне свободным человеком, нужно быть культурным, образованным, неконфликтным, стараться решать вопросы по мере поступления, иметь свою точку зрения и на каждую ситуацию смотреть под разными углами,  это даст некоторую свободу и позволит остаться открытым каким­либо идеям.

Елизавета Поливода