Пока запорожские театралы продолжают ощущать восторженные эмоции от мартовской премьеры, фееричной и кассовой постановки Театра молодежи «Ladie’s night», храм Мельпомены продолжает баловать зрителя новым подарком – восхитительной комедией «Примадонны», премьера которой с успехом состоялась 19 мая.
За окном теплый май, и, думаю, выпустить эту премьеру именно в такое время – очень правильное решение. Есть времена года для раздумий и грусти, серьезных познаний и поиска ответов на извечные вопросы. Этот же спектакль, как свежий летний коктейль – микс легкости, воздушности, доброго юмора и кокетства, щедро заправленных гимном любви. Без сложных философских подтекстов он воспринимается на одном дыхании и настолько вкусен, что не хочется перерыва на антракт.
По сюжету, миллионерша преклонных лет Флоренс дала объявление в газету о том, что разыскивает своих племянников, дабы завещать им наследство, о чем узнают невостребованные английские актеры Лео и Джек. Естественно, жажда денег делает свое дело, и актеры решают, что сыграть родственников старушки, которая мало что помнит, не составит для них особого труда. Когда решение принято, оказывается, что мужские имена в объявлении – это сокращенные имена племянниц, а не племянников, и ребятам предстоит «стать» женщинами. Молодые авантюристы, несмотря на весь абсурд происходящего, решают идти до конца и перевоплощаются в кокетливых леди. Что их ждет на пути к наследству, какие перипетии и открытия предстоят всем участникам сюжета – об этом лучше узнать самостоятельно, посмотрев театральную новинку. Скажу лишь, что щедрая порция хохота, восторга, искрометного юмора и умиления вам обеспечена!
Надо сказать, что сюжеты, где мужчины играют женщин, при хорошей постановке всегда востребованы, ведь мужчина в женском облике не может быть некомичен. Здесь главное – «не перегнуть палку», и надо отдать должное режиссерупостановщику, заслуженному деятелю искусств Украины Геннадию Фортусу он, как всегда, смог соблюсти грань, когда пикантные моменты не переходят черту, за которой юмор становится неприятным.
Главные роли достались артистам Александру Фортусу (Лео) и Юрию Драненко (Джек). Они очаровывают зрителей комедийным амплуа с первым своим появлением на сцене в образе актеров театра. Цитируя невпопад Шекспира и размахивая шпагами, изображая дуэль, ребята буквально с первых минут настраивают зрителя на легкую стилистику постановки, преисполненную гротеска и юмора. Когда же дело доходит до перевоплощения их в образы барышень, то тут вообще начинает сводить скулы от хохота. Юрий Драненко в образе Стефани гиперболично женственен и непорочен вплоть до нежных цветов в волосах и сиреневых крылышек на спине. А так как параллельно он еще и геройлюбовник этой постановки, то надо отдать ему должное – со сменой амплуа он справился блестяще. Профессионально и достоверно актеру удалось передать образ девицы, и кажется, что в нем он себя ощущает легко и воздушно. На мой взгляд, Юрий достаточно гибкий и способный к перевоплощениям актер.
О своих ощущениях в этом амплуа он рассказал нашему изданию:
В принципе, в этом образе я чувствую себя достаточно комфортно. Научился ходить на каблуках, шлифую женские манеры поведения и, в целом, к новому амплуа стараюсь интуитивно приспособиться. Для меня как актера каждая роль – это новый этап в развитии и, конечно, большой взнос в копилку опыта.
Александр Фортус, который играет вторую «Примадонну», также очень эффектен и выразителен. Но его образ как раз не столь женственен, это скорее тот случай, когда косая сажень в плечах, крепкая мужская шея и решительный взгляд перевешивают нарочито тоненький голосок, грациозную походку и пышные юбки. И это не может не привлекать, ведь когда в женском образе угадывается мужчина, становится только веселее. Вообще во время спектакля не были очевидны усилия актеров, а это верный признак хорошей подготовки и профессионализма. Исполнителям хватило водевильной легкости и пластики, которую они хорошо наработали на репетициях. Я думаю, каждый актер втайне мечтает примерить на себя роль женщины, ведь в таком амплуа можно передать всю гамму чувств и образов противоположного пола, да и просто испытать на себе возможность побыть в «женском теле» и пополнить ряды удачных комедийных персонажей. И хоть по сюжету замученный притворством и бесконечными переодеваниями персонаж Юрия Драненко скажет: «Я уже не могу, мне уже снятся лифчики», очевидно, что самим артистам нравится находиться в этом амплуа, они хорошо вошли в роль, получают удовольствие от игры и реакции публики. Поэтому опыт, который они приобретают, стоит затраченных усилий.
Александр Фортус также поделился с нами своими впечатлениями относительно роли:
Самым сложным для меня стали трансформации из мужчины в женщину и обратно, и все это на протяжении двух с половиной часов. Конечно, совсем не просто играть женские манеры, правильно ходить на каблуках или просто сидеть, как женщина. За всем этим стоит колоссальный труд. Но в то же время эта роль – потрясающая возможность попробовать себя в такой ситуации и приобрести мощный для каждого актера опыт.
Зрители очень оживленно реагировали и на других персонажей этой комедии. Чего только стоил пастор Дункан (заслуженный артист Украины Станислав Шкляренко). Когда в сюжетную линию включается его персонаж, взору зрителя предстает комичный образ священника, который при всей своей греховности позиционирует себя высокоморальным и духовным. По сюжету он якобы влюблен в Мэг настоящую племянницу тетушки Флоренс, которая живет с ней в одном доме. Но спустя парутройку сюжетных зарисовок становится понятно, что эта любовь скорее адресована ее миллионам. Когда совершенно бескорыстная Мэг хочет отказаться от наследства, Дункан, «заламывая руки», начнет рассуждать о том, как много хороших дел он мог бы совершить благодаря ее деньгам вплоть до постройки Ноева ковчега. Напускное ханжество, когда при слове «секс» священник чуть не теряет сознание, и другие черты этого «праведного» человека комично обнажаются зрителю на протяжении всего представления. Плохо скрывающий зависть, жадность, прячущий сигареты в маленькой Библии и постоянно любующийся собой в зеркале пастор занимает достойное место в числе самых ярких персонажей этой пьесы. Станислав, на мой взгляд, блестяще сыграл то двуличие, которое, к сожалению, часто встречается у людей этой и похожих профессий из разряда «на благо людям». И снова, выражаясь современным языком, респект режиссеру за умелое «хождение по тонкому льду». Ведь вопрос веры и религии не затрагивается, акцентируется внимание лишь на личных качествах человека, который, по сути, не является тем, кем хочет себя показать. Неспроста же так подает этот персонаж непосредственно автор пьесы – комедиограф Кен Людвиг.
Не менее живописно в этой постановке выглядит и Доктор (заслуженный артист Украины Максим Березнер), у которого к пастору своя легкая неприязнь. Доктор при любой возможности старается Дункана подколоть и разоблачить, а так как все происходит в стиле доброго юмора, то это не может не радовать зрителя: «Вы знаете, пастор, я в восторге от вашей воскресной службы, я еще никогда так не высыпался». Но есть у них и общая черта – жажда денег тетушки Флоренс, ведь доктор хочет пристроить собственного сына в богатую семью, женив его на одной из племянниц, да и сам пробует свои силы в соблазнении Стэфани (Юрий Драненко). Максим Березнер доставляет зрителю массу удовольствия только одним своим появлением на сцене. Кто был на спектаклях с участием этого артиста, успел заметить, что именно ему иногда и говорить ничего не нужно, чтобы заставить зал испытать взрыв эмоций. Его выразительная мимика и умение выдать интересные реакции на происходящее приводят к ярким впечатлениям публики. Добавьте к этому бонусом фирменную грациозность и пластику Максима и получите эффект качественной смехотерапии в чистом виде. На самом деле, заставить зрителя улыбнуться не такто и просто, как кажется, поэтому нужно отдать должное артисту – поклонникам повезло иметь возможность наслаждаться щедрой энергетикой, талантом и харизмой верного слуги Мельпомены в его лице.
Отдельно хочу рассказать о миллионерше, вокруг богатств которой и разворачиваются все эти насыщенные события. Образ тетушки Флоренс, несмотря на то, что по сюжету она увядающая дама преклонных лет, выглядит очень сочно и ярко. Заслуга в этом Сергея Цевелева (заслуженный артист Украины). Да, это было еще одно переодевание, но не по сценарию, а именно актермужчина сыграл в постановке женщину. Как же гротескна и уморительна старушенция в исполнении Сергея! Вроде при полном маразме, но помнит молодую любовь; постоянно на капельницах, но доктора явно переживет; шустро бегает по дому, не забывая останавливаться, чтобы из кислородной маски напитать себя воздухом… Одним словом, очередная конфетка для жаждущей десерта в виде иронии и юмора публики. Актер был очень убедителен в женском образе, и в этом, как и в случае с ребятами, нужно признать также заслуги художникапостановщика пьесы Ирины Кохан и гримера Ларисы Воробьевой.
Настоящую племянницу миллионерши сыграла Марианна Фортус, которая прекрасно передала образ нежной, непорочной и бескорыстной девушки. Кстати, за ее игрой было интересно наблюдать, ведь в постановке «Месье Амилькар», премьера которой состоялась в Театре молодежи в начале этого года, Марианна играет совершенно противоположный образ, которому тоже искренне «веришь», а это говорит о профессионализме молодой артистки.
В спектакле также участвуют артисты Олег Абакуменко, Назар Баранников, Яна Новицкая и Екатерина Россолова. Их роли не менее яркие и запоминающиеся. Героиня Яны Новицкой запомнилась мне неподдельными, искренними эмоциями влюбленной девушки, которые артистка смогла передать на сцене. Режиссерпостановщик Геннадий Фортус всегда очень метко распределяет роли для каждой пьесы, а ведь именно это во многом определяет ее успех. Мы обратились к нему за комментариями относительно спектакля:
Когда я взялся за этот материал, сразу понял, что артистам он будет интересен, и роли я распределил при первом его прочтении. Играть женщину – это особое искусство, и очень важно не допустить шаржа, пародии и уничижительного отношения к прекрасному полу. Мы максимально аккуратно подошли к процессу и постарались сделать все, чтобы присутствующие в зале дамы не испытывали дискомфорт. Конечно, актерам было непросто, иногда они сильно нервничали, ведь нужно было отрабатывать и дефиле, и позы, и умение держать руки, и т.д., а это долгие часы репетиций и работы над собой. Но они справились и, на мой взгляд, играют просто чудесно. На самом деле, рассмешить публику достаточно сложно, и то, что я вижу такую реакцию зала, меня очень радует.
Возможно, ктото из критиков скажет, что спектакль не глубокий, и будет прав. Думаю, глубина, как и красота, – в глазах смотрящего. А пьеса рассчитана на добродушного зрителя, который среди многочисленных поисков смыслов жизни иногда делает паузу и видит главный – радоваться ей от души, верить в добро, смеяться и просто любить! И если вы такой зритель, то будете в восторге!
Ксения ШАПОВАЛОВА
Фото Екатерины Мужевской