В прошлом году в Украине приняли новый закон «Об образовании», лишивший первоклассников и их родителей права выбора школы. Уже в этом учебном году каждый ребёнок, поступающий в первый класс, официально привязан к одной единственной школе по месту жительства. Данное правило касается только младшей школы и государственных (бесплатных) учебных заведений. Закон не распространяется на частные лицеи/гимназии, принимающие детей на платной основе.
С одной стороны адресная привязанность первоклассников к единственной школе уравнивает все учебные заведения, как одинаково «хорошие», с другой – заставляет паниковать амбициозных родителей, желающих для своих детей «лучшей доли», чем «захудалая» районная школа. Впрочем, дело не только и не столько в родительских амбициях, сколько в отсутствии свободы выбора, как таковой, что многим папам и мамам кажется не только не справедливым, но антиконституционным.
К тому же – и это самое интересное! – новый закон заставляет несогласных и проворных родителей искать лазейки, чтобы устроить своих детей в выбранную ими заранее школу. А это значит: договариваться с нужными людьми, «сорить благодарностями» – развивать и поддерживать коррупцию на новых уровнях.
Цели и причины адресной привязки
В Приказе МОН № 367 от 16.04.2018 года говорится о том, что «заявление о зачислении ребенка в первый класс учебного заведения, за которым закреплена территория обслуживания, на которой проживает этот ребенок, и документы, определенные пунктом 4 раздела I настоящего Порядка, предоставляются в соответствующее заведение одним из родителей ребенка лично до 31 мая».
Как рассказала Верже зам главы департамента образования и науки запорожской ОГА Валентина Хиврыч, в сентябре в Запорожской области и областном центре откроется 830 первых классов в 509-ти школах. В первые классы пойдут 18,3 тыс. детей.
— Уже сейчас горсовет составил список школ, закреплённых за определёнными домами. И родители могут просто написать заявление о поступлении ребёнка в закреплённую за ними школу. Никакого конкурса в этом случае нет. При этом, никто не запрещает писать заявление и в ту школу, в которую они хотят пойти, но не свою. Школа набирает детей по списку (своих), но потом, если в ней остаются свободные места для других первоклассников, то руководство школы проводит донабор по жеребьёвке. Это открытая и прозрачная процедура, которая совершается в присутствии родителей. Так что, если в какой-то школе, например, остаётся десять свободных мест в первые классы, в «дополнительных» желающих поступить сто, то случайным набором определяются дети, которые подали в неё документы из незакреплённых. По месту же проживания должны взять абсолютно всех, — даже если не хватает мест, их будут отыскивать для детей, которые должны пойти в эту школу по месту прописки (проживания) — будут открывать новые классы или вторую смену, — говорит Валентина Хиврыч.
Основная цель нового порядка зачисления в начальную школу – равномерное распределение нагрузки на учителей и формирование классов до 30 детей. Как можно догадаться, это должно повысить качество обучения, однако легко выполнить норму смогут пока не все.
В законе говорится, что «заявления и документы, определенные пунктом 4 раздела I настоящего Порядка, до 31 мая могут быть представлены в других учебные заведения (без ограничения их количества) для зачисления на свободные места». Если жеребьёвка в желанной «чужой» школе не принесла нужных результатов, то родители вполне смогут перевести своего школьника в другое учебное заведение по завершении им младшей школы.
— В старшую школу, где у детей в обучении начинается специализация, вы можете перейти куда угодно, никто не сможет вам запретить. Это даже полезно ребёнку – менять школу, чтобы менять роли и знакомиться с новыми коллективами. В передовых странах считается вредным для ребёнка обучаться постоянно в одном коллективе, поскольку за ним закрепляется определённая социальная роль. Когда человек меняет коллектив, у него есть возможность по-новому развиваться и показывать себя, — отметила начальник отдела образования ЗОГА.
Плюс, есть законная возможность учить ребёнка в платном учебном заведении на выбор, если, конечно, она подтверждена финансовой возможностью. Также всегда существует вариант хоумскулинга, в том случае если занятость родителей позволяет уделять максимум внимания своему чаду.
— Все государственные школы сейчас зачисляют детей в первые классы в соответствии с новым законом об образовании и отдельным положением о приёме детей. Да, при условии, если места останутся, и на них будут желающие, мы можем принять заявления от родителей, не закреплённых за нами домов, — подтвердила нам правила набора директор запорожской гимназии «Контакт» Тамара Заварзина.
Еще одним важным моментом является то, что новый закон предполагает, что в течение пяти лет школы поменяют уставы и станут соответствовать трем предусмотренным типам учебных заведений – начальной школе, гимназии (5-9 классы) и лицею (10-12 классы).
Новые стандарты образования младшей школы – НУШ
Специалисты уверяют, что, нет смысла «перебирать» школы, поскольку, в связи с новыми стандартами образования, все учителя проходят специальную подготовку: переквалифицируются, обучаются. Стало быть, программа младшей школы будет у всех одинаковая и направлена она будет не столько на какие-то теоретические знания по разным дисциплинам, сколько на развитие практических умений у детей. Так что и возможности во всех школах будут у малышей равные (насколько это возможно).
— Сейчас «натаскивать» детей при поступлении в первый класс совершенно не актуально, поскольку нет никакого конкурса. И потом по новым стандартам образования дети не будут зациклены на теоретических знаниях, скорее на получении практических компетенций. На самом деле, дети, которые хорошо развиты, но не умеют читать/считать/писать перед поступлением в первый класс, они быстро догоняют и даже перегоняют просто «натасканных» детишек, родители которых потратили целый год жизни ребёнка, чтобы он показал отличные результаты на собеседовании. Вот новая программа образования и этот закон о привязке к определённой школе отчасти призван разорвать этот порочный круг — подготовки шестилеток к первому классу, специальному репетиторству перед школой и конкурсов, поскольку многие родители амбициозно хотят своих детей отправить в какую-то особенную школу, которая, якобы, на выходе даёт какие-то невероятные результаты, но зачастую это не так, — уверена Валентина Хиврыч. К тому же, как было сказано ранее, после младшей школы ребёнка, при желании, можно перевести куда угодно.
В течение следующих пяти лет будет внедряться программа обучения младшей школы «Нова українська школа», которая станет обязательной для всех независимо от специализации. Нова украинская школа – это ключевая реформа Министерства образования и науки. Главная цель – создать школу, в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни.
На сайте Минобразования говорится, что НУШ – это школа, в которую приятно ходить ученикам. Здесь прислушиваются к их мнению, учат критически мыслить, не бояться высказывать свое мнение и быть ответственными гражданами. «В то же время родителям тоже нравится посещать эту школу, ведь здесь царят сотрудничество и взаимопонимание».
– По новой программе детям младшей школы будут давать не просто некую сумму теоретических знаний, а умения и компетенции, благодаря которым человек сможет быстрее социализироваться и знать, что и как делать в жизни. Это будут те знания и умения, которые пригодятся практически. Например, уметь написать заявление, практический (разговорный) английский и прочие умения, применимые в жизни. Нам хочется, чтобы детям было интересно учиться, чтобы те знания, которые они получают, были нужны и потом они дальше развивались с этими умениями. Чтобы наши дети были по-настоящему развитыми, людьми мира и патриотами своей страны. Чтобы каждый ребёнок смог найти себя, – объясняет зам главы начальника управления науки и образования ЗОГА.
– То, что программа полностью изменилась, и обучение детей будет вообще по-другому построено – это однозначно. Наши учителя младших классов тоже проходят специальное обучение, чтобы перестроить форму обучения детей. Знания и умения детей должны быть приближены к повседневной жизни, – комментирует Тамара Заварзина.
Вместо запоминания фактов и определений понятий, ученики будут приобретать компетенции. Это – динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяющая способность человека успешно социализироваться, вести профессиональную и дальнейшую учебную деятельность. То есть формируется ядро знаний, на которое будут накладываться умения этими знаниями пользоваться, ценности и навыки.
Родители паникуют и платят
Несмотря на все прелести новой программы образования и по-настоящему практических, «вкусных», современных подходов к образованию детей, многие запорожские родители растеряны – они планировали для своих детей вполне определённые школы. Именно поэтому приходится идти по кривой дорожке коррупции, искать лазейки, платить.
О том, как «решается» вопрос желаемой школы для малыша, нам рассказали родители (некоторые пожелали остаться инкогнито).
– В школах никто ничего не берёт. С тобой даже разговаривать не будут, если будешь намекать на «благодарность» за то, что твоего ребёнка возьмут. Мы платили определённому человеку за «место жительства». Для того, чтобы нам дали справку о проживании именно в зоне, которая закреплена за той школой, в которую мы готовились поступать и хотели. Сейчас все так делают. Те, кто хотят пойти в другую школу, покупают эти прописки или справки о месте жительства, – говорит наша собеседница – мама 6-летнего сына.
Запорожский юрист Дмитрий Майстро рассказал, что по закону «Об образовании» каждый ребенок имеет право получить образование в учебном заведении, ближайшем к месту его жительства. Если оно не совпадает с местом прописки, человеку нужно предоставить документ, подтверждающий это.
– Мы тоже хотим в другую школу, но не из-за каких-то амбиций о высоком или низком уровне подготовки в нашей районной школе, а потому что мой сын сам выбрал эту школу. Несколько лет мы с ним гуляли в центре городе – в районе, где живут наши друзья, — и сыну очень нравился двор школы и ребята, которые там гуляли – он уже даже с некоторыми познакомился. К тому же туда поступает его друг, и сын отказывается идти в нашу районную школу. Мне придётся что-то с этим делать — возможно даже придётся покупать справку о месте жительства, – потому что я не хочу так травмировать ребёнка – мы уже давно присмотрели себе школу, ещё до того, как вышел этот злосчастный закон, – поделилась с нами мама Алина Загребина.
В случае съемной квартиры родители могут предоставить руководству школы договор аренды жилья. Этот договор даёт и право получить справку в миграционной службе, подтверждающую его фактическое проживание по определенному адресу. Такую справку может дать глава ОСМД «желанного» дома.
О том, кто, как и куда несёт деньги за липовую «прописку/проживание» и есть ли в этом хоть какое-то рациональное зерно, говорить нет смысла. «Продвинутые» родители, с которыми мы говорили, находят разные лазейки – от ОСМД до Миграционной службы, где сговорчивые сотрудники могут написать желанную «бумажку». Некоторые фиктивно арендуют жильё в нужном районе и месте; за определённую плату хозяин квартиры может сделать справку о вашем проживании.
Хорошо ли поддерживать коррупцию, чтобы преодолеть поставленный законом барьер? С точки зрения того самого закона, чёткое «нет», но с «человеческой» точки зрения вполне понятно, что люди, так или иначе, будут искать выход из своей личной ситуации, коль скоро государство поставило жёсткие ограничения. И даже, понимая причину этих рамок, которые мы обсудили выше, родители смотрят на своего ребёнка не как на часть системы, а как на своё дитя с дорогами, выбором и возможностями.
– Вообще, по моему личному мнению это нарушение прав и свобод человека — привязывать ребёнка к одной-единственной школе. Ладно бы, хоть две-три давали на выбор или просто школы твоего района. Но дают такой выбор, что выбора-то собственно нет, кроме платных учебных заведений. Вот в чём основная проблема! Такое чувство, что мы вернулись к коммунистическому строю. Вот одна и всё. А если она по любым причинам родителям и ребёнку НЕ нравится? Да мало ли, какие могут быть критерии – это далеко не только разговоры о том, что школа «слабая». Речь даже не о знаниях. Хорошо, будут развивать умения и компетенции – с этим мы как раз очень даже согласны, – но есть и другие критерии: от состояния школьного двора, до самого учителя и окружения ребёнка. Я, например, настроен против нашей местной школы, которая имеет небезопасную спортивную площадку, где снаряды, которые там есть, в критическом состоянии. Мы часто проходили через этот школьный двор, когда шли на прогулку и меня (даже меня – мужчину!) шокировал детский мат на каждом шагу. Понятно, что это не проблема самой школы, скорее родителей этих детей, но мне не хотелось бы, чтобы моя дочка там училась и считала такой язык нормальным. Это просто пример того, что критерии отбора родителями школы могут быть совершенно разные. И хорошо бы украинцам дать право выбора школы для своего ребёнка, раз уж мы свободная европейская страна, – поделился с нами запорожец Сергей Бройшин.
Да все школы хороши, да все школы равны, да такая система упорядочит количество детей в классах и усмирит амбиции уж слишком резвых родителей, избавив от нелепых конкурсов (!) при поступлении в первый класс (поборов, таким образом, разветвлённую систему заработков репетиторов), но, – как мы видим, – и откроет новые точки доступа для той же коррупции.
Так может, стоит дать родителям первоклашек хоть какой-то выбор? Сразу, законно, без панических атак, взяток и жеребьёвок..?
Ева Миронова