Новый театр порадовал запорожцев комедией Мольера (ФОТО)

1189
0

27 мая  ДК «ЗТР» гостеприимно распахнул свои двери для всех желающих насладиться легкой премьерой Нового театра «Шалый, или Все невпопад».  Праздничный спектакль для всей семьи вызвал шквал аплодисментов, восторга и позитивных эмоций.

Автор этого произведения легендарный Жан-­Батист Поклен, театральный псевдоним которого – Мольер. Французский комедиограф 17 века был создателем классической комедии, стал актером и директором театра, более известного как труппа Мольера (1643­-1680). Комедия «Шалый, или Все невпопад» впервые была представлена в Париже 3 ноября 1658 года в театре Пти­-Бурбон, и, что примечательно, на ней присутствовал сам Людовик Четырнадцатый (Король-­Солнце). Именно этот факт, а также то, что труппа Мольера получила покровительство брата короля  – Филиппа Орлеанского, способствовали дальнейшему успеху и всенародной любви к этой пьесе.

Вот и запорожский зритель получил удивительную возможность стать причастным к атмосфере эпохи классицизма. Новый театр впервые обратился к произведению Мольера, и надо сказать – удачно. Добрый юмор, ирония, оптимизм и веселье ­ отличительные черты этой пьесы, которые артистам и режиссерам удалось передать блестяще. На мой взгляд, главный герой комедии, слуга дворянина, озорной Маскариль, по энергетике созвучен с «Фигаро» Моцарта – представителя позднего классицизма в музыке.  И хоть творчество гениальных драматурга и композитора разделено целым столетием, чувствуются искристые, как шампанское, зажигательные, легкие, воздушные и за все это так любимые зрителем флюиды подобных образов. Еще большее сходство в образе главного героя просматривается с Труффальдино из пьесы «Слуга двух господ» итальянского комедиографа Карло Гольдони, которое заядлые театралы вряд ли смогли не заметить. И, думаю, данное сходство имеет ряд своих особенностей. Ведь «слуга при барине»  одним из первых появился как раз у Мольера и олицетворял собой народный ум, энергию и жизнерадостность, за что и получил такую преданную любовь зрителя и в дальнейшем широко использовался другими драматургами.

 

Выбор директором Нового театра, режиссером и актером Владиславом Лебедевым и режиссером­постановщиком Светланой Лебедевой артистов на главные роли пьесы, на мой взгляд, очень удачен. Все они максимально ярко передали сюжет и образы спектакля. А сюжет этой комедии оказался в стиле   «хотели как лучше, а получилось как всегда». Молодой, по­юношески дерзкий слуга Маскариль  (Евгений Славинский) переполнен желанием помочь своему хозяину Лелию (Алексей Блинов) добиться любимой девушки – цыганки Селии (Алина Церпицкая), которая является рабыней старика Труффальдино (Дмитрий Московцев). Но всем его усилиям постоянно мешает неуместное вмешательство «шалого» хозяина, постоянно делающего что­то «невпопад». Кому достанется прекрасная девушка, в какие проделки угодит барин со своим слугой и что всех удивит в финале,  можно узнать, посмотрев премьеру.

Спектакль на сцене смотрится прекрасно! Надо отдать должное обладателю одной из главных ролей ­ артисту Евгению Славинскому,  он блестяще передал образ Маскариля! Подмостки просто горели под его ногами! Неугомонный, искрящийся, фонтанирующий идеями и трюками Евгений просто пленил зрительный зал своей энергетикой! Восхищенные возгласы, звонкий смех и аплодисменты щедро звучали в его адрес.  Яркая мимика, прекрасная физическая форма и озорной нрав во всех красках были переданы молодым актером. И, конечно, очень впечатляет в этом спектакле сочная, эмоциональная подача стихотворного текста пьесы, продолжительность которой ­ около трех часов. Это тот случай, когда импровизация затруднена, ведь если забываешь текст, то нужно подбирать рифму, а на это на сцене просто нет времени, ведь зрителя не обманешь,  он ждет продолжения.  Поэтому такие постановки – хороший тренажер для памяти. Как правило, подобная легкость на сцене достигается титаническим трудом артистов.

Мы обратились за комментариями по поводу работы над образом главного героя к артисту Евгению Славинскому:

­ Евгений, как готовились к своему новому амплуа?

­ Вы знаете, когда увидел сценарий на свою роль, подумал:   интересно и классно, но уже через месяц репетиций я думал от нее отказываться. Работа сложная,  и, честно признаться, мне трагедии даются легче, чем комедии. Трагедия поучает зрителя сама по себе, он находится под впечатлением  своих переживаний и эмоций. А как поучить комедией? Здесь совсем другие акценты, нужно развеселить, подарить радость, легкость, а это не так­то и просто, ведь публика все очень тонко чувствует. Я всячески старался передать воздушность и пластику этой постановки: что удалось, а что нет – решать зрителю, но я, конечно, буду еще работать над образом.

­ Ваша роль в этом спектакле настолько энергозатратная, что невольно задумываешься,  где взять силы, чтобы выполнять такое активное движение на сцене? Трюки, танцы, яркие эмоции, экспрессия и кураж без устали фонтанируют на протяжении всей постановки.

­ Все дело в зрителе. Если бы я не почувствовал отдачу, то «сдулся» бы уже через час игры. Физически бегать по сцене можно и четыре часа, но если ты не чувствуешь реакцию зрителя, то начинаешь теряться, неправильно играть и передавать настроение. У нас прекрасный зритель, и я заметил, что он не хохотал, а интеллигентно смеялся, понимая всю ту иронию, которую заложил в пьесу Мольер в виде свойственных ему подтекстов.

­ Какой жизненный и творческий опыт Вы вынесли из этой работы?

­ Итоговая фраза постановки: «Пусть, хранимы небесами, будем мы всегда детей своих отцами». В пьесе поднимается вопрос «отцов и детей», и многое я пропустил через себя. Любая комедия все равно должна нести зрителю смысл, который, как правило, не на поверхности, и «Шалый…» показывает через комедию трагедию отцов. В творческом смысле  я приобрел огромный опыт в тренировке памяти и заучивании слов. Стихотворная форма постановки стимулирует артиста досконально знать текст. И еще опытом для меня является участие в комедии как в жанре, в котором я играю не так часто.

Отдельно хочется отметить другого главного героя пьесы – дворянина Лелия, образ которого раскрыл на сцене Алексей Блинов. Его герой как раз был тем самым «Шалым», который все делает «невпопад». Алексей прекрасно передал качества  наивного, непосредственного и пылко влюбленного юноши, который искренне не замечает помощь верного слуги, отчего страдает все больше и сам нагромождает бесконечные трудности на пути к своей цели.

Артист поделился с нами впечатлениями от репетиций:

­ Свою роль я начал чувствовать, как только мне принесли мой сценический парик. Работать мне было легко, ведь с Женей Славинским мы с первого курса вместе,  дружим и много свободного времени проводим также вместе. Поэтому над нашими образами постоянно думали, обсуждали их и выстраивали. Репетировали около двух месяцев, иногда и две сцены в день удавалось проработать, а иногда и не одной. Эта роль ­ первая главная, и я ее, конечно, очень ждал. Больше всего люблю репетиционный процесс в театре, когда мы подбираемся к своим образам, вживаемся в них ­ у всех артистов горят глаза, а совместное творчество вызывает кураж и приятные эмоции.

Конечно, зал оценил трудоемкий вклад артистов в свои образы, подтверждением чему стали многочисленные аплодисменты и восторженные отклики. И в этом также бесспорная заслуга и режиссера-­постановщика спектакля Светланы Лебедевой. О том, какое было взаимодействие с актерами, мы с ней поговорили перед премьерой:

­ Мне очень нравится работать с молодыми артистами, у них есть желание расти, развиваться. Комедии Мольера, Шекспира – это прекрасная возможность быть разными: сейчас ­ одним, а через секунду – совершенно другим. Евгений и Алексей большие молодцы, они созрели для главных ролей. Это тот случай, когда молодые, но уже достаточно опытные артисты могут браться за серьезные роли. Самое приятное то, что у них есть желание работать, а для меня как режиссера это очень важно. Если артист не только берет, а отдает в ответ энергию, креативность, работоспособность, когда, например, режиссер предлагает, а актер еще лучше развивает и раскрывает образ, это дает хороший результат. Евгений прекрасно играет своего героя – динамичный, пластичный, темпераментный. Алексей также справился с поставленной задачей – лирический и обаятельный, он раскрыл образ максимально. Все артисты молодцы, я рада, что они так впитывают и познают с большим аппетитом и желанием все то, чему мы хотим их научить.

Хочу заметить, что спектакль действительно излучает энергию молодости и страсти, когда бурлит кровь, горят глаза и преграды легко преодолеваются, если на кону стоит любовь. В постановке также приняли участие Александр Рудык, Дарья Лебедева, Анна Вашенкова, Иван Остривной, Владислав Лебедев и др. Кстати, о роли Владислава Лебедева, который сыграл Ансельма и, ко всему прочему, является директором и режиссером Нового театра, хочется рассказать отдельно. Вот вроде только с нами поговорил перед премьерой интеллигентный, в костюме с бабочкой, статный директор театра, как вдруг его же я едва узнаю на сцене в образе пожилого, сутулого, с чудной бородкой, который своей разговорной манерой до небывалого сходства напомнил мне персонажи легендарного актера фильмов Леонида Гайдая – Георгия Вицина. Это было удивительное для меня перевоплощение. К метаморфозам артистов за кулисами и на сцене я в принципе готова, но когда так впечатлительно меняется директор и режиссер, начинаешь понимать, что Владислав присутствует и проживает каждый этап и каждую грань всего происходящего в театре и талантливо участвует в постановке не только со стороны, но и изнутри. О том, какое у него как руководителя, режиссера и актера видение премьеры, нам удалось пообщаться:

—  Мы специально взяли в работу эту комедию Мольера, повторно в Запорожье  покажем ее 10 июня и еще планируем гастроли в Мелитополе и Павлограде. Почему именно она? Дело в том, что сегодня нужно дарить людям радость,  сейчас очень непростое время, когда люди повержены в уныние, ведь трудно в таких условиях «поднять голову» и поверить во что­то хорошее. Что должен делать театр в такой ситуации? Конечно, можно дать трагедию, которую, кстати, мы очень любим ставить, но разве это не усугубит положение? Мы просто вынуждены играть комедии, чтобы со своей стороны хоть как­то спасать ситуацию. Если мы вспомним, Мольер создал свой театр в 21 год,  прогорел и вынужден был скитаться по провинциям. Известным он стал именно благодаря созданию этой комедии – она была первой серьезной в его репертуаре, дошедшей до нас. И это снова говорит о том, что комедии, как тогда, так и сейчас,  пользуются спросом. Ну, а классика – она вне времени и актуальна по сей день, это всегда хороший, добротный материал. Надеюсь, нам удалось подарить зрителю приятные эмоции и впечатления.

Со своей стороны могу с полной уверенностью сказать, что удалось. Новый театр зарядил зрителей энергией молодости, радости и верой в главную ценность жизни – Любовь! Благодарные слушатели искупали артистов и создателей спектакля в овациях, цветах и возгласах «Браво!».

Ксения ШАПОВАЛОВА, фото Олега Валика