Газета «Верже» продолжает разговор о будущем нашего индустриального города. Иными словами, мы и дальше реализуем собственную социальную инициативу: «Помоги выбрать рабочую профессию». Сегодня наш разговор о государственном учебном заведении «Запорожское машиностроительное высшее профессиональное училище» (ЗМВПУ). Разговор этот особый — стоит ли напоминать, что и сегодня, и особенно в 1990-е машиностроителям в городе пришлось труднее всех
Выжили и победили!
Естественно, что и система профтехобразования нашего «Города мастеров», ориентированная на машиностроительный комплекс, тоже переживала не лучшие времена. Что тут говорить, Александр Николаевич Олейник, в 1990е мастер производственного обучения одного из ПТУ, уходил работать простым газоэлектросварщиком. Уже в 2000е он вернулся сначала заместителем директора бывшего промышленного лицея, а в 2008 году победил в конкурсе на замещение должности директора тогда еще ВПУ №27.
Вообщето биография Александра Николаевича — это живой пример, как простой рабочий, с ПТУ за плечами, стал мастером, закончил ЗИИ, а дальше начал учить профессии других. И сегодня в ЗМВПУ многие из мастеров и два заместителя директора — бывшие выпускники этого училища.
Это ответ тем мамам, которые при разговоре о ПТУ морщат носик: «Ну, нет, только не это».
Слово заместителю директора училища Наталье Григорьевне Поповой:
К нам приходят дети, вопервых, из бедных семей, а вовторых, как правило, с невысокими успехами в школе. Наша позиция такова: забудь о школьных неудачах и начинай жить и учиться с чистого листа — мы в тебя верим! И как они раскрываются! 19 наших учащихся получают сегодня стипендию «Одаренная молодежь» они поют, танцуют, занимаются спортом. Нет ни одного городского и областного мероприятия, где бы наши дети не принимали участия. А еще у нас сегодня 54 отличника. Ребята побеждают в конкурсах и олимпиадах, где с ними конкурируют и ученики, как принято говорить, престижных учебных заведений.
Но понятно, что за всеми этими успехами огромный труд большого коллектива.
В 2017 году с нашим училищем были объединены еще два профессиональнотехнических учебных заведения: «Запорожский профессиональный лицей» и «Запорожский профессиональный промышленный лицей», вступил в разговор Александр Олейник. По состоянию на 1 сентября 2017 года у нас 1162 учащихся. Работают три учебных корпуса и два общежития, в которых проживают 425 и 128 человек. У нас примерно 70% детей не только из области, но и из других регионов Украины.
Оценка качества подготовки — трудоустройство
Основные наши партнеры, продолжает А. Олейник, АО «Мотор Сич», КП НПК «Искра», ПАО «Запорожсталь», ЧАО «Завод «Днепроспецсталь» и другие. Многие наши выпускники стали предпринимателямипроизводственниками.
Что касается профессий, то они традиционны для машиностроения и механообработки: токарь, фрезеровщик, станочник широкого профиля, машинист крана (крановщик), автослесарь – слесарьремонтник и автослесарь – слесарь механосборочных работ и т.д. Все специальности интегрированы, и наши выпускники владеют как минимум двумя профессиями.
Практика у нас оплачиваемая. 50% заработка учащемуся, 50% на развитие материальной базы училища. Дети рады заработку, мы тому, что ребята закрепляют свои навыки на реальном производстве, а предприятия могут присмотреться к будущим работникам.
Примерно 400 наших учащихся проходят практику на «Моторе». И у ребят есть стимул хорошо здесь себя показать. Вопервых, «Мотор Сич» тоже предоставляет общежитие, а вовторых, здесь существует программа поддержки рабочей молодежи. Ведь первые три года молодой работник получает зарплату не ниже средней по предприятию. За это время он может повысить разряд и получать высокую зарплату, выполняя более квалифицированную работу.
Мы, в свою очередь, тоже совершенствуем подготовку, сотрудничая с Европейским фондом образования и специалистами из Дании. С 2015 года внедряем дуальную систему подготовки квалифицированных рабочих. То есть совместно с работодателем готовим выпускника не просто на предприятие, а часто уже на конкретное рабочее место. Естественно, качество подготовки возросло, а ребята из группы, задействованной в этом проекте, полным составом приняты на «Мотор Сич».
Да и другие выпускники было бы желание работать тоже трудоустроены. Впрочем, достаточно много наших ребят сейчас в ООС (бывшее АТО).
Помоги тому, кому труднее, чем тебе!
У нас учатся дети с особенными образовательными потребностями, связанными с проблемами слуха, продолжает директор училища. В этом плане мы единственные в области. У нас две группы по 7 человек на 1м и 2м курсах. На уроках присутствует сурдопереводчик. Готовим же мы ребят по профессии «Слесарь механосборочных работ; контролер станочных и слесарных работ». Ребятам, конечно, тяжело, но «Мотор Сич» их с удовольствием приглашает, на этом предприятии тоже есть сурдопереводчики.
Но что важно! Эти ученики и танцуют, и поют, и участвуют во всех наших мероприятиях!
Вот 3 мая они вместе с учащимися вечерней школы организовали нам большой концерт. Да и в общежитии бывает, что слабослышащие проживают вместе с обычными учениками. И здесь никогда не было случая драк на почве какихто обид. Кстати, у нас ко всем одинаковые требования — в этом мы и видим суть инклюзивного образования. Слабослышащие, если желают работать, тоже все трудоустроены, и их очень хвалят.
Еще раз подчеркну, что у нас учатся дети из бедных семей, вступила в разговор Наталья Попова. Часто их родители не имеют возможности передать ребенку хотя бы какието продукты. Есть случаи, когда нас просят оставлять иногородних детей в общежитии на выходные, потому что мама четыре месяца без зарплаты… Оставшись же в Запорожье, мальчик может гдето подработать и получить пусть и небольшие, но деньги.
Но даже в этой ситуации наши дети остаются очень хорошими и душевными. У нас проходят благотворительные акции, и ребята, не избалованные достатком, на них всегда откликаются. Мы посещали гериатрический пансионат, оказывали помощь нашему учащемуся, который, как говорится, «сорвал спину». У него из родителей только папаинвалид, поэтому наши дети проявили инициативу, собрали для него деньги и проведали друга в больнице.
Успехи и проблемы
Училище рассказал далее А. Олейник, хорошо известно не только в Запорожье. В последние несколько лет мы стали победителями, лауреатами и обладателями медалей в многочисленных конкурсах Минобразования и науки Украины. Названия этих смотров говорят сами за себя: «Инновационные технологии компетентного формирования будущего рабочего», «Инновационные подходы в заведениях образования к процессу формирования творческой личности» и т.д.
Добавлю и то, сделала свое замечание Н. Попова, что Александр Николаевич буквально 15 мая награжден грамотой Министерства образования и науки. Кроме того, сайт нашего училища занял второе место среди профессиональнотехнических заведений области. А если в город для знакомства с подготовкой рабочих кадров приезжают гости из Киева или Европы, то всех везут к нам.
На нашей базе, продолжает А. Олейник, организован и учебнопрактический центр по подготовке незанятого населения. То есть центр для взрослых людей, желающих повысить свою квалификацию. Под этот проект нам выделены средства для закупки современного оборудования.
Также в училище проводятся многие областные семинары, конкурсы профмастерства, особенно по профессии «Станочник». Кстати, наш выпускник Иван Москалюк в 2016 году занял 2е место в Украине по профессии «Станочник широкого профиля» и завоевал тем самым стипендию Президента.
Что касается проблем, то главной из них является несовершенство нормативной базы. Мы в ожидании Закона «О профессиональном (профессионально–техническом) образовании». Замечу, что и наше училище, да и другие заведения области активно участвовали в разработке концепции этого закона. Но пока документ лишь готовится к рассмотрению Верховной Радой.
Кроме того, все же хотелось бы определиться с нашим подчинением. Сейчас все имущество госсобственность, оперативное руководство за областным департаментом образования и науки, а финансирует нас город. Получается, что все профтехобразование — это слуга трех господ. В принципе, мы к этому приноровились, но никакое стратегическое планирование и развитие в подобных условиях невозможно.
Тем не менее, сегодня все зависит от нас. Сможем организовать детей, научить их хорошо работать, тогда и доход будет, и мы сможем делать ремонты и обновлять учебнометодическую базу. На сегодняшний день, как и везде в нашей системе, мы стабильно финансируемся из бюджета города только по защищенным статьям — зарплатам, стипендиям, «коммуналке», обеспечению детейсирот. Сегодня их у нас 65.
Что же касается совершенствования материальной базы, то бюджет этой статьи расходов не предусматривает. И тут спасибо тем предприятиям, которые приглашают наших ребят на практику! Это единственная статья дохода, которая целиком уходит на поддержание парка учебных станков в рабочем состоянии.
Кроме того, что АО «Мотор Сич» наш главный партнер по практикантам, хотя наше училище и задумывалось, и работало на НВК «Искра», «моторовцы» готовят на нашей базе группы незанятого населения. Два слова по этой программе: трехмесячный курс подготовки для конкретного предприятия со свидетельством негосударственного образца (оно годится только для заводазаказчика) и 10месячный уже со свидетельством государственного образца.
Понятно, что нам и «Искра» сегодня помогает не отказывало предприятие в помощи даже в очень трудные для себя времена.
Училище богато людьми
Очевидно, что все успехи нашего коллектива куют конкретные люди, рассказывает Александр Олейник. Вот семья Курьян — Елена Михайловна и Александр Трофимович. 40 лет назад они пришли в училище по распределению из индустриальнопедагогического техникума. Антонина Васильевна Лигун тоже 41 год проработала. Иван Москалюк, замечу, ее ученик.
Есть много талантливых молодых специалистов. Людмила Сабинина из тех мастеров, на которых «идут» учащиеся. То же самое можно сказать о Виктории Резниченко.
Не секрет, что одной из проблем системы профтехобразования является профориентация школьников. Даже мы в условиях реорганизации в прошлом году немного недовыполнили план приема. Кроме традиционных методов работы, три кита, на которых держится популярность ЗМВПУ это рабочие династии (наши выпускники, став родителями, отправляют к нам своих детей — здесь плохому не научат); мастера, которые благодаря «сарафанному радио» известны и потенциальным ученикам, и их родителям; наше общежитие.
Родителям важно, куда и в какие руки попадут их дети, продолжает Наталья Попова. В нашем общежитии они уверены: здесь порядок и дисциплина. А еще прекрасный коллектив, который становится сплоченнее не после, как считают, турпохода, а после совместного приготовления борща. Или каши на костре, или горохового супа… Раз в неделю по средам проходит целый ритуал: ребята в белоснежных колпаках готовят кастрюлю борща на весь этаж, а потом все вместе с этой кастрюлей «расправляются». Здесь вам и лидеры выдвигаются, и взаимопонимание появляется, да и то, что иной ребенок хоть в раз неделю покушает горячего — тоже немаловажно.
А еще у нас есть условия для занятия спортом, постоянно проходят спартакиады, победители которых всегда возвращаются с областных соревнований с медалями.
Плохо только, что стипендиальный фонд для оказания материальной помощи и поощрения сейчас серьезно урезан до 2,5 тыс. гривен в месяц. Сложно и материальную помощь выделить нуждающимся, и премировать достойных. Что же касается собственно стипендии, то она составляет 490 грн., отличники получают на 45,5 % больше, сироты — 1180 грн., слабослышащие — 735 грн.
И уже наш вывод после посещения ЗМВПУ. Как в стихах Константина Симонова, «всем смертям назло» здесь не выживают, а живут. И всем своим огромным коллективом делают большое и важное дело. Спасибо всем за это!
Беседовала Светлана Третьяк