Когда учиться интересно: нетрадиционное образование в Запорожье (ФОТО)

2380
0


В 
последнее время родители школьников как будто разделились на два лагеряприверженцы традиционных взглядов на обучение, категорически отрицающие неформальное видение и эксперименты в области образования и развития ребенка, а также  нетрадиционалисты, существующие вне среднешкольного мейнстрима, отдающие предпочтение индивидуальным методикам развития детей.

Начало пути

В Запорожье на базе 66­й школы сейчас «живут» и успешно развиваются вальдорфская школа и детский сад. На сегодняшний день здесь открыты 5 классов и ежегодно формируются первые классы (плюс дети переходят из сада). Таким образом, через 6 лет будут укомплектованы 11 классов.

Что же такое вальдорфская педагогика в принципе и вальдорфская школа по­запорожски, мы узнавали у опытных педагогов, а также заинтересованных родителей.

Итак, вальдорфское образование в Украине существует более 20 лет. За это время проводились эксперименты, аттестации, проверки, тестирования. Уже почти десять лет существуют программы для таких школ, одобренные Министерством образования и науки Украины, и чуть меньше существуют такие программы для детских садов.

– Мы продолжаем изучать успешный опыт наших коллег из других городов (Киев, Днепр, Харьков, Кривой Рог), где такие школы уже прошли аттестацию. Как раз через 6 лет, когда этот эксперимент будет подтвержден положительными результатами, у нас уже будут укомплектованы 11 классов. В ходе исследования мы изучаем именно психическое развитие детей в вальдорфской школе, – рассказал нам руководитель методического центра по вальдорфской педагогике, преподаватель Денис Малофеев.

Отметим, что педагог с 2002­го года работал в Днепре в данном направлении, ранее  прошел обучение в Германии и на сегодняшний день является наиболее опытным в вальдорфской школе.

– В нашей школе набраны уже 6 классов (1­6) и две группы детского сада. Сейчас все только начинается, еще много чего нужно совершенствовать, но школа растет, постоянно увеличивается количество детей. Классы и группы сада пополняются на протяжении всего года, образовалась очередь. С педагогами всегда непросто, но нам везет, и находятся те смелые, независимые и ответственные люди, которые хотят по­новому работать с детьми, – рассказала мама ученика вальдорфской школы Анна Михайлова.

Принципы

Что касается вальдорфской педагогики, уже с 1928 года были созданы исследовательские и учебные учреждения, как правило, связанные с антропософским движением. Такие  школы работают по принципу «не опережение развития ребенка, а предоставление всех возможностей для развития в собственном темпе». При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам, в первую очередь  для развития фантазии детей. Большое внимание также уделяется духовному развитию.

– В вальдорфской школе иначе все. Первое, что бросается в глаза – это внешний вид классов, пространства… и самих учителей с учениками. В такой школе нет формы, как и жестких правил в одежде для педагогов. Все должно быть красиво, гармонично, из натуральных материалов и естественных цветов. В жизни детей как в школе, так и в саду присутствует много творчества. И это не только уроки рисования акварелью или лепки из воска. Это ­ творчество, в том числе в мышлении. Например, дети могут решать математические примеры тем путем, который им больше по душе. Нет единого требуемого алгоритма. Здесь учатся не подставлять числа в формулу, данную учителем, а наблюдать феномены, анализировать и выводить закономерности самостоятельно. Это именно то, что пригодится в жизни, – говорит мама Полина Ткаченко.

Кому­то может показаться, что если выбрать для своего ребенка такую школу, есть риск быть выброшенным за борт системы, что, безусловно, привлекательно с точки зрения индивидуализма, но может сыграть злую шутку, как только ребенок сам пожелает в нее (систему) втиснуться. Однако, как утверждают запорожские педагоги, ничего подобного детям, обучающимся в вальдорфской школе, не грозит, потому как они сдают те же контрольные срезы, что и ребята в других школах. В девятом классе ученики получают аттестат, в 11(12) – сдают ВНО. В Кривом Роге, кстати, в прошлом году у выпускников вальдорфской школы по среднему баллу был второй результат в городе.

– На сегодняшний день в нашем городе есть большое количество родителей, которые не удовлетворены традиционной системой образования, поэтому они ищут что­то другое для своих детей. У нас нет традиционного оценивая в виде цифр, но есть вербальное оценивание, а также характеристики, которые мы пишем детям (они в этом смысле более информативны). В 9­м и 11­м классах наши дети сдают традиционные экзамены и ВНО, – подчеркивает преподаватель Денис Малофеев.

Отметим, что учебный материал подается блоками (эпохами), но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно­практический (дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее).

– Преподавание в нашей школе, как правило, ведется с помощью живописи, музыки, художественного чтения, рукоделия и так далее. Это все делает процесс обучения для детей интереснее. Если рассматривать человека как существо, которое состоит из физического тела, эмоционального и интеллектуального, то в вальдорфской школе задействуются все эти части, а не только интеллектуальная, как принято в обычной школе. Причем задействуются в разные периоды жизни по­разному: в младшей школе акцент делается на эмоциональном развитии,  а в старшей ­ внимание смещается в сторону интеллектуального. Такой поход отвечает психофизиологическим потребностям детей, а потому наши дети не болеют так, как в обычных школах. Например, мы практически никогда не закрываемся на карантин, – рассказал преподаватель.

Сад

Сейчас в каждом из классов школы учатся от 19 до 25 детей. Некоторые классы инклюзивные, где также обучаются дети с особыми потребностями. В саду открыты две группы (полная и неполная), и они смешанные – разновозрастные. Такой подход позволяет детям лучше социализироваться: старшие помогают младшим, а младшие с удовольствием учатся у старших.

­ Сейчас работают две группы – полного и неполного дня. Что касается количества детей, 20 человек ­ в группе полного дня и 13 – в группе неполного. Наши занятия интегрированы в жизнь. Ребёнок обучается на том, что его окружает. Мы не придумываем какие­то искусственные приёмы, а скорее выступаем за все, что естественно. Например, мы мелем муку, лепим из пчелиного воска, рисуем в естественном стиле, то есть без всяких шаблонов. Ребенок действует из своей сути, а не делая что­то «правильно», ­ рассказала руководитель сада Елена Бабенко.

Воспитатели в саду не прибегают к насилию или морализации.

­ Мы не занимаемся морализацией в общении с детьми. К примеру, если дети не хотят делиться, то мы приводим художественные примеры, из которых они сами делают выводы. Прямые морали у нас никто не читает. Любую ситуацию лучше раскрыть через практику – сказку или историю. У нас нет прямого «нельзя». Есть множество приемов, с помощью которых этого можно избежать, чтобы ребенок рос в естественной среде, ­ отмечает педагог старшей группы и руководитель сада.

Стоит отметить, что родители в значительной степени включены в жизнь сада и своего ребенка. Они постоянно участвуют в подготовке детских праздников и других мероприятиях. Например, «вальдорфские дети» не готовят показательные выступления ­ утренники для родителей, это родители готовят спектакли и праздники для детей.

­ Когда мы принимаем ребёнка в сад, понимаем, что берем не только ребёнка, а и его семью. Здесь важно понимать, что наш принцип не «дети для взрослых», а «взрослые для детей», ­ резюмировала Елена Бабенко.

Взаимное уважение

Школьники занимаются с 8 до 13 часов; как правило, это ­ четыре урока. Первый длится полтора часа, но в течение этого урока дети не сидят за партами более 40­ка минут (далее процесс обучения и знакомство с предметом происходят в движении). В обед у детей ­ получасовая прогулка, а дальше еще два­три 45­минутных урока в тематике дня с перерывами в 15 минут. Домой все дети получают только одно задание и, как правило, индивидуальное.

Денис Малофеев рассказал также и о том, как в вальдорфской школе реализуется принцип антропоморфности:

– В процессе обучения дети проходят те же этапы, которые прошло человечество в своем развитии. В первом классе мы изучаем древние народные традиции, во втором – притчи и моральные истории, третий класс – это изучение историй из Ветхого завета, в четвертом классе обучение построено на изучении скандинавской и славянской мифологий, в пятом классе ­ Египет и Древняя Греция, и так мы доводим до нового времени. Все это позволяет детям развиваться более естественно и гармонично. Ребенок чувствует себя в этом мире более уверенно, когда знает, откуда что пришло, – отмечает педагог.

Родители говорят, что их объединяет желание лучшего будущего для своих детей и постоянного взаимодействия с ними. Такие родители рассматривают детей не как пустой сосуд, который нужно наполнить во что бы то ни стало и чем больше, тем лучше, а как личность, которая должна стать свободной.

– Учителя в нашей школе приветливо и уважительно относятся к детям. В садике, например, смене деятельности предшествует определенная песня воспитателя. Таким образом, не приходится постоянно кричать на детей и одергивать их, здоровый ритм помогает выстраивать поведение в группе. Как в школе, так и в саду очень активные родители. Это люди, которым небезразлично то, чему учатся их дети, и не только на уроках, но и в повседневной жизни. Иными словами, может ли педагог во всем быть примером ребенку? Это то, над чем работают учителя и воспитатели. И такая работа не прекращается никогда, – говорит мама Полина Ткаченко.

Для справки

Первая вальдорфская школа была создана в 1919 году. В настоящее время в мире существует 1025 вальдорфских школ, находящихся в 60 странах, и более 2000 детских садов, признанных Международным форумом вальдорф/штайнеровских школ, Педагогической секцией Свободной Высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и Друзьями вальдорфского образования. Название «вальдорфская школа» является зарегистрированной международной торговой маркой, права на ее использование принадлежат Союзу независимых вальдорфских школ (Германия).

В 1928 году была основана Свободная высшая школа в Штутгарте, сначала готовившая преподавателей для вальдорфских школ, декларирующая, что ее исследования носят «критически­углубленный» характер и дискуссия с профессиональным научным сообществом является их неотъемлемым атрибутом. В 1999 курсы по подготовке учителей вальдорфских школ этого учебного заведения получили государственную аккредитацию, затем в рамках Болонского процесса курсы были разделены на бакалавриат и магистратуру, которые также были аккредитованы.

В 1973 году был основан Институт вальдорфской педагогики Виттен/Аннен, получивший государственную аккредитацию в 2009 году.

Ева МИРОНОВА