Реформа системы правоохранительных органов в Украине началась 4 года назад. Первые патрульные в Киеве вышли на службу летом 2015 года. В Запорожье патрульная полиция работает 2,5 года. За этот время значительно поменялся, как состав правоохранителей, так и система работы.
Нам захотелось посмотреть на работу наших патрульных изнутри. «Ночь с полицией» – с пятницы на субботу – в живом режиме дала возможность составить некоторое представление о буднях людей, которым в беде звонят первыми.
— Если Вы думаете, что патрульные полицейские только и делают, что снимают котиков с деревьев, то глубоко заблуждаетесь, — предупреждает нас с порога зам командира первого батальона Александр Тирпольский. Мы, конечно, котиков любим, но не думаем, что ими ограничивается служба полицейских; настраиваемся на работу, проходим несложный, но серьёзный инструктаж.
— У нас 4 батальона, на смену заступает по батальону, в батальоне две роты, которые делят между собой всю территорию города напополам. В смену выезжает порядка 30-ти экипажей, у которых есть своя территория патрулирования, но это вовсе не значит, что экипаж не может перекрыть и соседний район, если в том есть нужда. По прибытию батальона после смены, происходит построение по подразделениям, командиры проверяют наличие личного состава, снаряжение, вооружение. Следующая смена проходит медосмотр и идёт на вооружение. Наряды меняются, передают автотранспорт, следующие две роты выезжают на службу, — объясняет процесс смены патрульных командир батальона.
За смену каждый экипаж отрабатывает от десятка вызовов и более, в зависимости от того, какой день и «фаза луны» (шутят полицейские). В экипаже, как правило, два человека (напарники постоянно меняются), которые в любой момент могут вызвать подкрепление, если ситуация того потребует. Традиционно в начале смены заезжаем на заправку, чтобы «накормить» Prius.
Сергей Свичкаренко в запорожской патрульной полиции служит практически с самого основания, то есть 2,5 года, как и его напарник по этому ночному дежурству Евгений Брндарчук. Ребята прошли по конкурсу. Отбор был довольно-таки жесткий, потому как на одно место претендовали более десяти человек: прошли два вида тестов, медкомиссию, собеседование с психологом. После 4-месячного оплачиваемого обучения – частично в Днепре, отчасти в Запорожье – Сергей и Евгений начали работать.
— Привела меня в полицию сама идея создания такого органа. До этого я не имел никакого отношения к правоохранительным структурам. Работал на разных работах, в том числе пробовал себя в бизнесе. Когда узнал, что создаётся патрульная полиция, очень захотелось быть причастным к чему-то качественному, цивилизованному. Нужно было что-то менять и внести свою лепту. У меня растёт ребёнок и, как всем родителям, мне хочется для сына светлого будущего. Так что, можно сказать, что пошёл на эту службу больше из идейных соображений, но и, конечно, хотелось стабильности – стабильной работы, зарплаты, — рассказал Сергей Свичкаренко.
С заправки едем тихо, осматривая темнеющие улицы. По дороге пришлось остановить двух водителей за вышедшие из строя задние габариты с правой стороны. Даже если водители знают о проблеме, то настойчиво делают вид, что не догадывались. В отсутствие других нарушений, за такую провинность сначала выносят предупреждение. Автомобилисты обещают исправиться.
Как рассказала нам пресс-офицер патрульной полиции Елена Литвинец, в этом году патрульная полиция также проводит проверку маршрутных такси и работы водителей-перевозчиков в ходе превентивного мероприятия «Перевозчик». Результаты поражают: за 5 дней конца июля полицейские обнаружили более 2 тыс. нарушений, допущенных водителями-перевозчиками. В ходе кампании выявили 10 водителей, управлявших автобусами в состоянии опьянения. С начала спецоперации сотрудники патрульной полиции и областных подразделений на местах проверили почти 12 000 транспортных средств, используемых для пассажирских перевозок.
— Выявлено 382 технически неисправных транспортных средств. Из них 79 переоборудованы с нарушениями соответствующих норм и стандартов. В целом мы нашли более две тысячи нарушений законодательства, допущенных водителями-перевозчиками. Зафиксировано 10 фактов управления автобусами в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, — рассказал заместитель председателя Нацполиции Александр Фацевич.
Конкретно полицейские обнаружили 463 факта перевозки пассажиров сверх установленного количества, 113 — управление без необходимых документов, 139 транспортных средств не прошли обязательный технический контроль. В ходе мероприятий составили 2,1 тысячи соответствующих административных материалов.
Патрулирование ведётся таким образом, что вызовы поступают на планшет, а также полицейские сами, прочёсывая район, наблюдают, что происходит.
— Сразу видно, что ночь будет относительно спокойной. — говорит Евгений, — Вот в самом начале, как только заступаешь на смену, это можно понять. Сегодня будет спокойно, несмотря на то, что пятница. По ночам и на выходных обычно больше всего вызовов.
О том, бывает ли на самом деле страшно на службе и как удаётся преодолеть этот страх, ребята говорят, что лучший ответ – просто делать своё дело и всё.
— Сейчас уже страха нет. Он был в самом начале. Страшно, например, когда ты приезжаешь на вызов по поводу семейных разборок, звонишь в дверь, а на тебя из дверного проёма движется невменяемый человек с топором в руках, и, видно, он уже готов к нападению. Бывало и жутко несколько раз от находок: первый трупный запах в квартире, где умер пенсионер, я запомнил навсегда. Или мужчина, который повесился в туалете, сидя на унитазе. Со временем к этому всему привыкаешь, — говорит Евгений Брндарчук, добавляя, что службой в полиции вполне доволен; стремился в ряды патрульных с целью найти качественную работу и иметь возможность карьерного роста.
Полицейские также рассказали, что на работе периодически случаются и курьёзы, среди которых вызовы не вполне адекватными людьми. Что с одной стороны грустно, с другой смешно.
— У нас есть постоянная «клиентка», живущая в центре города, – это пожилая женщина, которая регулярно заявляет на своих соседей. Она жалуется на то, что те её, якобы, облучают. То есть у неё квартира полностью в фольге, сама она тоже придумала какие-то средства защиты, чем обматывается. Говорит, что соседи посылают на неё вредное радиоактивное излучение, от чего у неё ухудшается здоровье. Звонит она часто, мы приезжаем, раз вызов поступил, сочувствуем, конечно, — рассказал Сергей.
Собственно, по тематике происшествий патрульным часто достаются нарушения на дорогах, пьяные дебоши (драки в клубах, на остановках), но ещё более регулярны семейные разборки. И только мы об этом поговорили, как возле многоэтажки на пересечении проспекта Соборного и ул. Якова Новицкого люди стали подавать сигналы полиции с просьбой остановиться. Возле углового дома собрались соседи, которые слышали вопли женщины с третьего этажа.
Как объяснила одна из свидетельниц ситуации, которая уже успела вызвать полицию по телефону, квартира, из которой доносились крики женщины, сдаётся в аренду: «Она кричала «Спасите! Помогите!». Полицию мы вызвали, но раз вы проезжали мимо, то нельзя было не окликнуть. В этой квартире всегда проблемы, там съёмщики, мы их не знаем лично, но шум бывает регулярно», — говорит соседка снизу.
Поднимаемся на третий этаж, дверь открывает та самая женщина, которая звала на помощь. Она явно избита – со ссадинами на лице, на вид трезва, рыдает. В квартире также трое малолетних детей, которых в этой ситуации пожалеть нужно первыми. Заявление женщина писать отказывается, говорит, что с мужем у неё произошёл очередной семейный конфликт, после чего тот скрылся (очевидно, после того, как «выпустил пар» в лицо жены). Что могут в этой ситуации патрульные? Только успокоить, посочувствовать, ещё раз предложить заявить в полицию на дебошира, напомнить о том, куда обращаться в случае необходимости. Жертва рукоприкладства немного успокаивается, отмечает, что будет собирать вещи для того, чтобы уехать с детьми к родителям. Что живут в Южном микрорайоне.
Патрулирование продолжается на ул. Тюленина. Здесь ждём авто, на которое патрульные получили ориентировку: «за рулём водитель в состоянии алкогольного опьянения».
Далее перемещаемся на бульвар Центральный к аптеке «Живая вода», которая находится на первом этаже многоэтажки. Местная жительница, квартира которой расположена аккурат над аптекой, вызвала полицию из-за громких пьяных компаний, собирающихся возле аптеки. Местный алкобомонд отоваривается там поздними вечерами пресловутой настойкой боярышника, поскольку в магазинах алкоголь после десяти, по новым правилам, не отпускают. В целом, женщина жалуется на то, что в аптеке продают «спиртное». Однако такая настойка является лекарственным средством, которое вполне законно реализуется без рецепта, так что единственное, что может сделать сотрудник правопорядка в таком случае – это испугать своим присутствием пьяную братию, посочувствовать заявительнице, объяснив ситуацию и попытаться поговорить с провизором, которая продолжает продавать алкоголикам желаемое «лекарство» (последнее, впрочем, не приносит никакого результата, потому как продавец не может отказать покупателю в его запросе, если товар без ограничений).
Кстати, полицейские отмечают, что закон, ограничивший продажу алкоголя в ночное время, принёс вполне качественный результат – пьяных ночью на улицах стало меньше. Однако и курьёзы в связи с этим также случаються. Например, недавно в «АТБ» охранникам пришлось вызвать полицию из-за того, что покупатель решил выпить бутылку спиртного прямо на месте, стоя возле полки. Он допил напиток практически полностью, когда его заметил сотрудник супермаркета. Отчаянный не растерялся: отнёс пустую бутылку на кассу, сказал, что собирается оплатить «покупку», но полиции, таки, пришлось выписать ему штраф за нарушение общественного порядка.
Собственно, по этому же поводу – нарушение порядка – нашему экипажу около 23.30-ти поступил вызов: «подростки пьют алкоголь и шумят на конечной остановке трамвая возле цирка». Компания молодых людей, на вид лет по 15-17, ведущих себя вполне вызывающе. Среди ребят есть и пара девушек, перед которыми очень хочется покрасоваться. Так что разговор с сотрудниками полиции молодые люди, хоть и испугавшись, ведут на грани фола – между культурным страхом и робким хамством. С такими нужно уметь разговаривать с учётом пубертатного периода и некоторым знанием подростковой психики. Предупреждение молодёжь получила, компания притихла.
В целом относительно участия детей в незаконных или неадекватных действиях, патрульные говорят, что среди них встречаются, как юные наркодилеры, так и «кабель-хантеры». Также, на волне своего переходного возраста, подростки часто «теряются»: уходят надолго к друзьям или слоняются по улицам без ведома родителей.
— Недавно задержали двоих несовершеннолетних ребят на ул. Патриотической, которые делали надписи на домах по поводу синтетических наркотиков. Это нарушение 152-й статьи благоустройства. Дети рассказали, что им за это платят от 10-ти до 15-ти грн за надпись. Спросил у них, зачем они это делают, сказали «чтобы покушать купить». Но оно так и было, потому как они вышли из супермаркета с купленной едой и какими-то сладостями. Одеты были не очень хорошо, очевидно, что из неблагополучных семей, — рассказал Евгений.
По поводу воровства кабеля из коммуникационных колодцев, которое происходит в Запорожье практически ежедневно (еженощно), то, как мы уже писали, и наши собеседники подтверждают, что проблема, действительно горячая, но решение её невозможно без определённых нюансов.
— Была одна ночь, когда мы задержали воров. У них была большая «добыча» — почти 300 метров кабеля. Я тогда очень порадовался, что удалось этих людей поймать, но проблема в том, что «Укртелеком» не может описать стоимость конкретного ущерба, потому дело не движется, — говорит Евгений. Как правило, такие охотники за металлом, посидев в СИЗО (а то и без него), выходят на волю, возвращаясь к с своему ремеслу. Не говоря уже о том, что пункты приёма металлолома всегда открыты и там не пренебрегают запрещённым ломом.
В ночь нашего дежурства также ограбили девушку, которая возвращалась с вечеринки домой под утро. У неё выхватили сумку. Однако сообщила об ограблении жертва только через три часа после случившегося.
Около полуночи «до свинства» пьяного мужчину, угрожавшего убийством своей благоверной, пришлось везти в отделение полиции, поскольку он не первый раз отмечался по части нетрезвых скандалов и прочего девиантного поведения. В данном случае дебошир сам сел в авто полицейских, а вот в ситуации, случившейся под утро – с 3-х до 4.30-ти, — пришлось применить наручники.
Вызов на крики по адресу бульвар Гвардейский 143 поступил около 3-х часов ночи. Полицейских вызвали прохожие девушки, которые увидели избитого молодого человека в крови. Пострадавший был пьян, кричал на всю улицу, чем нарушал общественный порядок, а также пытался забрать ключи от квартиры у прохожего мужчины.
Патрульные задержали парня. В процессе выяснения обстоятельств и опроса пострадавшего дебошира последний засунул в рот пластиковую карту — заводской пропуск, — пытаясь её проглотить. Он стал задыхаться и харкать кровью. Карту у безумца изо рта удалось достать и немного успокоить. Пришлось насильно отвезти его к медикам на Седова, поскольку он ничего толком не мог сказать, но и ехать к специалистам не соглашался; затем доставили его в Вознесеновский райотдел уже в наручниках.
Что касается применения оружия, то этот процесс регламентирует закон Украины о действии патрульной полиции. Шаг вправо – шаг влево наказуем. Впрочем, как Евгений, так и Сергей подчёркивают, что всеми силами нужно стремиться решить тот или иной конфликт мирно, то есть без применения силовых методов: наручников, а тем более оружия. И мало того, что сами правоохранители не хотят доводить ситуации до перестрелки, но ещё большая проблема в том, что, как правило, нарушитель берётся оспаривать действия полиции в суде. Такие же ситуации случаются и с нарушением ПДД водителями.
— Сейчас никто полицейскому и даже его напарнику на слово не поверит, судьи, как правило, хотят видео. Это большая проблема, потому как мы не можем доказать виновность нарушителя без видео. Потому тяжёлые случаи – это не только опасность для полицейского, но и возможные столкновения с судебной системой. Нарушитель также может подать заявление в прокуратуру по поводу, якобы, превышения полномочий полицейскими тут система будет работать на него. А сотруднику полиции это выговор, денежные взыскания и так далее. То есть, Вы понимаете, это неприятные ситуации, которых стараешься избегать, — отмечает Сергей.
В рядах патрульных работает довольно много девушек, что воспринимается сотрудниками-мужчинами вполне стандартно – в 21-м веке, к счастью, многие обходятся без сексизма.
— Не вижу особой разницы – работать ли с девушкой или же с мужчиной. Женщины зачастую бывают более рассудительными, стрессоустойчивыми, что в нашей работе только плюс. Главное сработаться, а всё остальное не важно. В случаях, когда грозит опасность и видно, что придётся применять силу, можно вызвать подкрепление, — отмечает Сергей.
В патрульной полиции периодически происходит текучка. Причины разные: от неудовлетворённостью заработной платой (полицейский получает 8 тыс. грн, вне зависимости от количества вызовов) до психофизической усталости. Так что прямо сейчас в ряды патрульной полиции нашего региона родолжается набор. Хорошие новости дл желающих за 35: теперь предельный возраст для участия в конкурсе меняется с 20-35 лет до 20-40 лет.
Требования к кандидатам на должность полицейского патрульной полиции таковы:
— гражданство Украины;
— свободное владение украинским языком;
— возраст от 20 до 40 лет;
— полное общее среднее или высшее образование;
— наличие водительского удостоверения категории В (или готовность получить водительские права до начала обучения).
По сведениям наших собеседников нынче полицейских учат в Киеве, в течение всего периода учёбы будущее правоохранители получают полноценную зарплату (ранее это была стипендия).
Ночь заканчивается, с рассветом город становится спокойнее.
— Главное не уснуть с 4 до 5-ти – это критическое время, — говорит Евгений.
Смена длится с 8 вечера до 8-ми утра. А под утро помогает кофе и… пончики:)
Ева Миронова