Запорожская областная филармония грандиозно открыла 62-й симфонический сезон

1062
2

8 и 9 сентября гости Запорожской филармонии насладились роскошным музыкальным праздником – открытием нового симфонического сезона. Концерт с громким названием «Кармина Бурана», как свежий родник, напоил живительной силой изголодавшегося по музыкальной эстетике и успевшего за лето соскучиться зрителя. И чувствовалось, что не только он жадно ждал этой встречи, но и сам оркестр под руководством народного артиста Украины Вячеслава Реди просто горел желанием порадовать запорожцев. Как добрый друг, которому на празднике не терпится вручить побыстрее подарок и увидеть восхищенные глаза виновника торжества, исполнители спешили одарить дорогих и любимых гостей. А для яркой встречи после летней разлуки была выбрана эпохальная и завораживающая «Кармина Бурана»

Тем, для кого название концерта звучит интригующе, напомним: «Carmina Burana» ­ это симфоническая кантата для хора, солистов и оркестра, в основе которой лежит сборник средневековых поэтических эссе о Судьбе, Природе, Жизни и Смерти и о существовании во всем этом человека, который полностью в руках госпожи Фортуны. Автор произведения Карл Орф (1895-­1982) – немецкий композитор, которому в руки попал сборник­-песенник, найденный в одном из баварских монастырей. Как скажет потом сам Карл: «Фортуна, играючи, подсунула мне в руки каталог Вюрцбургского антиквариата, где я нашел название, которое магической силой приковало мое внимание…». Для кантаты композитор отобрал 24 стиха, адаптировал и написал к ним грандиозные хоровые пассажи. Более 80 лет сценическая кантата Орфа победно шествует по миру, покоряя сердца меломанов.

Вот и запорожский зритель получил эксклюзивную возможность вживую услышать мировой бестселлер в исполнении любимого Запорожского академического симфонического оркестра под управлением народного артиста Украины Вячеслава Реди, а также гостей города – хора и солистов Днепровского академического театра оперы и балета (главный хормейстер – заслуженный деятель искусств Украины Валентин Пучков­-Сорочинский).

Без преувеличения скажу, что начало концерта повергло зрителя в эмоциональное потрясение. И неудивительно, ведь композиционное построение кантаты достаточно необычно ­ прологом выступает ария «О, Фортуна!». Она звучит настолько ярко, что создается впечатление, что кантата начинается с кульминации. Хоровое исполнение в тандеме с оркестром ­ мистически мощное, и с первых аккордов ты будто ощущаешь неудержимую лавину, стремительно надвигающуюся на тебя. До дрожи и мурашек проявляются смешанные чувства – от испуга и волнения перед этой энергетикой до удивительного наслаждения ею, как будто что­-то наполняет твою душу силой!

Смысл арии в том, что Фортуна сильной рукой повелевает людьми: пока один низвергнут, другого она уже поднимает к высотам, чтобы спустя время вновь скинуть на землю. Никто и никогда не знает, что будет с ним в следующую минуту, этим управляет неподвластная человеку сила. Видимо, поэтому «О, Фортуна» так часто используется в кинематографе – в моменты борьбы жизни и смерти, фатума и надвигающихся ударов судьбы.

Днепровский хор идеально передал настойчивый, упругий и пульсирующий ритм с тревожно-­грозными интонациями. На мой взгляд, философский смысл арии говорит сам за себя именно благодаря ритму и звучанию. В какой­-то момент ты чувствуешь себя всего лишь маленькой частью огромного мироздания, а через мгновение мощная энергетика тебя поднимает и делает частью Того, кто этим мирозданием все же управляет. Не в этом ли смысл? Быть фаталистом или верить, что во власти человека что-­то в своей жизни менять? Как вы думаете? Подобные произведения – прекрасный повод поискать ответы. Думаю, что прослушать «О, Фортуна!» вживую – большое везение и шанс испытать удивительную палитру чувств! Мурашки по телу обеспечены стопроцентно, а наряду с ними проявятся и другие ваши ощущения, но равнодушным не останется никто! Звуковая и ритмичная сила хора и оркестра пронзает в самую душу! Накал страстей будто погружает в атмосферу Средневековья, а подобранный видеоряд ­ кадры из фильма «Carmina Burana» (1975) режиссера Жана-­Пьерра Поннеля ­ усиливает восприятие. Запорожский симфонический оркестр, как всегда, блистал профессионализмом и исполнял произведение на высоком уровне.

Сюжетная линия кантаты ассоциативна, песенные и оркестровые номера представляют собой контрастные картины многообразной жизни. В одних воспеваются радости бытия, необузданное веселье, флирт, красота весенней природы, любовная страсть… В других – нелегкая жизнь и сатирическое отношение к собственному существованию. Но основным философским стержнем кантаты является размышление о переменчивой и могущественной Фортуне.

О выступлении хора Днепровского академического театра оперы и балета в этот вечер можно было говорить, используя только превосходные эпитеты – исполнители показали, на мой взгляд, высочайший уровень! Как зритель, могу с уверенностью сказать, что то, как выступил хор, присутствующие запомнят надолго. До мурашек гипнотическая мощь, сила и энергия завораживали на этом концерте всех. Мощно и уверенно хор заполнял собой весь зал. А ведь текст кантаты сложен хотя бы тем, что исполняется на нескольких языках, среди которых латинский и старонемецкий. С вопросом о том, как можно так мастерски передать настроение этого непростого произведения, мы обратились к главному хормейстеру Днепровского академического театра оперы и балета, заслуженному деятелю искусств Украины Валентину Пучкову­-Сорочинскому:

— Когда любишь то, чем занимаешься, справляться с трудностями легче. Да, выучить подобный текст непросто, ведь исполнители поют на четырех языках, и я даже обращался в наш университет на романо-­германскую кафедру, два профессора помогали мне и переводили старонемецкие тексты этой кантаты, поэтому работа была проделана серьезная. Очень приятно, что ваша публика нас так тепло принимает, великолепный зал, оркестр, уважаемый Вячеслав Редя, с которым мы давно сотрудничаем – Профессионал с большой буквы, все это очень вдохновляет и помогает.

Украшением музыкального вечера стали солисты Днепровского академического театра оперы и балета – Александр Сергеев (баритон, заслуженный артист Украины), лауреаты международных конкурсов Теймураз Парулава (тенор), Александр Прокопенко (баритон) и Елена Самойлова (сопрано). Их самоотдача и оперное мастерство вызвали заслуженное признание среди ценителей вокального искусства: красота звучащего тембра, глубокое проникновение в стиль исполняемого произведения, утонченность и, на мой взгляд, безупречность – все говорило о профессионализме и искреннем желании порадовать публику.

Елена Самойлова еще и пленила зрителя своей красотой. Роскошное нежно-­голубое платье, расшитое камнями, умение элегантно держаться на сцене, стилистическая корректность – все это просто обворожительно повлияло на публику, особенно, я уверена, на мужскую ее часть.

Отдельно хочу отметить любимца запорожских меломанов ­ народного артиста Украины Вячеслава Редю. Помните, я упоминала об огромной силе­-лавине в этот музыкальный вечер, которую просто невозможно сдержать? Так вот, сложилось впечатление, что был человек, который все же управлял этой силой ­- наш маэстро. Произведение сложное, энергозатратное, требующее колоссальных усилий и отдачи, и Вячеслав умудрился подчинить себе эту музыку, возглавить ее. Было ощущение, что он не только не пасует перед масштабом и мощью кантаты, а наоборот, как серфингист, покоряющий громадную волну – сливается со стихией и обретает ее силу. Эстетическим наслаждением было наблюдать за движениями рук народного артиста, видеть его точный, энергичный и выразительный жест.

Дирижер вложил в исполнение кантаты невиданную энергию, пламенную страстность и четкий размах, тем самым зажег и сплотил музыкантов, а также подарил феерию эмоций публике! Уделяя равное внимание всем оркестровым группам, сгущая и дополняя палитру из струнных, клавишников, ударных, постоянно помня о хоре и солистах, Вячеслав словно наносил краски на холст этого удивительного вечера, являя зрителю полную картину. Мы обратились к маэстро с парой вопросов о концерте:

— Вячеслав, как возникла идея открывать новый сезон именно кантатой «Carmina Burana» Карла Орфа?
— Иногда интуитивно чувствуешь, что нужно публике в данный момент. Весной я дирижировал эту сценическую кантату в Харькове ­ это глубоко философская вещь о мироздании, смысле жизни, человеческих пороках… И я подумал, что запорожскому зрителю будет интересно и приятно услышать «Кармину Бурану». Мы объединились с нашими соседями – Днепровским академическим театром оперы и балета, тем более что у них в репертуаре уже была эта кантата, а я неоднократно с ними сотрудничал. Главный хормейстер Валентин Пучков­-Сорочинский – очень талантливый музыкант, у нас было много совместных проектов, приятно с ним работать. И родилась идея совместными усилиями подарить запорожцам что­-то новое, то, что раньше не слышали.

— Сложилось впечатление, что сегодня техника дирижирования была другая – более сложная?
— Да, техника здесь сложная, у нас все давно разучено с оркестром, но важно держать постоянную связь с хором, ведь хочется все сделать максимально точно по нотам. Поэтому всех держишь на контроле на протяжении всего концерта, у тебя должно быть своего рода периферийное зрение на 180 градусов, и каждый должен думать, что ты дирижируешь именно для него. При таком взаимодействии работа хора и оркестра получается слаженной, четкой, и зритель видит полную картину такой, какой она должна быть. 

Подводя итоги, могу с уверенностью сказать, что зритель был потрясен концертом до глубины души! Кто-­то изливал эмоции друг другу сразу, другие выходили в задумчивом молчании, но было видно, что мысли не дадут им в тот вечер уснуть… В любом случае, равнодушных не было! Благодарность, овации, бесконечные цветочные букеты и возгласы «Браво!» также тому подтверждение.

Ксения Шаповалова, фото автора