Наша газета уже анонсировала проведение в городе XXXV Международного фестиваля «Байда». Сегодня более подробный рассказ о событии, которое вот уже более трех десятилетий делает имя Запорожью как одному из центров авторской песни и песенной поэзии всего бывшего Союза
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Мы встретились с Еленой Алексеевой — художественным руководителем фестиваля и попросили рассказать об истории этого настоящего явления в культурной жизни города. Но сначала пару слов об атмосфере. 1983 год, «андроповщина» и попытки закрутить гайки после периода брежневской «расхлябанности». В кинотеатрах и банях ловят прогульщиков, в т.ч. школьников, и тут в начале июля Запорожье собирает исполнителей авторской песни со всего Союза.
Президентом Запорожского клуба авторской песни была тогда молодой ученый, а ныне известный политик Александра Кужель, рассказывает Е. Алексеева. Напомню читателям, что это был период, когда клубы и фестивали авторской песни в СССР были запрещены. А наш Клуб не был разогнан, скорее всего, благодаря умению Шуры находить общий язык со всеми, в том числе и с комсомолом.
Собственно на фестиваль никого не приглашали, просто Александра позвала гостей… на свой День рождения и собрала их на острове Байда. «Нужные люди» следили за всеми подобными поползновениями в стране и, говорят, удивлялись: «Кто такой этот Кужель, что к нему со всего Советского Союза едут на День рождения?».
Лауреатами первого фестиваля стали люди, которых сегодня считают классиками жанра. Это поющий поэт (по признанию уже легендарных личностей нашего времени) харьковчанин Владимир Васильев, который в этом году у нас будет председателем экспертного совета, Любовь Захарченко («Чёрная смородина», «Идет война, но это не событие…» и т. д.) и Геннадий Жуков — один из основоположников бардрока. Все они получили путёвку в весьма успешную творческую жизнь именно на «Байде».
А дальше началась Перестройка, многое изменилось и в запорожском бардовском движении. В 1986 году был основан Клуб песенной поэзии «Парус», его возглавил Сергей Кучма. Я, тогда молодая студентка истфака, состояла в Клубе, и впечатления от первого фестиваля врезались мне в память на всю жизнь. Приехали поездом из археологической экспедиции, затем ночная Хортица, лесная дорога, берег Днепра, лодка и вдали — на острове Байда — палаточный лагерь с кострами и много дружелюбных людей.
Да, традиция «дней рождения» сохранилась и дальше: Сережа Кучма перенес фестиваль на август, свой День рождения. Основные мероприятия проходили на базе отдыха «Запорожстали» и на упомянутом острове.
А ещё помню, как нам звонил по телефону ныне знаменитый «знаток» и телеведущий Боря Бурда и спрашивал: «Байда» будет? Я приезжаю».
Замечу, что очень много известных людей в разные годы были гостями фестиваля: Виктор Берковский, Алексей Иващенко, Георгий Васильев, Юрий Кукин, Виктор Луферов, Юрий Гарин, Григорий Декштейн, Владимир Каденко, Сергей Каплан, Михаил Коноплев, Юрий Лорес, Леонид Духовный, Семён Кац…
Здесь мы вклинимся в рассказ Елены и напомним читателю, что Виктор Берковский — наш, запорожский! Прошёл трудовой путь от вальцовщика до замначальника технического отдела «Днепроспецстали», затем уехал в Москву в аспирантуру и остался там на преподавательской работе. Берковский стоял у истоков нового направления в авторской песне, композиторского, и не одну из своих ставших классикой песен создал именно в нашем городе. Уже в 1960е Виктор Семенович стал тем, о ком скажут в 2000е: «Он не был победителем конкурсов и фестивалей, заслуженным и народным артистом, но его песни пели, поют и будут петь люди». И правда, «Гренада», «На далекой Амазонке» («А я хочу в Бразилию…»), «До свиданья, дорогие» пела вся страна. А в 1978 году мелодию песни В.Берковского и С. Никитина «Под музыку Вивальди» аранжировал для своего оркестра легендарный французский композитор и дирижер Поль Мориа…
Международный фестиваль на энтузиазме и за свои собственные деньги
Помню, что в первые годы комсомол нам немножко помогал, продолжает Елена Алексеева. В 1987 году мы делали большую стенгазетуколлаж, в частности, с кадром из советского фильма про войну, и ктото из комсомольских функционеров подходил и спрашивал: «Что это вы нам тут фашистских солдат вывешиваете?». Было такое смешное кураторство…
А дальше фестиваль «Байда» в силу разных причин очень быстро отделился от государственных структур. И когда началась Перестройка, наши ребята начали сами поддерживать фестиваль. Некоторое время «Байдой» занимался Николай Алексеев, потом Игорь Холодов и Александр Белан. А вот Сергей Кучма вкладывал в него собственные деньги 10 лет. Недавно поднимала архив публикаций того периода, и не было ни одной городской газеты, где бы не появлялась большая статья о «Байде».
Стать лауреатом фестиваля было целым событием. Это и я прошла, и все актёры нашего театра, и мой сын, и Дима Долгов – наш знаменитый автор, и Леша Бардин — суперзвезда бардовской песни…
Снова уже от себя сделаем уточнение по полтавчанину Бардину: «Алексей — один из создателей и в настоящее время единственный Великий Магистр ордена «Т.А.П.К.И.» (Танцевальная Авторская Песня и Коечто Исчо). Вышли лазерные диски «Звездный Падеж» и «Мультфильмдр» (сайт «Бардс.ру»).
Конкурсный отбор (сначала это называлось слетом, а потом фестивалем), вспоминает Елена Ивановна, был всегда демократичным. Могли выйти на сцену и настоящие звезды жанра, и совсем молодые ребята. Это делалось для того, чтобы людей не отталкивать, а привлекать к авторской песне.
Потом был период, когда фестивалем занимался уже упоминавшийся мной Дима Долгов, ныне киевлянин. Ему помогал один известный политик. В этот период состоялось три фестиваля, как мы говорим, с заходом на город — с большими сценами на площадях. В одном из таких концертов участвовал и Виктор Семенович Берковский. Тогда на площади Фестивальной было такое проявление народной любви к легендарному земляку, которое и не снилось многим эстрадным звездам!
По своей инициативе фестивалю помогали в разные периоды городские благотворительные фонды и отдельные чиновники…
Теперь у нас война, С. Кучма — пенсионер, и фестиваль «Байда» «ушел в подполье». Находили очень скромные по затратам базы то на «Волне», то на Великом Лугу, но все равно проводили этот понастоящему народный проект, который таковым на одном из громких городских конкурсов не признали. Замечу, что в Харькове, Сумах, Днепре ситуация существенно иная…
В прошлом году у нас вообще не было никакого финансирования. И это несмотря на то, что получилась очень хорошая программа и замечательный концерт в ДК «Титан».
Фестиваль уже этого года готовим с января, когда все к нему причастные объединились в Запорожский центр авторской песни. Речь о Театре поэтической песни, Клубе авторской песни «Зелёное небо», творческом объединении «Плеяда», представителях первого запорожского Клуба… И здесь мы нашли полное понимание и поддержку в лице директора ДК «Титан» Татьяны Бойко.
Суть инициативы в том, что организовывались концерты, а вырученные средства аккумулировались в фонд фестиваля.
И в 2018 году уже традиционно в первые полные выходные сентября 7, 8, 9 мы приглашаем наших друзей на «Байду». Концерт в ДК «Титан» бесплатный (о пригласительных мы рассказывали неделю назад), но база отдыха «Днепрянка» (ПавлоКичкас) бесплатной быть не может. Проживание в течение 2х суток, питание и переезды стоят всего 300 гривен.
На базе можно поселиться в корпусе, а можно поставить палатки. Естественно, нельзя жечь костры. Если ктото хочет просто приехать посмотреть, все равно нужно будет зарегистрироваться.
Что касается собственно фестиваля, то программа очень насыщенная. Планируется две локации: одна сцена в помещении, одна (так называемая «зеленая сцена») — на улице. ДК «Титан» помогает нам аппаратурой. Мы проводим нонстоп концерты почетных гостей, конкурсные прослушивания и концерт, посвящение в казаки (наш традиционный обряд), «чайхану», обучающие мастерклассы (например, дружеского шаржа), концерт «Запоріжжя вітає друзів».
В воскресенье, 9го, как я уже упоминала, состоится галаконцерт в ДК «Титан».
О жанре
В суматохе дней (это мы уже от себя) много людей или забыли, или вовсе не знакомы с таким явлением как авторская песня. А ведь это уже отдельный вид искусства, по которому за рубежом даже диссертации защищают!
Основоположниками жанра авторской песни, рассказывает Елена Алексеева, считаются Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и Юлий Ким. Добавлю, что в Украине авторская песня всегда была очень мощно представлена. Во все антологии жанра входят наши украинские барды Владимр Каденко, Александр Медведенко (Дов), Семён Кац, Виктор Байрак, Игорь Жук и другие…
Сейчас и вовсе набирает популярность авторская песня, созданная на украинском языке. В её основе традиционные народные мотивы, т.е. песни украинских бардов более мелодичны, более распевны, хотя здесь тоже встречаются очень разные стили. Мне в этом плане более близок Владимир Завгородний, который делает замечательные баллады — просто целые полотна!
Кстати, многие авторы пишут на двух языках, например, Владимир Каверин (сейчас киевлянин, а раньше жил в Черновцах). Очень интересны Валерий Марченко (Ровно) и Наталья Криничанка (Львов)…
Без ложной скромности подчеркну: Запорожье считается неофициальной столицей авторской песни в Украине уже много лет. Такого мощного творческого потенциала не имеет ни один город Украины. Вдобавок ко всему мы сами готовим свою смену. Вместе с фестивалем «Байда» празднует юбилей и «кузница» кадров – Студия авторской песни. 25 лет назад она начала свою деятельность в стенах тогда еще ЗГУ. Потом из её лучших выпускников был создан Театр поэтической песни. А сейчас процесс подготовки молодёжи, в частности, я продолжаю в стенах городского Дворца детского и юношеского творчества.
Напомню, что в Запорожье проходит ещё несколько фестивалей авторской песни. Но «Байда», бесспорно, самый авторитетный из них.
* * *
В заключение еще раз приглашаем запорожцев и гостей города на фестиваль и галаконцерт 9 сентября. Справки: Суровыкина Елена Тимофеевна (с 17:00 до 23:00), тел. +380950457186, +380679060963, эл. почта 17pirit@gmail.com. Пригласительные билеты на заключительный концерт в ДК «Титан» можно заказать по тел. (061) 2795346.
Светлана Третьяк