В Вольнянском районе предприятию «Беляевский обогатительный комбинат» всетаки дали «зеленый свет» на размещение каолинового карьера. Несмотря на то, что местная громада боролась против опасного каолинового карьера годами, «добро» на его разработку дали тихо и ненавязчиво, подписав кипу документов за один день.
В августе вольнянцы несколько раз выходили на митинги против злосчастного карьера, но поддержки от областной власти так и не добились, скорее наоборот.
Напомним, что в Вольнянском районе, в 20 км от Запорожья, бизнесмены планируют начать добычу титана, циркония, каолина и других полезных ископаемых. Площадь карьера составит более 400 гектаров, при этом верхний слой земли относится к категории особо ценной. Добычу планируют проводить открытым способом. Обогащение и переработка на месте, в 300 метрах от домов, в которых проживают люди (г. Вольнянск находится в 2 км). Отходы обогатительной фабрики «отправятся» в воздух, землю и воду. Для обогащения и переработки нужно около 9000 куб. метров воды в сутки, при этом очистные сооружения отсутствуют. То есть обогащение и создание хранилища будут происходить в месте истока реки Вольнянка, которая в свою очередь впадает в Днепр, из которого получает питьевую воду вся Запорожская область и не только.
О том, как произошло подписание пакета документов с планом строительства, «Верже» рассказал представитель инициативной комиссии Вольнянска Дмитрий Буркот.
Когда проходила встреча согласовательной комиссии (23.01.18) по строительству карьера, на которой присутствовали специалистыэкологи, власти города и области, активисты, решение не было принято. Было 24 вопроса, по которым депутаты не пришли к согласию. Кандидаты, которые были в этой комиссии, посчитали, что карьер опасен для жителей Вольнянского района, рассказал активист.
Несмотря на митинги и многочисленные письма в Киев с требованием запретить размещать карьер и обогатительную фабрику, которые создадут серьезную экологическую угрозу для жителей области, детальный план ООО «БЗК» был подписан 10 августа.
8.08.2018 от КП «Опал» (это разработчик комбинатазастройщика) было получено письмо, в котором был новый детальный план карьера, не утвержденный экспертами и не опубликованный заранее на сайте ОГА, и буквально за один день эти документы наши власти подписали. При этом обнародовали их уже 21го августа, то есть можно сказать, что подписали «втихаря». По закону, они должны были, если затрагиваются интересы громады, а они затрагиваются – это Павловский сельсовет, на территории которого будет находиться карьер, – ознакомить людей с документом. Они этого не сделали, говорит Дмитрий Буркот.
По словам активиста, сегодняшняя и.о. председателя Вольнянской райгосадминистрации Оксана Степаненко, которую назначили вместо уволенного Александра Руденко, подписала пакет документов всего за один день.
Как это можно было сделать за день – непонятно. Это, правда, абсолютный рекорд по Украине, потому что в пакет документов входили 300 страниц печатного текста. С этим всем ворохом нужно было ознакомиться… Она вышла и сказала людям, что все подписала и со всем разобралась за день. То есть 1,5 года она «сидела» на должности зама городского головы и ни с чем не разбиралась, а тут за день 300 страниц изучила, говорит Дмитрий Буркот.
В детальном новом плане, по словам активиста, остаются все те же замечания, по которым в прошлом громада с комбинатом не пришли к согласию.
Что касается выброса урана, которого боятся все вольнянцы, по этому поводу есть выводы экологов из исследований, которые проводились ранее, как только речь зашла об угрозе открытия каолинового карьера.
Есть официально изложенные данные о том, что наш кристаллический щит на территории области с аномально большим содержанием урана. Если с него снять тот самый каолиновый чехол, который препятствует выходу нуклидов вверх, то, естественно, все это будет наверху. При разработке карьера будут выделяться продукты полураспада урана, это радон, газ, который представляет опасность для здоровья и жизни людей, убежден активист.
Местные жители давно заявили, что не хотят быть сырьевым придатком и не желают экологической катастрофы. Люди в очередной раз убедились, что мнение общины для руководства области ничего не значит.
Члены Запорожской облгосадминистрации принимали активное участие в продвижении вопроса об открытии каолинового карьера. Сюда постоянно приезжали представители ОГА, замы губернатора, которые «душили» бывшего голову, настаивая на подписании документов, не учитывая позицию громады. Это было, и эти факты могут подтвердить горожане, которые были свидетелями таких визитов. В конце концов, голову (Александра Руденко), поскольку тот не сдавался, им пришлось уволить, – отмечает представитель инициативной комиссии Вольнянска. Собственно, когда будет приниматься решение о строительстве, нужно будет получить подписи профильных ведомств, которые все, как вы понимаете, «под Запорожской ОГА». Так что пройти остальные согласования по документам – это уже чисто формальности.
По словам активиста, кроме основной опасности – выделения ядовитого для человека газа радона, будут нарушены основные водоносные горизонты изза глубины карьера – территория потеряет тот баланс, который имеет. К прочему размещение карьера повлияет на экологическое состояние всей области изза того, что сточные воды будут попадать в русло Днепра.
Зона находится на водораздельном плато – это истоки реки Вольнянка, потому все, что будет вымываться, попадет в Вольнянку и в Днепр, это и тяжелые металлы, и продукты после промывки глины. Плюс, конечно, есть реальная угроза сильной запыленности воздуха. Проектом предусмотрены всевозможные дробилки, пересыпки, загрузки – все это в открытом состоянии, так что пыли не избежать. Изолированной дорожной ветки для перевозки этого каолина нет, а единственная станция отгрузки находится прямо в центре Вольнянска, потому отгрузка в городе неизбежна, говорит Дмитрий Буркот.
Активисты отмечают, что не оставят попытки остановить разработку опасного карьера. Отметим, что в результате последнего митинга вольнянцы подписали резолюцию о подаче судебного иска в отношении и.о. главы РГА Степаненко и еще трех чиновниц: начальника юротдела Елены Зименко, главного архитектора района Оксаны Сосны и руководителя аппарата РГА Светланы Белоконь, которым местные жители высказали недоверие.
Ева Миронова