О чём говорят болезни школьника? Разговор с экспертом о психосоматике

727
0

Проблема психосоматических проявлений у школьников в настоящее время стоит достаточно остро. Думаю, многие родители замечали, что пока ребенок все лето находится с мамой или гостит у любящей бабушкис его здоровьем проблем нет, но стоит пойти в школу, как эти проблемы начинаются. Череда больничных, постоянный насморк, хроническая простудабронхитыВстревоженные мамы водят детей в поликлинику и к частным врачам, аллергологам и иммунологам в надежде, что иммунитет окрепнет, ребенок  перестанет болеть и будет спокойно посещать школу. Но выписанные лекарства либо помогают временно, либо не решают проблему вовсе. На самом деле, решение вопроса может лежать совершенно в другой плоскости.

Детям бывает трудно принять изменение своего статуса с дошкольника на школьника, «переварить» новые требования, психическую и физическую нагрузку. Ситуации общения с учителями, одноклассниками и родителями не всегда разрешаются так, как бы хотелось ребенку – отсюда и дезадаптация к школе. Проблема усугубляется еще и тем, что в современном обществе в силу всеобщего увлечения технологиями качественно снизилось, а зачастую и совсем сошло «на нет» время общения родителей с детьми. Как результат – школьник не только сталкивается с серьезными нагрузками и испытаниями для психики и физического тела, но и дополнительно в силу «занятости» самых близких людей  лишается их внимания и поддержки. Вот в такие моменты с большой вероятностью семья столкнется с психосоматическими расстройствами у школьника. О том, что делать в подобных ситуациях, на что обращать внимание и как проводить профилактику психосоматических заболеваний у детей, мы поговорили с интегральным психологом, энерготерапевтом, кинезиологом, остеопатом, мамой троих взрослых успешных детей Снежаной Церцвадзе.

­ Снежана, с какими сложностями в первую очередь сталкивается школьник?

­ В психологии есть такое понятие ­ «якорь», у детей их много на саму учебу и школу в целом как на условное насилие. Ограничиваются движения с самого начала пребывания в школе, а для детей это очень трудно. И вроде бы это необходимый для всех катарсис, но дети не понимают, почему они должны 40 минут сидеть. Проводились определенные исследования, так вот 6­7­летки в принципе не способны в состоянии статики, находясь без движения, усваивать информацию. Любое усвоение и запоминание должно быть в движении. Очевидно, что наша система образования на это не рассчитана и не приспособлена, но вполне возможно организовывать физкультминутки, подвижные игры на переменах, желательно на улице. А дети, в основном, что слышат на перемене от учителей? «Не бегай!» Вот и начинаются спазмы в теле и зажимы….

­ Сейчас среди подростков и даже детей младшего школьного возраста очень популярен диагноз «Вегетососудистая дистония». Пару десятилетий назад такого ажиотажа вокруг нее не наблюдалось. Как Вы думаете, с чем это связано и можно ли проводить профилактику этого явления?

­ Да, действительно, раньше считалось, что ВСД ­ только у взрослых, а сейчас такое впечатление, что у всех, а у подростков вообще ­ сплошь и рядом. Это происходит из­за того, что организм стремительно растет и идет сбой практически всех его систем. Также проблема  кроется в недостатке движения, раньше дети в школах на переменке играли в футбол, теннис, девчонки на резинке прыгали, а сейчас каждый в своем телефоне «сидит», и дети даже из класса не выходят. Из­за этого в столь раннем возрасте уже появляются шейный и грудной остеохондрозы, слабость, головокружения и т.д. Поэтому профилактика – это возможность активного движения детей и подростков. В школе необходимо делать специально отведенные для этого зоны ­ какой­нибудь мягкий уголок с фитболами, скакалками, мячами и т.д., где дети будут иметь возможность размяться после урока. Ведь именно при определенных прикосновениях к телу у нас снимаются зажимы и стресс. Каждый ребенок рождается кинестетиком – воспринимает мир через прикосновения и умеет слышать потребности своего тела. А уже к подростковому возрасту, когда он развивается эмоционально, кинестетика уходит на второй план, и в теле появляются зажимы. Конечно, мы должны развивать и другие способы восприятия жизни, но про тактильность забывать нельзя. К сожалению, взрослые люди уже практически не ощущают потребностей своего тела, а ведь оно – аккумулятор всех наших эмоций и постоянно «говорит» с нами. Главное в психосоматике –  «слушать» свое тело.

­ Как школьнику научиться управлять своими эмоциями и не допускать их переход на физический план ­ в тело? И какая роль в этом процессе отведена родителям?

­ Родителям отведена самая главная роль, именно они должны учить детей принимать и трансформировать свои эмоции. Но они зачастую перекладывают ответственность за своего ребенка на учителей, вечером практически не общаются с детьми. Конечно, я понимаю, что родители загружены, но, тем не менее, культура воспитания должна быть в семье. Общение с собственным ребенком закладывается в перинатальный период, продолжается в грудном возрасте и т.д., и эта связь в общении должна быть непрерывной. Но если объективно посмотреть на современную молодую семью, то ребенок в ней растет практически сам по себе, а мама с папой заняты своими делами. Ребенок подбегает несколько раз  за день, но слышит: «Мне некогда», «Мне сейчас не до тебя», «Я занята» и т.д. И вот когда эмоция не принята, она остается в теле ребенка. Есть даже такое понятие «прерванное выражение любви» ­ это когда ребенок бежит к маме с раскрытыми объятиями, а мама опускает его руки и говорит: «Давай позже, мне сейчас некогда…».  И вот его руки резко сдержались, и переживание ушло в них. А ведь именно руки – главные проводники наших эмоций, по этой причине так важно заниматься творчеством «хэндмэйд» для снятия внутренних зажимов.

­ Чтобы научить детей принимать и трансформировать свои эмоции, родители, в первую очередь, должны  уметь это делать сами. Как этому научиться?

­ Конечно, выслушивать, сопереживать и оказывать поддержку способны только эмоционально зрелые родители. Инфантильные, наоборот, будут перекладывать собственные эмоции на ребенка. Родителям следует отслеживать свои эмоции, озвучивать их, но не посвящать детей в подробности. Например, сказать: «Я сейчас так злюсь!»  или «Я сейчас расстроена». Ребенок должен знать, что чувствовать негатив – это нормально, говорить о своих чувствах – тоже нормально! Еще важно учиться слушать и слышать свое чадо, задавать вопросы. Например, встречая ребенка из школы, нужно спрашивать не про оценки и достижения, а поинтересоваться: «Как ты себя чувствуешь? Что ты чувствуешь? Что ты хочешь мне рассказать?».  И слушать, слушать, слушать, по­настоящему вникая в сказанное и давая обратную связь: «Я тебя понимаю», «Я вижу, что тебе было непросто сегодня, чем я могу тебе помочь?».

­ Бывают ситуации, когда ребенок растет в любящей семье, родители его выслушивают, поддерживают, он не боится выражать свои чувства и эмоции. При этом с некоторыми учителями у него не получился коннекти это также повод для психосоматических расстройств. Как поступить в этом случае?

­ На самом деле, это очень распространенное явление, когда ребенок из дружной и любящей семьи отторгается некоторыми учителями. Ведь такой ребенок, как правило, имеет свое мнение, потому что растет в условиях свободы, не боится дать отпор и поэтому в рамках школьной системы в восприятии определенных учителей, а зачастую и учеников автоматически становится «белой вороной». Почему? Потому что  неудобный! Опять же, эмоционально зрелые, самодостаточные учителя таких детей любят, но те, кто собственную незрелость компенсирует за счет слабых,  стараются «зацепить» таких детей и воздействовать на них замечаниями, оценками, унижениями. Их любимые фразы:  «Я» – это последняя буква в алфавите», «Не высовывайся» и т.д.

­ Неприятие учителем или другими учениками такого подростка как свободной, а не послушной и  уступчивой личности порождает зачастую нежелание ребенка ходить в школу ­ тело «выдает» головные боли, кашель, слабость и т.д. Что делать родителям, чтобы ему помочь?

­ Родители должны всегда быть на стороне ребенка и давать ему посыл – я принимаю и люблю тебя всегда! Во всех конфликтах нужно поддерживать своих детей, но не бездумно, конечно, во всем их оправдывать. Нужно разбираться, вникать в суть конфликта, а не обвинять всегда и во всем учителя, но главное, что ребенок должен знать, что у него крепкий тыл и что за него есть, кому постоять и дать отпор. Если налажено общение в семье, о котором я говорила, то дети пересказывают дома абсолютно все, что с ними происходит в школе ­ как себя ведут учителя и одноклассники. Родители, которые не хотят обращать внимание на проблемы детей в школе и говорят: «Да сами разберутся» или «Учитель всегда прав» ­ это родители, которые сами не выросли, не научились решать вопросы и не берут на себя ответственность. Если семья не будет контролировать и вторгаться, когда необходимо, то ребенок вырастет незащищенным. Всегда нужно разбираться, разговаривать, отстаивать. Многие молодые люди нуждаются в защите даже в институте, и это нормально. Созревание ­ очень условный процесс.

­ Агрессия детей и подростковявление нередкое. Есть ли какие­нибудь профилактические меры для ее предупреждения или как ее проявлять без вреда для окружающих?

­ Да, абсолютно у всех детей накапливается агрессия в силу возрастных особенностей, кризисов развития, да и просто на бытовом уровне. И если ее не выражать, она либо будет направлена на окружающих, либо будет разрушать изнутри. Профилактика – это психологически комфортная обстановка в семье с налаженным общением и элементарным режимом дня – отход ко сну не позже 22:00, полноценное питание, ограничение времени, которое ребенок проводит в интернете, и других стимуляторов нервной системы. Я также считаю, что учителя и родители постоянно должны рассказывать подросткам, что сейчас с ними происходит. Ведь в силу гормональных изменений они реально не могут усваивать материал в полной мере, рассеянны, забывчивы, не умеют владеть эмоциональным телом, агрессивны – и все это не потому, что не хотят учиться, а потому что нагрузки на организм колоссальные. С ними важно быть снисходительными, искать подход. Для профилактики лучше всего подойдет спорт, но не для высоких достижений, а для сброса лишней энергии, укрепления физического тела и выработки эндорфинов. Если нет возможности водить ребенка на занятия, было бы хорошо установить дома боксерскую грушу, приобрести мягкий футбольный мяч для игр в детской комнате. Очень хорошо подойдет театральная студия, где можно раскрывать и выпускать свои эмоции, а также  ролевые игры типа «Мафии».  Я бы также советовала каждой семье в выходной день собираться всем вместе и играть в настольные игры – «Скрабл», «Мафию», «Каркассон» и другие,  это очень объединяет детей и родителей. Если подростку уже скучно с родителями, то можно посещать антикафе, сейчас их так много по городу, и играть в подобные настольные игры с друзьями. Ведь спорт и живое общение с теми, кто тебя любит, понимает и принимает – это самая лучшая профилактика любых негативных эмоций и их последствий.

Ксения Шаповалова