Из-за КП «Водоканал» разрушается дом, который никто не хочет спасать (ФОТО)

1524
0

Трещины на несущих стенах и потолке, потолочные швы  разошлись, крыльцо перед входной дверью 2-­го подъезда просело, на крыше завалились вентиляционные колодцы газовых колонок — такие последствия подтопления дома №32 по ул. Александра Говорухи.  В 2017 году жильцы забрали дом в свое управление и хотели привести его в порядок. Но все пошло не по плану…

24-­25 августа в районе высотки, расположенной на ул. Северокольцевой, прорвало трубу с холодной водой, но утечку никто не заметил ­ коммуникации под землей.

— Вода не пошла наверх, а нашла какие­то свои магистрали. Сотрудники КП «Водоканал» обследовали все колодцы, но они были сухие. Пока коммунальщики искали, куда пошла вода, наш дом начал «садиться», а примыкающая 5­-этажка №1, расположенная на ул. Магара, и вовсе завалилась на одну сторону, — рассказывает глава правления ОСМД «ДИВО­БУДИНОК­ЗАПОРІЖЖЯ»  Владимир Панкеев.

Самые большие повреждения в доме №32 на ул. Говорухи в квартирах, расположенных на последнем этаже.

— Трещины по всему периметру квартиры начали появляться после 10 сентября, — говорит хозяйка квартиры №38 Любовь Васильевна. —  Сначала у меня плохо открывалась входная дверь. А 18 числа в коридоре с потолка упал большой кусок штукатурки. К счастью, никто не пострадал.

Женщина рассказывает, что дырка в потолке увеличивается, когда мимо дома проезжает фура, с потолка осыпается штукатурка.

У жильцов квартиры №37 не меньшие разрушения. Елена Васильевна провела для нас экскурсию по разрушающемуся жилищу. Прямо за входной дверью отвалился кусок стены, образовалась большая трещина. Председатель ОСМД установил на разрыв маячок 18 сентября, но и на нем уже есть трещина.

Все трещины в квартире №37 образовались на несущих стенах. А в спальне между окном и стеной на днях образовалась щель, сквозь которую видно улицу.

— По ночам стены трещат так, что мой ребенок не может спать. Где­-то в 4:00 просыпаемся от треска и больше не можем уснуть ­ боимся, — добавляет Елена Васильевна.

Отваливаются большие куски штукатурки не только в квартирах, но и в подъезде. Также на стенах образовываются трещины, во время дождя через них протекает вода, которая после попадает на электрические щитки.

Крыльцо перед входной дверью во 2­-й подъезд и вовсе провалилось вниз. По словам председателя ОСМД, больше всего пострадал 1-­й подъезд. Но о нем мы расскажем чуть позже. Также по периметру дома «вздыбился» грунт, потрескался асфальт.

Жильцы ОСМД ждут  помощи

Как рассказал Владимир Панкеев, сотрудники КП «Водоканал» признали свою вину в том, что они не могли найти место порыва. Но что делать жильцам дома, которые пострадали из-­за подтопления?

18 сентября Владимир Панкеев оставил в Департаменте по управлению ЖКХ Запорожского городского совета заявление с просьбой создать комиссию по обследованию дома на предмет аварийности и взять его  под наблюдение на предмет дальнейшей просадки. Ответа от властей пока нет.

История  разрушения дома

Пятиэтажный дом №32 по ул. Говорухи был построен еще в 1963 году. С тех пор жилое здание не знало ремонта.

В 1992 году, рассказывают жильцы, была аналогичная ситуация —  прорвало трубу отопления и затопило подвал дома. Здание начало «трещать по швам», а коммунальщики установили «маячки». Даже стоял вопрос о выселении людей из квартир.

По результатам наблюдения НИИСК дом был признан аварийным, но людей никто из него не выселял. К 2001 году осадка дома имела затухающий характер.

«В 2003 году дом был переведен на баланс ГКП ПРЭЖО №5. С 2004 года лаборатория диагностики деформаций жилых домов вела за ним наблюдение, — говорится в письменном ответе из управления ЖКХ  ГКП ПРЭЖО №11 от 16.01.2012 года. — В 2007-­2008 годы, после стабилизации усадки дома, за счет средств городского бюджета было выполнено укрепление несущих и ограждающих конструктивных элементов, а также ремонтно­восстановительные работы в квартирах 1­го подъезда и ремонт кровли в полном объеме».

Отметим, что на момент нашего визита (20.09.2018) все металлические конструкции, установленные в начале 90-­х, были на своих местах. Правда, на них уже появилась ржавчина, но они по­прежнему «держат» дом — кирпичи на внешней стене 1­—го подъезде закреплены стяжками. По периметру окон — металлические конструкции. Несколько лет назад жильцам квартиры №5 коммунальщики и вовсе запретили выходить на балкон, так как он мог обрушиться. Люди за свой счет реставрировали балкон, укрепив его металлическим каркасом.

Мы также зашли в квартиру №10 в 1­м подъезде. Владелица  квадратных метров Ольга говорит, что по периметру всей квартиры  вдоль несущих стен видны металлические стяжки, установленные несколько десятилетий назад. Но и они сейчас не особо спасают квартиру от разрушения.

— Я приехала с моря 16 сентября и увидела всю эту «красоту» — над кроватью висит побелка, в ванной посыпалась затирка, на стенах в квартире ­ разрывы, двери стали плохо открываться. Благодаря тому, что кирпичи стянуты металлом, дом еще не завалился, — говорит Ольга.

Согласно документу, предоставленному в управлении ЖКХ  КП ПРЭЖО №11, в октябре 2011 года лаборатория диагностики деформаций жилых домов начала  инструментальное наблюдение в связи с возникновением деформаций дома.

«На 18.11.2011 года состояние дома аварийным не определяется, но  элементы конструкций здания имеют признаки деформационных явлений. По последним результатам, максимальная скорость осадки составила 0,17 мм/сутки, что немного превышает допустимую норму в  0,1 мм/сутки. Наблюдение за домом продолжалось в 2012 году до полной стабилизации осадки.  В результате аварийных утечек из водонесущих коммуникаций в предыдущие годы произошли деформации строительных конструкций здания с образованием на капитальных стенах трещин  от 1 до 70 мм», — такую информацию сообщили (20.01.2017 г.) в КП «Наше місто»  Владимиру Панкееву. —  «По результатам наблюдений в 2012 году было установлено, что максимальная скорость осадок не превышала 0,04 мм/сутки. На основании этих данных был сделан вывод, что наступила относительная стабилизация осадки грунтов под основанием фундамента, а источник подтопления устранен. Основания для включения дома в планы наблюдения лаборатории на последующие годы отсутствовали».

То есть дом, признанный в начале 90-­х годов аварийным, в 2013 году был снят с наблюдения, так как ситуация стабилизировалась. Но у него остался статус «Дом, подверженный деформации», и после 2012 года за домом никто не наблюдал.

Как спасать разрушающийся дом?

В 2016 году началась «массовая истерия» вокруг создания ОСМД согласно Закону Украины №417. Городские чиновники и правительство из Киева кричали о том, что нужно все брать в свои руки. Люди, которые годами исправно платили за содержание дома и не наблюдали ремонтные работы, начали массово объединяться. Тем более что городской голова Владимир Буряк уверял, что в беде дома ОСМД город не бросит.

В интервью нашей газете от 30.06.2016 №26 «Коммунальная реформа продолжается? Что будет после 1 июля, когда закон об ОСМД вступит в силу» начальник отдела нормативно­методологического обеспечения развития жилищного хозяйства департамента по управлению ЖКХ Запорожского городского совета Яна Калинина сообщала: «Городом было принято решение выделить средства на большие по объему и затратам работы. Мы делаем ремонт кровли, меняем внутридомовые сети полностью, совершаем замену или ремонт лифта (авт. ­ из 3 услуг жильцы могли выбрать только 2). Эти ремонты больше направлены на стимулирование людей создавать ОСМД… Бюджет на ремонт для домов ОСМД составляет 55 миллионов».

В материале от 16.06.2016 № 24 «Массовая истерия. Быть или не быть ОСМД?» шла речь о том, что на популяризацию ОСМД (рекламу, TV­программы, листовки, баннеры и т.д.) в горбюджете предусмотрено 300 тысяч гривен:  «Бюджет компенсирует все проценты по «теплым кредитам» ОСМД — утепление домов, установка стеклопакетов и т.д. … Обещают (авт. ­ чиновники), что ремонт будет выполняться в порядке очереди. Получателем и заказчиком данных работ является ОСМД. Но в департаменте оставляют за собой право проверять, на что были потрачены деньги. В среднем на ремонт одного дома уходит 1 миллион гривен».

Так уговаривали чиновники в 2016 году забрать запорожцев дома в управление. И даже сейчас, согласитесь, все звучит красиво. Вот только в реальности все по­другому.

Деньги на ремонт ОСМД домов активно выделялись до 2017 года. Далее все пошло на спад. Жители дома №32 по ул. Говорухи до сих пор ожидают средства на ремонт. А чинить есть что! Поэтому люди поверили чиновникам и решили, что свой дом нужно спасать, а не ждать, пока он завалится под руководством очередного управителя.

— Подвалы, коммуникации, канализация в ужасном состоянии. В 3­м подъезде на 1­м этаже находится коммунальная квартира, под которой проходит канализационный выпуск, но у нас нет доступа в жилище, т. к. там никто не живет. Счета приходят на умершую женщину, а в горсовете нам не могут предоставить информацию о том, чьи же это квадратные метры, — говорит Владимир Панкеев. — О благоустройстве дома мы сейчас не думаем. Нам нужно спасать его от разрушения.

Жильцы говорят, что они не знают, где и у кого просить помощи и совета. Они фактически остались со своей проблемой один на один. Пытаются достучаться до гордепартамента ЖКХ, но там не особо идут на контакт и не спешат на помощь.  Усугубляет ситуацию с домом и то, что вдоль него проходит дорога, по которой ездят многотонные фуры. Когда такая машина проезжает мимо, в квартирах людей трясется посуда в сервантах, люстры «танцуют», а теперь еще и штукатурка отваливается.

Иванка ВОЛОЩУК, фото автора