День позора украинского парламента

600
0

Так охарактеризовал рабочий день ВР  18 октября представитель Оппоблока А. Вилкул.  В этот день  парламент утвердил  в первом чтении  госбюджет на 2019 год. В кулуарах парламента депутаты шептались о том, что  нельзя утверждать подобный бюджет, но легко дали 240 голосов за него в сессионном зале. 

Двуличие наших депутатов становится нехорошей нормой.  Точно так они громко кричали  в защиту свободы слова, но позорно предали  эту свободу, голосуя за постановление о введении санкций против двух оппозиционных телеканалов. Такое расхождение слова и дела сами депутаты смущенно объясняют разными причинами.  Кто­то из них намекает на свою приверженность команде, дескать, не можем идти против фракции, которая принимает такие сомнительные решения. Но ведь все члены фракций дружно кричат в защиту свободы слова и критикуют бюджет стагнации, почему же на заседаниях фракций торжествует прямо противоположная точка зрения и кто же является ее автором? Частенько депутаты не могут скрыть страх перед  «вышестоящими товарищами», которые могут записать их  в ряды «пятой колонны», в которой, понятное дело, оказаться небезопасно. А иногда проскальзывает информация о подкупе депутатов, выделении им  дополнительных средств на округ и другие депутатские нужды в обмен на нужное голосование.

Итак, первое расхождение слова и дела – это утверждение  в первом чтении  бюджета, который В.Гройсман  назвал сбалансированным и реалистичным.  Данное определение мы уже слышали от него в прошлые годы.  Старое определение и такой же старый и негодный бюджет. Рост экономики вот уже третий год  подряд закладывается в 3%, но все три года до 3% не дотягивали. Уровень инфляции в текстах бюджета постепенно снижается.  Два года назад он был выше 10%, в прошлом году ­  8%, в нынешнем – 7%, но в отличие от роста экономики уровень инфляции всегда опережал и обгонял   заложенные в текст бюджета цифры.  Минимальная зарплата в 2019 г.  планирует вырасти до 4175 грн., будут пересчитаны пенсии, вот только все эти повышения  лишь  минимально компенсируют максимально высокие грядущие тарифы и спровоцируют все ту же высокую инфляцию.  Высокие расходы на силовой блок объясняются необходимостью повысить эффективность армии, полиции и  других правоохранительных органов.

По  словам О.Сыроед, никто при этом не может объяснить, что такое эффективность и как ее измерить.  Поэтому в отличие от г.Гройсмана  г.Сыроед определила бюджет­2019 вульгарным. Рост затрат на сферу образования и медицины нейтрализуется фактом увольнения профессионалов из этих сфер, и, по сути,  рост затрат обеспечивается экономией средств  за счет этих увольнений. Видимо, сбалансированность и реалистичность бюджета означает  затянувшуюся стагнацию экономики,  которую нынешнее правительство не в состоянии  преодолеть.

Следующим расхождением слова и дела стала попытка проголосовать  отмену постановления о введении санкций против двух оппозиционных телеканалов. Проект этого решения внесли депутаты Оппоблока, предоставив доказательства нарушения регламента и фактов кнопкодавства при  принятии  позорного антидемократического постановления. Спикер не смог проигнорировать представленные доказательства, поставил на голосование проект нового постановления, но, как и следовало ожидать, за него проголосовали лишь 55 депутатов.  Зато не принявших участие в голосовании  было  190 человек. Это называется прятать голову в  песок и стыдливо уходить от ответственности. Но зачем нужны такие слуги народа, которые избегают ответственности? Но самым показательным было поведение г.Парубия, который обычно по 3­5 раз ставит на голосование какой­то вопрос и если его необходимо принять, то подгоняет депутатов прямыми призывами:  «Прошу голосувати!». На сей  раз г.Парубий с первого раза быстро  констатировал непрохождение нового постановления. Зато уже через минуту при голосовании поправок к Налоговому кодексу он вернулся к своему  традиционному  поведению – три раза заставлял  депутатов голосовать «как нужно» и добился своего. Во всех демократических  странах от спикера требуется нейтральное поведение, и только украинский спикер  позволяет себе  такую избирательность.

И, наконец, 18 октября депутаты приняли взрывоопасное  решение о передаче Андреевской церкви в Киеве  в управление Константинопольской патриархии. А. Вилкул  от имени своей фракции назвал это решение взяткой Варфоломею за предоставление томоса  украинской церкви, чем вызвал негодование зала и спикера. А. Парубий посчитал выступление А. Вилкула оскорблением всех верующих и самого  Варфоломея.  А может быть, наоборот ­   это глубокое оскорбление верующих, у которых отняли храм и передали в пользование другого патриархата.  Даже московскому патриарху Кириллу никогда не приходила столь постыдная мысль претендовать на украинские храмы. Конечно, отличить взятку от  обычной человеческой благодарности бывает сложно, но  берущий  всегда рискует  своей репутацией больше, чем дающий.  Так что Варфоломей окажется вновь перед  сложным выбором. Примет ли он столь сомнительный дар?

Татьяна  НИКОЛАЕВА