Пока активно продолжает собирать аншлаги комедия «Люкс № 13», которой Запорожский ТЮЗ открыл новый сезон, в театре уже завершается подготовка к новой премьере – «Распутник», показ которой состоится 17 ноября. Долгожданный спектакль обещает покорить зрителя тонким юмором с перчинкой, раскрыть по-новому артистов и очаровать лакомым, всегда актуальным и востребованным сюжетом — взаимоотношений мужчины и женщины. Что может быть «вкуснее» холодным осенне-зимним вечером? Поэтому, когда заведующая литературной частью ТЮЗа Надежда Петренко пригласила издание «Верже» посмотреть репетицию спектакля, мы с нетерпением отправились в театр в предвкушении интересной истории.
«Распутник» — пьеса современного французского и бельгийского писателя и драматурга Эрика Эмманюэля Шмитта. В свое время он сильно увлекся творчеством философа и новатора Дени Дидро и даже посвятил ему диссертацию. А также он задумал написать о Дидро пьесу – воссоздать его свободолюбие, живой нрав, любвеобильность и стремление к поиску новых нестандартных жизненных решений. Дидро был бунтарем в духе своего времени и поговаривают, что его произведения стали хорошим удобрением для Великой Фанцузской революции. Поэтому столь яркий образ пленил драматурга и Шмитт в 1997 году пишет восхитительную комедию, которая с успехом покоряет разные страны мира.
В пьесе «Распутник» — Дидро предстает философом, который работает над своей скандальной «Энциклопедией» — проводником новых идей. Он любит женщин и вино, раскован и горяч, при этом терзаем разными сомнениями насчет жизни и морали… Согласитесь, набор качеств многообещающий для интересной истории об интригах и нравственности, тем более, что женщин вокруг него в этом произведении немало. Однако, несмотря на фривольный, на первый взгляд сюжет, пьеса оказывается достаточно глубокая и философская, и взяться за нее – довольно рискованный шаг. Режиссеру, который захочет ее инсценировать, совсем не составит труда выйти на уровень только лишь любовных взаимоотношений, ведь сюжет просто пронизан этой темой. А вот показать глубину и скрытый философский стержень – задача сложнее. И за что я люблю Запорожский ТЮЗ, так это за возможность, приходя в театр, получить эстетическое удовольствие и удивление виртуозному «хождению по тонкому льду»! Художественному руководителю и режиссеру театра Геннадию Фортусу всегда это удается. На спектаклях Театра Молодежи разворачивая яркий фантик из юмора и сатиры, ты вкушаешь ценностное восприятие жизни! Щедрая порция интересных интеллектуальных шуток, харизмы актеров, вкусной энергетики обеспечена тем зрителям, которые понимают и ценят подобные ресурсы.
Сейчас так много дорогостоящих тренингов, где женщин учат тонко чувствовать мужчин, обольщать и покорять их… Тема очень востребована, и женщины стремятся этому научиться. Так вот, «Распутник» в исполнении Запорожского ТЮЗа лучше, поверьте! Мужчина, присутствуя на этом спектакле также в который раз попытается разгадать загадку из серии «Чего хотят женщины?» Не стану писать о сюжете и игре актеров, у меня еще будет такая возможность после премьеры. Более того, скажу, что спектакль я сознательно не стала смотреть полностью — не хотела знать, что будет дальше… Знаете, это как удовольствие, которое хочется подольше растянуть, а еще и усилить, увидев актеров в сценических костюмах, когда восприятие станет полнее, а впечатления — ярче. Скажу лишь, что пьеса очаровывает с первых минут, как интересная книга, с которой хочется устроиться поудобнее, заварив кофе и забыв о текущих делах на пару часов. На главные роли выбраны потрясающие артисты театра. В роли «Распутника» — любимчик публики, заслуженный артист Украины — Максим Березнер, которому, на мой взгляд, несказанно повезло. Ведь в спектакле его окружает «тюзовский розарий» — Мария Нестулий (заслуженная артистка Украины), Екатерина Макоед, Яна Новицкая, Екатерина Заплавная. А мужскую компанию ему составляет великолепный Сергей Цевелев (заслуженный артист Украины).
Итак, поведать читателям о спектакле и интересной игре актеров, мы обещаем позже, пока сохраним интригу в ожидании премьерного показа. А вот экслюзивным интервью с режиссером, художественным руководителем ТЮЗа, заслуженным деятелем искусств Украины Геннадием Фортусом и непосредственно главным героем пьесы, «Распутником» Максимом Березнером с удовольствием поделимся с театралами.
— Геннадий, на главную роль для этого спектакля Вы сразу определили Максима Березнера. Какими критериями руководствовались?
— Да, Максим, кроме того, что – любимец публики, еще и универсальный артист. Есть артисты с определенными амплуа и образами, Максим же может сыграть все! Его внешние актерские данные и возможности очень меня подкупают. Такие артисты, как он — не могут не быть любимцем режиссера, ведь все, что ты пытаешься вложить в персонажа – он выполняет! Если честно, мне иногда это даже подозрительно страшно (смеется). Я ведь ставлю всегда сложные задачи, могу их часто менять в процессе репетиций – сегодня я хочу, чтобы он сыграл одним образом, завтра – совершенно по-другому. Максим всегда прекрасно владеет материалом и великолепно справляется. Зрители приходят на спектакли с его участием по нескольку раз, потому что он умеет быть разным и спектакли с ним – всегда интересны. И я думаю, что в случае с «Распутником» публике не достаточно будет одного просмотра.
— Какие задачи Вы ставили при постановке этой пьесы?
— Само название « Распутник» о чем нам говорит? Какой синоним мы можем к нему подобрать? Развратник? Нет, наш спектакль будет не об этом. Вот вслушайтесь — РАС-ПУТНИК — человек, который на распутье. Вот, когда мы об этом думали, то решили показать человека, который выбирая что-то, осознает, что за любой выбор будет своя цена. Мы хотим показать Дени Дидро как личность мирового масштаба, его нрав, ценности. Действие спектакля происходит как бы на улице, под открытым небом, без крыш, домов и других ограничений – настолько Дидро свободная натура. Зачастую зритель может что-то и читал о нем, но объемно представить не может. И наша задача – этот объем передать максимально естественно и интересно, не опошляя и не искажая… Многие режиссеры брались за «Распутника» и делали ошибку – показывали его монументально и пафосно. Мы же начинаем с того, что он личность масштабная, но потом делаем обычным человеком, у которого масса недостатков, комплексов и соблазнов.
— Для кого задумывалась пьеса? Кто адресат «Распутника»?
— Мы решили подарить этот спектакль женщинам. В нашем театре комфорту прекрасного пола всегда отведена особая роль, и мы хотим раскрыть Дидро как мужчину и показать насколько мы, мужчины, не знаем женщин. А женщины от нас требуют понимания, и вот Дидро на протяжении нашей пьесы пытается постичь Женщину…
— Максим, чем для Вас является новый спектакль?
— «Распутник» — это следующая ступень для нашего театра на лестнице его роста. Нас просили – дайте что-нибудь более глубокое, чем комедия положений, какую-нибудь другую историю. И вот эта пьеса – определенная веха и барьер, преодолевая который мы выходим на совершенно иной уровень, с этого момента начинается новый отсчет и качество остальных спектаклей. Мы хотим показать ту точку, к которой нужно стремиться и для меня это – очень большая ответственность. Этот спектакль о добре и зле, о пороке и долге, о фальшивом и настоящем и о сладострастии.
— Как Вы чувствовали себя в образе философа Дени Дидро?
— Это очень масштабная личность и в этом спектакле о нем речь, как о человеке, которого стоит читать и изучать. Я прочувствовал его многогранность, переходы из одного состояния в другое, сомнения, живость характера. Играть «Распутника» – довольно сложно. Ведь у нас в театре целью всегда стоит – не просто отображение сюжета, мы стремимся воздействовать на сознание, чтобы зритель задумался. Для меня во время репетиций были также разные озарения, в которых можно увидеть аналогии с современностью. Спектакль весь метафоричен, и я надеюсь, что нам удастся эти метафоры провести через сознание зрителя. И главный вопрос этой постановки – что в понимании каждого из нас «мораль»?
Что ж, мораль действительно у каждого своя и чтобы для себя определить ее границы, нужно учиться чувствовать… Себя…Мир вокруг… И, думаю, «Распутник» станет еще одной жемчужиной, нанизанной на ожерелье наших представлений о нравственности. Хочется поскорее увидеть спектакль полностью и подарить себе прекрасную возможность задуматься какая партия отведена морали в игре под названием «Жизнь»…
Ксения Шаповалова, фото автора