Европейский подход: Украина ремонтирует дороги по новым стандартам

511
0

Все областные центры Украины через пять лет должны быть соединены качественными дорогами. В нынешнем году правительство выделило на ремонт и содержание дорог 46 млрд гривен, в следующем году запланированы рекордные 55 млрд грн.

В 2016 году 90% украинских дорог были признаны не соответствующими нормам. Причиной плачевного состояния дорожной сети стало хроническое недофинансирование, коррупция и низкое качество ремонтных работ как на дорогах местного значения, так и на главных магистралях страны. На протяжении последних 10 лет строительство и капремонт дорожного покрытия практически не проводились.
Два года назад правительство начало процесс масштабных ремонтов: были разблокированы счета «Укравтодора», проведены ключевые тендеры. Количество отремонтированных дорог год от года увеличивается. Если в 2016 году было отремонтировано 900 км автодорог, то в 2017г. ­ 2100 км, а в нынешнем ­ 4 000 км.
В 2018 году правительство выделило на дороги 46 млрд грн. и создало Государственный дорожный фонд. Деньги Дорожного фонда – целевые, их можно использовать только на ремонт дорог: часть идет на государственные дороги, часть ­ на местные. Если раньше деньги на ремонт выделялись в «ручном режиме», то теперь средства передаются напрямую на места. Каждый регион сам определяет, какую дорогу необходимо отремонтировать в первую очередь. Таким образом, местные власти получили больше возможностей, но и больше ответственности: они должны отчитываться перед громадой, какие дороги и за какой срок были сделаны. В нынешнем году на дороги местного значения было выделено более 11 млрд гривен, в следующем – еще 17 млрд грн.
В проекте госбюджета на 2019 год в целом на дороги предусмотрено выделение рекордных 55 млрд грн. Такое системное наращивание объемов и реализация маршрутного принципа развития сети позволит через пять лет все областные центры соединить качественными дорогами.
Важным условием выполнения этого плана является соблюдение качества работ. Именно качество стало приоритетом при освоении денег. «Укравтодор» ужесточил требования к подрядчикам: гарантия на средний ремонт должна составлять не менее 5 лет, а на капитальный – 10 лет.
В «Укравтодоре» пересматривают контракты, заключенные в 2015­2016 году, когда гарантийный срок составлял всего три года. По истечении этого срока будут проведены проверки, с тем чтобы подрядчики выполнили гарантийные обязательства. В минувшем году было проверено 222 вновь построенных и отремонтированных объекта. В 8% случаев выявлены недостатки, которые подрядчики обязаны устранить за свой счет. Работы контролируются как государством, так и независимыми экспертами и общественными организациями. По состоянию на октябрь нынешнего года уже проведено 584 проверки качества выполнения работ на объектах капитального и текущего среднего ремонта. Сейчас перед «Укравтодором» стоит задача проанализировать результаты ­ подробно по каждому подрядчику и по каждой использованной гривне. Такое поручение дал глава правительства Владимир Гройсман.
­ Никому не позволю злоупотреблять на строительстве дорог! Меня интересуют завышенные цены, несоблюдение материалов, нарушение технологий. Тех, кто делал работу хорошо, нужно поблагодарить, а тех, кто занимался кражей, ­ привлечь к ответственности, ­ заявил премьер-­министр во время совещания, посвященного вопросам состояния дорог.
В правительстве намерены постепенно отказываться от ямочного ремонта. Этот вид работ – временная мера для обеспечения проезда по дорогам. В минувшем году таким образом была обеспечена проезжаемость 40 тысяч км дорог. В будущем на смену ямочному придет средний ремонт.
Залогом успешной реализации комплексной правительственной программы является прозрачное использование средств. Все торги проводятся открыто ­ на сайте Prozorro. Это обеспечивает равные условия для всех участников тендеров. Нулевая толерантность к коррупции обеспечивает экономию бюджетных средств и качество работ.
По данным «Укравтодора», некоторые тендеры на следующий строительный сезон объявляются уже сейчас. «Украинцы увидят большие объемы работ и почувствуют, что хороших дорог становится больше», ­ анонсировал премьер­министр Владимир Гройсман план на 2019 год.

Что получат запорожские дороги в 2019 году?

Запорожская область в 2019 году получит из госбюджета субвенцию в размере 701 млн грн. В приоритете при распределении этих средств ­ дороги, которые требуют аварийного ремонта, ведут к объектам социальной сферы или по которым проходят автобусные маршруты, рассказали в Запорожской облгосадминистрации. Кроме того, в проекте госбюджета отдельной строкой прописан 1 млрд гривен на восстановление «дороги жизни» ­ автомагистрали, соединяющей Мариуполь с Запорожьем.

Елена Шумакова