Нужно ли Запорожью натуральное хозяйство: как выживают местные фермеры

922
0

Были в советское время поговорки «Хлеб — всему голова» и «Будет хлеб — будет и песня». Сейчас они, вроде бы, неактуальны — нет ежегодной телевизионной «битвы за урожай», полки супермаркетов ломятся от различных видов продовольствия, в том числе  импортного. Но как бы там ни было, именно отечественный агропроизводитель определяет богатство нашего стола. Как у него пошли дела с посевом, уборкой и сбытом, мы сразу прочувствуем по ценам ближайшего рынка, ибо «базар цену знает»…

Трудный был год…

18 ноября в Украине отметили День работников сельского хозяйства. Сейчас­то и термина такого, можно сказать, не существует — все говорят об агропроме, но праздник такой остался. С материалом, приуроченным к дате, у нас в силу технических причин не получилось, поэтому предлагаем разговор об успехах и проблемах аграриев области вдогонку празднику.

Начнем с того, что год был трудным. «90 дней не было продуктивных осадков, ­ рассказал  директор департамента агропромышленного развития Запорожской ОГА Андрей Поляков. ­ Как итог, сельскохозяйственные товаропроизводители, которые занимаются растениеводством, понесли потери. Это все сказывается и на животноводстве, потому что кормовая база слабая и поголовье снижается».

Вообще-­то, как сообщили нам специалисты департамента, средняя температура воздуха  в вегетационный период тоже оказалась на 3 градуса выше нормы. Словом, нагрянула засуха, но запорожцы с этой проблемой справились. В частности, по состоянию на 12 ноября скошено 951,8 тыс. гектаров зерновых и зернобобовых культур и намолочено 2 млн 253 тыс. тонн зерна, в том числе озимой и яровой пшеницы ­ 1,665 млн тонн. Показатели 2017 года ­  2,907 млн тонн и 2,079 млн, соответственно.

Заметим, что по ранним зерновым культурам это шестой показатель валового сбора по Украине, а по пшенице — четвертый.

Тем не менее, погодные условия заметно сказались на урожайности: в прошлом году с одного гектара зерновых было получено 30,6 ц, а в текущем ­ лишь 23,7 центнера.

Как заметил читатель, пшеница ­ настоящая «царица наших полей» и по посевным площадям, и по сбору урожая. Но в последние годы появился и «король запорожской степи». Это ­ подсолнечник. По площади посевов он уже «догнал» пшеницу, а в иные годы и «перегоняет» ее, но вот его валовый сбор в текущем году «подкачал» ­ всего 652 тыс. тонн, и это на 13% меньше прошлогоднего. Причина та же, и в итоге урожайность культуры составила всего 11,8 ц/га (14,7 ц в прошлом году).

Сразу успокоим читателя. Как сообщили нам специалисты, подсолнух не зря приобрел статус «короля» — его производство безубыточно уже при урожайности в 5 ц с гектара.

Завершая со статистикой, отметим, что в области, по сравнению с 2017­м,  «просели» и показали овощной продукции (на 22,1%), в том числе картофеля ­ на 16,1%. В то же время сбор плодово­ягодных культур подрос на 42,5%, а винограда ­ на 7,7%.

Не хлеб, а деньги — всему голова?

Впрочем, горожанам все эти цифры малоинтересны, многим важно другое — будем мы с хлебом или нет?

«С хлебом будем точно, ­ говорит зам. директора департамента агропромышленного развития Запорожской облгосадминистрации Александр Ясинецкий, ­ но вот его цена не от нас зависит. Ведь повысили тарифы на газ, другие энергоносители, да и зарплату требуют увеличить. Иными словами, цена хлеба зависит от правительства. К слову сказать, для хлебопечения нашей области нужно всего 240 тысяч тонн зерна, а у нас пшеницы получено почти 1,7 млн тонн. Проблема в том, что хлебозаводы должны купить это зерно у аграриев, и оно на рынке есть».

Вот так мы от тонн и гектаров подошли к деньгам. Начнем с того, что только посев одного гектара пашни стоил в текущем сезоне 5039 грн., в прошлом сезоне ­ 3600 грн. Т.е. получилось, что потратили благодаря «отеческой заботе» всех причастных больше, а получили меньше. Естественно, это сказывается на ценах, с которыми тоже «не разгонишься» — на отечественном зерновом рынке все очень жестко. Вот текущие закупочные цены компании «Нибулон»: пшеница 2 класса ­ 6650 грн., пшеница 3 класса — 6550 грн.

Заметим, что, продав свое зерно, сельхозпроизводитель должен: выплатить зарплаты, расплатиться с пайщиками земли, на которой он работает, кредиторами,  государством. А дальше нужно думать об урожае будущего года. Т.е. купить (обслужить) технику, «солярку», средства защиты растений, удобрения и семена.

Как нам рассказал А. Ясинецкий, комбайн сейчас стоит от двух до более чем 10 млн гривен. Сколько это тонн зерна нужно продать, чтобы купить один комбайн? О «солярке» вы все знаете из ценников на заправках. А вот после просмотра, например, прайса на гербициды нам, как говорится, стало плохо: до 16 тыс. гривен за 10­литровую упаковку. А расход­то ­ до 1,5 л на гектар в зависимости от культуры.

С удобрениями ситуация ничуть не лучше! Например, аммофос. Чтобы не пугать покупателя нулями, он вообще предлагается в долларах, примерно $660 за тонну. Немалых денег стоят и качественные семена, без которых в нынешнем году ни о каких даже 23,7 центнера с гектара не было бы и речи.

Проще говоря, фермеры совсем не «жируют». Скорее наоборот, и их вытесняют более крупные хозяйства. В Запорожской области сегодня, по словам Александра Ясинецкого, фермеры обрабатывают чуть больше 300 тысяч гектаров пашни, а вот 399 крупных предприятий — 1 миллион 600 тысяч гектаров.

Иными словами, развал колхозов под лозунгом  «Будущее ­ за фермерами» закончился лишь развалом во всех смыслах и фактическим возвращением на круги своя. Правда,  уже в совсем иных экономических условиях, но со старыми советскими традициями, которые называются диспаритетом цен. Это не считая всевозможных поборов с сельхозпроизводителей  ­ законных, полузаконных и незаконных. Кроме того, если представитель завода в городе заплатил налоги и спит спокойно, если директору/владельцу не нужно пиариться накануне выборов, то агропроизводители, как правило, «тянут» на себе всю сельскую инфраструктуру, школы, садики и т.д.

Памятники таким бы людям ставить, да некому…

Господдержка

Хотя почему же некому? Мы также поговорили с Андреем Поляковым по поводу господдержки животноводства. Ведь пшеница и подсолнечник пока уверенно держат растениеводство области на плаву.

­ В 2018 году на поддержку агропроизводителей в целом по Украине из Госбюджета направили  6,3 млрд грн., из них: 1 млрд грн. ­ на фермерство, 4 млрд грн. ­ на животноводство, в т.ч. 700 млн грн. – на выращивание молодняка крупного рогатого скота, который родился в хозяйствах физических лиц, почти 1 млрд грн. ­ на удешевление с/х техники и 300 млн грн. ­ на развитие садоводства и виноградарства.

Уточню, что господдержка животноводства касается как юридических, так и физических лиц. В частности, наш департамент отвечает за распределение дотаций физическим лицам. Средства за молодняк предоставляются за каждые четыре месяца его содержания нарастающим итогом с учетом возраста молодняка в размере: в возрасте от 1 до 5 месяцев ­ 300 гривен за голову; от 5 до 9 месяцев ­ 700 гривен за голову; от 9 до 13 месяцев ­ 1500 гривен за голову.  Общий объем дотации за одну голову молодняка не может превышать 2500 гривен.

Документы же от физических лиц принимаются в течение бюджетного года до 1 мая, 1 сентября и 1 декабря  в порядке очередности их поступления. На эту программу мы уже направили более 6 млн гривен, а получателями средств стали около  4 тыс. жителей области.

Очевидно, что особенно в нынешнем году аграриев спасают кредиты. Здесь тоже действует государственная программа. Ее суть заключается в том, что бюджет компенсирует  сельхозтоваропроизводителю оплаченные им проценты за пользование кредитом.

Государство готово поддержать и перерабатывающие кооперативы (до 3 млн гривен в год), но этот процесс в области «идет» трудно. Но он «идет» — уже работают более 300 предприятий по переработке молока и мяса.

­ Но, тем не менее, в Запорожье пищевой промышленности практически не осталось?

­ К сожалению, эти процессы от нас не зависят, ­ говорит А. Поляков. ­ Есть собственник мощностей, и он, купив их, вправе порезать оборудование на металлолом. Таковы законы рынка. Тем более что возить молоко из дальнего района, да еще по нашим дорогам очень дорого. Но производители на местах работают — Вольнянский, Новониколаевский маслозаводы, племзавод «Степной» из Каменско­Днепровского района.

Но и у них есть сложности. В городе запорожских торговых сетей нет, все они иностранные или иногородние, и попасть со своей продукцией нашим предприятиям непросто. Ведь крупные торговые сети работают с крупным производителем. Если взять, например, «Яготинське», то они могут себе позволить завозить большие партии и делать отсрочки. У местных производителей таких возможностей нет.

Исходя из этого, мы и поддерживаем другую позицию ­ развитие кооперации, где собственники, население могут такую продукцию перерабатывать в небольших объемах и выходить с ней на рынок. С этого многие начинали, и сегодня вы спросите у жителей Запорожья, как они относятся к продукции племзавода «Степной»? Отлично относятся, потому что это ­ натуральный, качественный продукт. Это касается и продукции ПЖК «Запорожье» ­ ТМ «Казацкая ферма», которая востребована в областном центре.

­ Но получается, что наше законодательство не защищает своего производителя так, как, например, в Беларуси?

­ У нас есть система HACCP, которую внедряют те, кто собирается выходить и за пределы области, и на международные рынки. Но нужно учитывать, что на сегодня разработаны еще не все украинские ГОСТы, к тому же, они… необязательны! И недобросовестные производители этим пользуются. У белорусов же все по ГОСТу, по­другому там никак продукцию не продашь. Отсюда и качество, и покупательский спрос. У нас же, к сожалению,  продукция с добавками, пальмовым маслом и т. д.

­ Есть ли проблемы по паям и зарплатам?

­ Действуют договорные отношения с субъектами ­ арендатор и арендодатель. Они подписали соглашения, и до 31 декабря текущего года арендатор обязан рассчитаться в денежном выражении. Это ­ хозяйственные отношения, на которые мы не влияем.

Стабильно работающие хозяйства задолженностей по зарплате не допускают. А вот банкроты, которые долгое время находятся в процессе санации, имеют, и из­за этого с ними постоянно судятся.

­ Существует ли отток кадров?

­ Это ­ общегосударственная проблема потери «рабочих рук». Те, кто живут в сельской местности и имеют стабильный заработок, не выезжают. Нечего скрывать, тракторист­комбайнер зарабатывает приличные деньги. Те, кто сами на себя работают, тоже не уезжают. Уезжают те, у кого нет земли, потому что они не были колхозниками и пенсионерами на тот период. А сейчас могут получать землю только участники АТО.

Тут другой вопрос. Техника очень сложная, и специалисту нужно или платить достойную зарплату, или обучать его, а это тоже деньги и время. Но представители всех фирм, поставляющих технику, готовы обучить вашего работника.

­ Пресса пишет о рейдерствеу фермеров отбирают землю вместе с урожаем

­ У нас, к счастью, это единичный случай (в Приазовском районе), и мы эту проблему практически решили.

И в завершение еще немного статистики из справки департамента агропромышленного развития Запорожской ОГА:  «Под урожай 2019 года планируется посеять 664 тыс. га озимых культур, из них 631,8 тыс. га ­ зерновых и 32,2 тыс. га ­ озимого рапса. По состоянию на 12 ноября посевы составляют 672,5 тыс. га  (101% к прогнозу), из них зерновые ­ на площади 622,5 тыс. га (99 %) и озимый рапс ­ на 49,6 тыс. га (154 % к прогнозу). Состояние посевов ­ хорошее и удовлетворительное…  На площадях с озимью, посеянной в оптимальные сроки, наблюдается перерастание растений. Около 13 % площадей с поздними сроками посева, по агрометеорологическим расчетам, «войдут» в зиму в ослабленном состоянии».

Проще говоря, назло всем ценам, очень сухой осени и скромной (на фоне той же Беларуси) господдержке запорожские агропроизводители гарантируют: в следующем году мы будем с хлебом!

Низкий поклон им за их труд!

Светлана Третьяк