Может ли Запорожье сегодня или в ближайшем будущем потеснить с пьедестала на туристической карте Украины Киев, Львов и Одессу? Наверное, нет, хотя наша область уже входит в тройку самых привлекательных центров летнего туризма после той же Одессы и Херсона. Тем не менее, именно наш город на целых два дня превратился в столицу украинского туристического бизнеса
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ ПОМЕШАЛО
Напомним читателю, что 27 и 28 ноября Запорожье принимало уже второй по счету Туристический бизнес-форум. Корреспондент «Верже» побывала на площадке первого дня его работы, а именно во Дворце спорта «Юность». Второй день форума проходил в Туристическом информационном центре (пр. Соборный, 151), признанном, как это было объявлено, локомотивом развития туризма в городе.
Но вернемся к «Юности». У «дальних ворот» расположилась главная сцена, а у «ближних» ко входу четырехугольной звездой выгорожено, как сейчас модно говорить, еще четыре локации. По темам: «туристический офис», «маркетинг», «фестивали», «гастро». И если три первые локации — это специфика профессиональной деятельности людей, работающих в турбизнесе, то «гастро» — это, извините за прямоту — «желудочный» туризм. Когда люди едут за
тридевять земель попробовать что-то такое, чего нет дома.
Самые важные события, начиная с открытия форума, проходили на главной сцене. Здесь присутствовали хед- лайнеры мероприятия. Это еще одно модное слово, означающее «наиболее привлекающего внимание публики исполнителя в данной программе». Среди тех, кто открывал форум, известные киевские гости: бывший министр экономического развития Павел Шеремета, президент Национальной туристической организации Украины Иван Лептуга, начальник управления туризма Киевской мэрии Антон Тараненко. Наш город представляла Екатерина Симонова — начальник управления туризма департамента культуры и туризма Запорожского городского совета.
Учитывая, что Туристический бизнес-форум начался на следующий после объявления военного положения день, руководство и города, и области хотя бы на уровне заместителей мероприятие проигнорировало. Тем не менее, здесь был подписан меморандум о сотрудничестве между туристическими центрами Украины.
Кто из гостей понравился? Известный телеведущий Анатолий Анатолич, который выступил модератором открытия форума. Он предоставил слово Ивану Лептуге, который отметил, что «далеко не каждый город может собрать сегодня такой состав участников и спикеров». Хотя подобные мероприятия, несмотря на войну и военное положение, проводятся по всей Украине.
2019 год, по словам И.Лептуги, в рамках туристических организаций объявлен годом качества. В частности, Запорожскому туристическому информационному центру (ТИЦ) выдан сертификат соответствия качества международному стандарту ISO 14785, который вручила швейцарская компания «SGS group». «ТИЦ Запорожье первым достиг этого стандарта, — подчеркнул И. Лептуга, — и я считаю, что это — начало большого успеха Запорожья на рынке туризма Украины».
Во время дискуссии выступил Борис Колесников. «Существуют два подхода в организации туристического бизнеса, — отметил Б.Колесников. — Всплесковый, т. е. приуроченный к какому-то серьезному событию («ЕВРО»
и т. д.), когда за коротким срок создается новая инфраструктура, начиная от дорог и аэропортов и заканчивая жильем для спортсменов. Но самый успешный подход — системный. Например, в 1982 году турецкое правительство приняло закон по туризму, создало туристический банк, где инвесторы могли брать деньги для строительства. Замечу, что Анталия тогда была пустыней — абсолютно никаких сооружений. И вот за несколько десятилетий на ровном месте создана европейская Мекка туризма».
«Кстати, как сегодня ВВС или CNN видят Украину? — продолжил экс-вице-премьер. — Пока никак. На днях парламент принял бюджет. На протяжении последних 27 лет туризм финансировался по остаточному принципу. Даже во времена подготовки к ЕВРО-2012 выделялось всего 2,5 млн грн. Что касается последних лет, то финансирование составляет около 30 млн грн. А на канале BBC рекламная кампания стоит от 1 миллиона долларов».
Тут мы от себя заметим, что известный телеканал Euronews, вещающий на 13 европейских языках, долгое время проводил рекламную кампанию Азербайджана туристического. Сколько могла стоить подобная государственная кампания, можно только представить.
В свою очередь, Павел Шеремета считает, что государство, конечно, должно поменять свои подходы к туризму, но все равно ничего не будет без появления недорогих отелей, ресторанов, сферы услуг. Все это должны создать предприниматели. И Запорожья в том числе. П.Шеремета презентовал свой проект «Прорыв», по которому, в частности, Львов стал круглогодичным центром туризма. В его основе — мощная конкуренция в частном секторе туристической отрасли.
«Понятно, что брать кредит на предпринимательство под 15-18% никто не будет, — отметил П.Шеремета. — Нужно привлекать дешевые деньги из-за рубежа, как сейчас это делают в Грузии. Кроме того, существует статистика, что 26 туристов обеспечивают 1 рабочее место. Например, Львов привлекает до 2 млн 600 тыс. туристов в год. Иными словами, это 100 тысяч рабочих мест в сфере услуг».
Антон Тараненко обратил внимание присутствующих на проблему возобновления туристического судоходства по Днепру, соединяющего, в частности, Киев и Запорожье. Это же касается и других рекУкраины, где возможен проход даже небольших судов. Подобные маршруты очень востребованы, прежде всего, иностранным туристом.
«ЧЕЛОВЕК-БРЕНД» ДМИТРИЙ ГОРДОН
Если бывшие и действующие чиновники делились опытом и идеями организации туристического бизнеса, то известный журналист и телеведущий Дмитрий Гордон выступил по теме «Человек-бренд». Ведь популярным и привлекательным для туриста может быть не только город или достопримечательность, а и некая знаменитость. Дм.Гордон рассказал свою историю.
За весь период своей телекарьеры он взял около 800 интервью у самых известных людей. От, как он сам заявил, представителей криминала и разведчиков и до топ- политиков и бизнесменов. Денег ему это не приносит, он просто взялся создать своеобразную летопись для тех, кто захочет понять в будущем, какой жизнью мы жили. Ибо часто речь идет о встречах с людьми, которые являлись символами целых поколений.
«Когда-то взял интервью у художника-карикатуриста
Бориса Ефимова, которому было уже 107 лет, а умер он в 108 лет. Это — живая история», — рассказал Дм. Гордон. Отметим, что и в 107 лет Б.Ефимов еще рисовал дружеские шаржи…
«Не все дают интервью, — продолжил телеведущий. — Академику Патону сегодня 100 лет, но он не дает интервью. И выдающийся актер Богдан Ступка вообще не давал интервью. Легендарный Лобановский говорил: «Зачем давать интервью, я уже там» и посмотрел вверх».
Зал не удержался от вопроса: «А как Вы заработали свой первый миллион?». «Еще в конце 80-х — начале 90-х организовывал концерты выдающихся артистов по всей стране. Тогда был только принят закон о кооперации. Помогла коммуникабельность, напористость, способность уговорить артиста поработать вместе, и это все имело успех».
Гордон считает себя счастливым человеком, только заметил, что, «как и все украинцы, мечтаю о мире».
Когда аудитория уже расслабилась, последовал вопрос о лысине. «Я создал Партию лысых и босых, — парировал Дм. Гордон. — Как-то на моем Дне рождения певец Андрей Миколайчук («Піду втоплюся у річці глибокій») говорил, что он — лысый, а Надя Савченко — босая, и пригласил ее на танец. Вот так и партия появилась».
В свою очередь, Анатолий Анатолич пошутил, что не все гости Гордона уже сидят, на что Дмитрий ответил, что «Савченко сидит, а вот Саакашвили выслали из страны»…
ХОРТИЦА, «ЗАПОРОЖСТАЛЬ» И ИХ ГОСТИ
Среди других заметных гостей бизнес-форума назовем, пожалуй, двух. Это — Дмитрий Горовенко, шеф-повар и судья программы «МастерШеф». Он, как и другие его коллеги по локации «Гастро», провел «мастер-класс».
Дмитрий Шуров тоже не нуждается в особых представлениях: солист проекта Ріапобой, а ранее пианист групп «Океан Эльзы», Esthetic Education, «Земфира». Сейчас он — судья «Х-фактора». На отчетном бизнес-форуме Дмитрий стал участником двух дискуссий. В частности, по теме «Фестиваль: взгляд с точки зрения музыканта и зрителя».
Если на этом оставить в покое хедлайнеров форума, то интересным получился «круглый стол» (модератор Александр Павлов) «Туристическая инфраструктура о. Хорти- цы». Во время жаркой дискуссии гендиректор «Интуриста» Максим Ванат отметил, что «развивать туризм на Хортице возможно только в сотрудничестве государства и бизнеса. Статус Национального заповедника не дает возможности создавать комфортные условия для туристов».
В этом плане и другие представители туристических организаций Запорожья выдвинули свои идеи и претензии как к руководству Заповедника (Максим Остапенко), так и к городским властям. Депутат горсовета Вячеслав Зайцев, который теперь представляет не только Заповедник, но и власть, предложил письменно обратиться к горсовету, чтобы получить помощь в решении существующих проблем.
В свою очередь, начальник управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского горсовета Александр Власюк не исключил, что в перспективе могут запустить маршрут, который свяжет остров с центром города и поможет большему количеству запорожских и приезжих туристов посещать нашу запорожскую «жемчужину».
Напомним, что в прошлом году по итогам I туристического бизнес-форума наша газета рассказала о проекте Первого индустриального туристического маршрута Украины. Начиная от Чернобыля, через Киев, Днепр, Кривой Рог, Запорожье и завершая Одессой. Похоже, что у организаторов не все получилось (война — это все подчеркнули — не способствует туризму). Но в Запорожье к потоку индустриальных туристов готовы. И это наглядно продемонстрировала «Запорожсталь», пригласив хедлайнеров бизнес-форума в гости.
Ну и в завершение еще немного статистики. В прошлом году Киев и область посетили 5 млн 684 тыс. туристов. Львовская и Одесская области могут похвастать 2,5 млн и 2,3 млн гостей. Запорожскую область летом посетили 791,3 тыс. отдыхающих. Одним словом, непаханое пока поле…
Светлана ТРЕТЬЯК