Музыкальные «картины» филармонии восхитили запорожцев (ФОТО)

752
0

На днях в концертном зале им. М. Глинки состоялась премьера — эксклюзивный концерт «Мир воображаемых картин», на котором прозвучали номера заслуженной артистки Украины Илоны Турчаниновой и Запорожского академического симфонического оркестра под руководством народного артиста Украины Вячеслава Реди. Концерт был посвящен творчеству французских композиторов второй половины 19 века.

Открывал музыкальный вечер «Пятый концерт для фортепиано с оркестром» Камиля Сен-Санса, написанный в марте 1896 года после путешествия автором по Нилу, в связи с чем произведение имеет второе название  «Египетский концерт». Исполняла его любимица запорожской публики Илона Турчанинова в тандеме с Академическим симфоническим оркестром под управлением Вячеслава Реди. Когда на афишах такие имена, зрители занимают все места в зале и приходят задолго до начала концерта. Вот и на этот раз все застыли в предвкушении музыкальной эстетики, которую многозначительно обещал величественный рояль, занимающий треть сцены и обозначая тематику вечера.

Как только рояля коснулись опытные руки Илоны Турчаниновой, он ожил удивительными звуками, свойственными только клавишным инструментам. В такие минуты понимаешь, почему еще несколько столетий назад фортепианная музыка была доступна исключительно во дворцах знати. И нам нужно быть благодарными за то, что сегодня каждый имеет возможность прикоснуться к волшебной атмосфере подобных концертов и ощутить весь магнетизм их воздействия. Исполнение Илоны всегда очаровывает зрителя, ведь каждый раз она неподдельно «сливается» с инструментом воедино, а  виртуозный танец ее пальцев по монохромным клавишам превращает массивный и громоздкий рояль в источник тонкого, душевного и эстетического удовольствия.

Отметим, что «Пятый концерт для фортепиано с оркестром» Сен-Санса исполняется довольно редко на современных сценах, хотя именно он является одним из лучших композиторских достижений. Первая часть концерта представлена в духе романтической лирики середины 19 века, а вторая как раз представляет собой восточную тему, и именно она ассоциируется с названием «Египетский». И если прислушаться, то можно уловить очень тонкую стилизацию, что-то неопределенно-экзотическое. Песчаные бури или же величественность пирамид…

В любом случае, автором обозначена тематика и создана почва для зрительских ассоциаций. А чтобы зритель погрузился в них глубже, Илона Турчанинова виртуозно создала чарующую атмосферу фортепианных аккордов. Концерт в ее исполнении звучал контрастно, легко улавливались деликатные мягкие ноты, другие же этюды подавались «крупным помолом» — чеканилась каждая октава. Благодаря такому симбиозу техник произведение звучало стильно, эффектно, приобретало форму с глубоким содержанием. Ощущалась сложность техники, перед которой пианистка не только не пасовала, а наоборот – профессионально и уверенно передала всю красоту жанровых зарисовок, заложенную автором.

Именно потому, что «Пятый концерт» Сен-Санса является редким гостем на концертных сценах, я считаю, что для запорожцев он по-настоящему эксклюзивен, тем более в исполнении технически подкованной Илоны Турчаниновой. И нужно поблагодарить организаторов и, в первую очередь, Вячеслава Редю за то, что «вытаскивают» на сцену произведения, которые вроде бы известны, но не звучат в филармониях.

Благодаря богатой игре тембров симфонического оркестра в тандеме с хрустально-прозрачным солирующим фортепиано  «Египетский концерт» Сен-Санса стал центральным событием музыкального вечера. Зрители увлеклись жизненной силой и стремительностью композитора, ощутили через произведение победу волевого начала и радости жизни. И определяющая заслуга в этом заслуженной артистки Украины Илоны Турчаниновой, с которой мы пообщались после концерта.

— Илона, какие задачи Вы перед собой ставили, когда готовились к сегодняшнему выступлению?

— Я хотела передать все, что знаю об этой музыке, и вложила в этот концерт много труда, который я бы сравнила с раскопками в Египте, ведь точно так и я «раскапывала» интересные акустические нюансы. Мне хотелось показать всю невероятную красоту звучания этого концерта. Я очень люблю творчество французских композиторов, у меня в свое время были педагоги, которые учились в Париже, и я счастлива, что смогла приобщить зрителя к теме французского пианизма.

— По технике исполнения, чем эта композиция выделяется среди других?

— Что интересно, ни в одном фортепианном произведении не используются подобные звуковые вибрации, такое ощущение, что ты находишься внутри египетской пирамиды, когда их слышишь. Я делала едва уловимое пианиссимо (определенная музыкальная динамика, передающая очень тихий оттенок звучания,  авт.), которое очень редко встречается. Рояль в этом концерте выдает невероятные оттенки, это не просто «громко-тихо», это нереальные звуки, в которые невозможно не влюбиться.

Думаю, ваше совместное с оркестром виртуозное исполнение объясняется также долгими кропотливыми  репетициями?

— Да, одна из причин, по которой редко исполняют «Пятый концерт» Сен-Санса,  это то, что к нему нужно тщательно готовиться. Я начала подготовку еще в мае  и  очень рада, что имела возможность долго репетировать с оркестром и отрабатывать каждый нюанс. Наш творческий тандем и плодотворная работа во многом определили успех концерта, за который многие даже не решаются браться.

Второе отделение музыкального вечера было посвящено балетной тематике французских композиторов и представлено двумя музыкальными произведениями – «Коппелия, или Красавица с голубыми глазами» Лео Делиба и «Сид» Жюля Массне. Их исполнил Запорожский Академический симфонический оркестр под управлением народного артиста Украины Вячеслава Реди.

Надо сказать, что оба симфонических шедевра представляют собой настоящую отдушину для ценителей утонченных музыкальных творений. Несмотря на то, что главная сюжетная линия веселого балета «Коппелия» взята из совершенно невеселых новелл Гофмана, он представляет собой редкий музыкальный жанр — комедию, где драматическая составляющая изменена. У Гофмана любовное увлечение юноши куклой заканчивается трагически, а в балете – свадьбой этого юноши с живой и энергичной красавицей Сванильдой.

Кроме того, в этом балете звучит удивительно прекрасная музыка. Широко известно, как оценил мастерство Делиба «в области балета» П. Чайковский: «Это — балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!». Одним словом, музыка к этому балету роскошная, и симфонический оркестр под управлением Вячеслава Реди мастерски передал ее великолепие. Сочно звучали мотивы национального фольклора, такие как польская мазурка и венгерский чардаш, которые Делиб использовал для жанровых зарисовок персонажей.

И завершало «французский» музыкальный вечер произведение Жюля Массне «Сид» – балетная сюита, состоящая из шести номеров, представляющих национальные особенности различных провинций Испании.  Кастильяна в умеренном движении сменилась плавным андалузским танцем, в котором отчетливо улавливались восточная нега и томность. Затем  звучали быстрый блестящий арагонский танец, утренняя серенада в характере веселого оживленного марша и подвижный каталонский танец.

Вслед за ними — меланхоличный мадридский и быстрый наваррский танцы. Массне  увлеченно создавал музыку балетной сюиты на юге Франции весной, любуясь «медовым морем» и старым портом Марселя. Именно поэтому композиция получилась такой душевной, яркой и вкусной.

Произведения второго отделения звучали очень гармонично и красочно, создавая зрителю настроение парящей легкости, искристости и французской изысканности. Весь концерт подарил зрителю феерию эмоций и ярких впечатлений. В очередной раз маэстро Вячеслав Редя продемонстрировал высокий профессионализм, мастерски сплотил музыкантов, вложил в исполнение энергию, страстность и желание подарить публике наслаждение прекрасным французским искусством. Народный артист поделился с нами комментарием о концерте:

— Французская музыка невероятно живописная и колористическая. Великолепный Сен-Санс, который много путешествовал и записывал в музыке свои впечатления  о посещенных местах – шикарный композитор, который находил удивительные краски для своих концертов. Его «Пятый концерт» стоит особняком,  его редко исполняют из-за сложных  нюансов.  Илона Турчанинова загорелась этой музыкой, взялась за ее исполнение  и справилась великолепно! Композитора Лео Делиба я бы сравнил с бриллиантом, каждая нота в его произведениях должна сиять, а это довольно сложно передать.

Если в современной музыке за шумовыми музыкальными эффектами можно спрятаться, то в музыке Делиба не спрячешься, там все на виду. Жюль Массне также создал шикарную музыку для оркестра – наполненную, красочную. В целом, представленные сегодня  произведения исполняются довольно редко. Они сложные и требуют колоссальной работы, музыка в них филигранная, и мы рады познакомить публику с французским творчеством такого уровня.

 Концерт «Мир воображаемых картин» получился восхитительно-прекрасным! Словно бокал настоящего французского шампанского — искристым, слегка пьянящим, с дорогим послевкусием. Зрителям очень приятно, что филармония в очередной раз дарит прекрасную возможность «путешествовать» по миру и наслаждаться неповторимым колоритом разных стран. Вот и в этот изысканный «французский» музыкальный вечер благодарная публика искупала любимых музыкантов в цветах, овациях и возгласах: «Браво!».

Ксения Шаповалова, фото автора