Запорожье туристическое: мы стараемся, но пока серьезно отстаем

630
0

Может ли Запорожье сегодня или в ближайшем будущем потеснить с пьедестала на туристической карте Украины Киев, Львов и Одессу? На­верное, нет, хотя наша область уже входит в тройку самых привлекательных центров летнего туризма после той же Одессы и Херсона. Тем не менее, именно наш город на целых два дня превратился в столицу украинского туристи­ческого бизнеса

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕ ПОМЕШАЛО

Напомним читателю, что 27 и 28 ноября Запорожье при­нимало уже второй по счету Туристический бизнес-форум. Корреспондент «Верже» побывала на площадке первого дня его работы, а именно во Дворце спорта «Юность». Второй день форума проходил в Туристическом информа­ционном центре (пр. Соборный, 151), признанном, как это было объявлено, локомотивом развития туризма в городе.

Но вернемся к «Юности». У «дальних ворот» располо­жилась главная сцена, а у «ближних» ко входу четыреху­гольной звездой выгорожено, как сейчас модно говорить, еще четыре локации. По темам: «туристический офис», «маркетинг», «фестивали», «гастро». И если три первые локации — это специфика профессиональной деятельности людей, работающих в турбизнесе, то «гастро» — это, извини­те за прямоту — «желудочный» туризм. Когда люди едут за

тридевять земель попробовать что-то такое, чего нет дома.

Самые важные события, начиная с открытия форума, проходили на главной сцене. Здесь присутствовали хед- лайнеры мероприятия. Это еще одно модное слово, оз­начающее «наиболее привлекающего внимание публики исполнителя в данной программе». Среди тех, кто открывал форум, известные киевские гости: бывший министр эко­номического развития Павел Шеремета, президент Национальной туристической организации Украины Иван Лептуга, начальник управления туризма Киев­ской мэрии Антон Тараненко. Наш город представляла Екатерина Симонова — начальник управления туриз­ма департамента культуры и туризма Запорожского городского совета.

Учитывая, что Туристический бизнес-форум на­чался на следующий после объявления военного положения день, руководство и города, и области хотя бы на уровне заместителей мероприятие про­игнорировало. Тем не менее, здесь был подписан меморандум о сотрудничестве между туристически­ми центрами Украины.

Кто из гостей понравился? Известный телеведущий Ана­толий Анатолич, который выступил модератором открытия форума. Он предоставил слово Ивану Лептуге, который отметил, что «далеко не каждый город может собрать се­годня такой состав участников и спикеров». Хотя подобные мероприятия, несмотря на войну и военное положение, проводятся по всей Украине.

2019 год, по словам И.Лептуги, в рамках туристических организаций объявлен годом качества. В частности, Запо­рожскому туристическому информационному центру (ТИЦ) выдан сертификат соответствия качества международно­му стандарту ISO 14785, который вручила швейцарская компания «SGS group». «ТИЦ Запорожье первым достиг этого стандарта, — подчеркнул И. Лептуга, — и я считаю, что это — начало большого успеха Запорожья на рынке туризма Украины».

Во время дискуссии выступил Борис Колесников. «Существуют два подхода в организации туристического бизнеса, — отметил Б.Колесников. — Всплесковый, т. е. приуроченный к какому-то серьезному событию («ЕВРО»

и т. д.), когда за коротким срок создается новая инфраструк­тура, начиная от дорог и аэро­портов и заканчивая жильем для спортсменов. Но самый успешный подход — систем­ный. Например, в 1982 году турецкое правительство при­няло закон по туризму, соз­дало туристический банк, где инвесторы могли брать деньги для строительства. Замечу, что Анталия тогда была пусты­ней — абсолютно никаких со­оружений. И вот за несколько десятилетий на ровном месте создана европейская Мекка туризма».

«Кстати, как сегодня ВВС или CNN видят Украину? — продолжил экс-вице-премьер. — Пока никак. На днях парламент принял бюджет. На про­тяжении последних 27 лет туризм финансировался по остаточному принципу. Даже во времена подготовки к ЕВРО-2012 выделялось всего 2,5 млн грн. Что касается последних лет, то финансирование составляет около 30 млн грн. А на канале BBC рекламная кампания стоит от 1 миллиона долларов».

Тут мы от себя заметим, что известный телеканал Euronews, вещающий на 13 европейских языках, долгое время проводил рекламную кампанию Азербайджана ту­ристического. Сколько могла стоить подобная государственная кампания, можно только представить.

В свою очередь, Павел Шеремета считает, что государство, конечно, должно поменять свои подходы к туризму, но все равно ничего не будет без появления недорогих отелей, ресторанов, сферы услуг. Все это должны создать предприниматели. И Запорожья в том числе. П.Шеремета презентовал свой проект «Прорыв», по которому, в частности, Львов стал круглогодичным центром туризма. В его осно­ве — мощная конкуренция в частном секторе туристической отрасли.

«Понятно, что брать кредит на предприни­мательство под 15-18% никто не будет, — отме­тил П.Шеремета. — Нужно привлекать дешевые деньги из-за рубежа, как сейчас это делают в Грузии. Кроме того, существует статистика, что 26 туристов обеспечивают 1 рабочее место. Например, Львов привлекает до 2 млн 600 тыс. туристов в год. Иными словами, это 100 тысяч рабочих мест в сфере услуг».

Антон Тараненко обратил внимание при­сутствующих на проблему возобновления туристического судоходства по Днепру, со­единяющего, в частности, Киев и Запорожье. Это же касается и других рекУкраины, где воз­можен проход даже небольших судов. Подобные маршруты очень востребованы, прежде всего, иностранным туристом.

«ЧЕЛОВЕК-БРЕНД» ДМИТРИЙ ГОРДОН

Если бывшие и действующие чиновники делились опытом и идеями организации туристического бизнеса, то известный журналист и телеведущий Дмитрий Гордон выступил по теме «Человек-бренд». Ведь популярным и привлекательным для туриста может быть не только го­род или достопримечательность, а и некая знаменитость. Дм.Гордон рассказал свою историю.

За весь период своей телекарьеры он взял около 800 интервью у самых известных людей. От, как он сам за­явил, представителей криминала и разведчиков и до топ- политиков и бизнесменов. Денег ему это не приносит, он просто взялся создать своеобразную летопись для тех, кто захочет понять в будущем, какой жизнью мы жили. Ибо часто речь идет о встречах с людьми, которые являлись символами целых поколений.

«Когда-то взял интервью у художника-карикатуриста

Бориса Ефимова, которому было уже 107 лет, а умер он в 108 лет. Это — живая история», — рассказал Дм. Гордон. От­метим, что и в 107 лет Б.Ефимов еще рисовал дружеские шаржи…

«Не все дают интервью, — продолжил телеведущий. — Академику Патону сегодня 100 лет, но он не дает интервью. И выдающийся актер Богдан Ступка вообще не давал ин­тервью. Легендарный Лобановский говорил: «Зачем давать интервью, я уже там» и посмотрел вверх».

Зал не удержался от вопроса: «А как Вы заработали свой первый миллион?». «Еще в конце 80-х — начале 90-х орга­низовывал концерты выдающихся артистов по всей стране. Тогда был только принят закон о кооперации. Помогла ком­муникабельность, напористость, способность уговорить артиста поработать вместе, и это все имело успех».

Гордон считает себя счастливым человеком, только за­метил, что, «как и все украинцы, мечтаю о мире».

Когда аудитория уже расслабилась, последовал вопрос о лысине. «Я создал Партию лысых и босых, — парировал Дм. Гордон. — Как-то на моем Дне рождения певец Андрей Миколайчук («Піду втоплюся у річці глибокій») говорил, что он — лысый, а Надя Савченко — босая, и пригласил ее на танец. Вот так и партия появилась».

В свою очередь, Анатолий Анатолич пошутил, что не все гости Гордона уже сидят, на что Дмитрий ответил, что «Савченко сидит, а вот Саакашвили выслали из страны»…

ХОРТИЦА, «ЗАПОРОЖСТАЛЬ» И ИХ ГОСТИ

Среди других заметных гостей бизнес-форума назовем, пожалуй, двух. Это — Дмитрий Горовенко, шеф-повар и су­дья программы «МастерШеф». Он, как и другие его коллеги по локации «Гастро», провел «мастер-класс».

Дмитрий Шуров тоже не нуждается в особых представ­лениях: солист проекта Ріапобой, а ранее пианист групп «Океан Эльзы», Esthetic Education, «Земфира». Сейчас он — судья «Х-фактора». На отчетном бизнес-форуме Дмитрий стал участником двух дискуссий. В частности, по теме «Фестиваль: взгляд с точки зрения музыканта и зрителя».

Если на этом оставить в покое хедлайнеров форума, то интересным получился «круглый стол» (модератор Алек­сандр Павлов) «Туристическая инфраструктура о. Хорти- цы». Во время жаркой дискуссии гендиректор «Интуриста» Максим Ванат отметил, что «развивать туризм на Хортице возможно только в сотрудничестве государства и бизнеса. Статус Национального заповедника не дает возможности создавать комфортные условия для туристов».

В этом плане и другие представители туристических организаций Запорожья выдвинули свои идеи и претензии как к руководству Заповедника (Максим Остапенко), так и к городским властям. Депутат горсовета Вячеслав Зайцев, который теперь представляет не только Заповедник, но и власть, предложил письменно обратиться к горсовету, чтобы получить помощь в решении существующих проблем.

В свою очередь, начальник управления по вопросам транспортного обеспечения и связи Запорожского гор­совета Александр Власюк не исключил, что в перспективе могут запустить маршрут, который свяжет остров с центром города и поможет большему количеству запорожских и приезжих туристов посещать нашу запорожскую «жемчу­жину».

Напомним, что в прошлом году по итогам I туристиче­ского бизнес-форума наша газета рассказала о проекте Первого индустриального туристического маршрута Укра­ины. Начиная от Чернобыля, через Киев, Днепр, Кривой Рог, Запорожье и завершая Одессой. Похоже, что у орга­низаторов не все получилось (война — это все подчеркну­ли — не способствует туризму). Но в Запорожье к потоку индустриальных туристов готовы. И это наглядно проде­монстрировала «Запорожсталь», пригласив хедлайнеров бизнес-форума в гости.

Ну и в завершение еще немного статистики. В про­шлом году Киев и область посетили 5 млн 684 тыс. ту­ристов. Львовская и Одесская области могут похвастать 2,5 млн и 2,3 млн гостей. Запорожскую область летом посетили 791,3 тыс. отдыхающих. Одним словом, непа­ханое пока поле…

Светлана ТРЕТЬЯК