Олег Григорьев: «Де народився, там і згодився!»

30268
1

Продолжается украинский «священный месяц Рамадан» ­ от   Св. Николая до Крещения. Запорожцы в меру своих сил и возможностей празднуют, поэтому говорить о вещах проблемных не станем. Лучше продолжим знакомить читателя с нашими земляками, которые, без преувеличениястали настоящим лицом Запорожья. А вот  Олег Григорьев, заслуженный артист, бывший художественный руководитель Конного театра ­ вообще лицо Украины! Во всяком случае, на дизайнерских дисках под названием «Люди мира»…

Все начиналось в Ленинграде…

­ Да, был такой диск, ­ улыбается Олег Анатольевич. ­   От США ­ президент, от Украины ­ я. Да и энциклопедии теперь обо мне пишут… Правда, не знаю, насколько я могу соответствовать этому высокому статусу. Ведь я не учился актерскому мастерству, просто начал увлекаться сценой еще с детства. В 4­м классе выступил в ДК Энергетиков со «Стихами о советском паспорте» и получил награду — путевку в пионерлагерь «Чайка» на  о. Хортице.

А родился и вырос я в поселке Верхняя Хортица, буквально рядом с Запорожским дубом. Кстати, прошлым летом меня назначили арт­директором Исторического комплекса «700­летний Запорожский дуб», и это в некотором роде символично. Хорошо, что город заинтересован в сохранении такой площадки как места проведения фестивалей и зрелищных мероприятий. Локация «Запорожский дуб» в этом плане просто великолепна. За короткий срок здесь прошли джазовый концерт, показ украинской программы Театра танца, концерт детских творческих студий. Под патронатом нашей знаменитой рекордсменки Любови Черепахи состоялись двухдневные детские соревнования гиревиков «Ядровий герць».

Как попал в профессиональные артисты? Долог путь… Учился в нашем тогда еще пединституте, но заканчивал  высшее образование уже в Ленинградском институте имени  Герцена. Еще в Запорожье увлекся фокусами. Совершенно случайно тогда мне попалась книга  А. Вадимова, известного фокусника со сценическим именем Али­Вад. В журналах «Юный техник», «Наука и жизнь» тоже интересовался разделами «Фокусы».

И вот в институте я решился и… выступил. Потом в армии, где служил сержантом в ШМАС (школа младших авиаспециалистов), я уже владел достаточным мастерством для выступлений перед сослуживцами. После армии поступил на службу в группу захвата оперативного полка МВД Ленинграда и области. Постепенно продвинулся по комсомольской линии, стал комсоргом полка.

Уйдя из милиции, выступал в Театре музкомедии, в Детском оперном театре, показывал фокусы  на эстраде. Но состоялся как человек и как актер, стал заслуженным артистом Украины именно в Запорожье. «Де народився, там і згодився», как говорили запорожские казаки.

Конный театр и его гости

­ В 1992 году я уже работал в Конном театре, ­ продолжает  О.Григорьев, ­ и очень быстро стал художественным руководителем. Вел программу, насыщал ее диалогами. Последние рождались в процессе выступлений, но сейчас это уже «классика». Например, посвящение в казаки, текст которого даже киевская труппа не меняет. Номер придуман не мной, я ­ соавтор, но реплики, которые говорят уже много лет, мои.

­ Есть снимок агентства «Рейтер», облетевший весь мир, когда Вы плеткой сбиваете шапку с тогда еще премьера Ющенко…

­ Я не только с Ющенко сбивал шапку, ­ рассмеялся Олег Григорьев. ­ Но на самом деле это был шуточный номер. Я, конечно, могу ее сбить с человека, но реально касательно важных персон я этого не делал. Мы просто придумали трюк, чтобы это все красиво выглядело. Но я и сейчас тренируюсь с кнутом, могу даже сбить пепел с горящей сигареты…

Недавно в Германии посвящал в казаки бургомистра города Магдебурга, после чего пригласили на два рыцарских турнира. Хотя меня в индийский  Болливуд тоже приглашали, но как­то не срослось…

Больше 20 лет я был художественным руководителем Конного театра и сам исполняю трюковые элементы верхом на лошади. Начинал ездить еще в армии, а учился у очень известного каскадера Анатолия Ходюшина. Это требовалось для трюковых сцен в «Князе Серебряном» (в прокате ­ «Царь Иван  Грозный», 1991 год), а главную роль исполнил певец Игорь Тальков. Я же участвовал в трюках «падение с лошади», «бой на мечах».

А что касается нашего Конного театра, то в первую очередь запомнилось множество  интересных людей. Вот гениальный актер Богдан Ступка стал казаком, когда занимал пост министра культуры. Очень интересно было посвящать в казачки певицу Надежду Бабкину. Раньше мы с женщинами никогда такого не практиковали. Но тут тот случай, что «гром­баба», как ее иногда величают — это еще не все ее качества…

­ Нужно быть смелым человеком, чтобы решиться на «посвящение»?

­ Конечно! Греческий режиссер, например, даже убежал. Тогда еще был жив президент Бердянского кинофестиваля, известный актер Виктор Степанов. Мы с ним дружили и сейчас дружим с его женой­киевлянкой. Да и вообще во время посвящения всякое бывало. Один темнокожий гость просто упал на пятую точку. Потом рассмеялся, но смех был похож на истерику…  Приглашал меня и «95 квартал». Володя Зеленский позвонил и попросил посвятить в казаки мужа Бабкиной  ­ Евгения Гора. Случилось это на сцене столичного Дворца «Украина».

Фокусы — наше все

­ Я был знаком с очень многими знаменитостями, ­ продолжает Олег Григорьев. ­ С легендарной киноактрисой Зинаидой Кириенко познакомился в 1994 году тоже в Бердянске. А ранее в Ленинграде, показывая  фокусы, я и с Кириллом Лавровым общался. А вот с Мишей Боярским мы даже и водку попивали. Фокусники в Ленинграде — достаточно редкий жанр, их знали все…

Хотя в целом в СССР, кроме Акопяна и Кио, никого не знали. Я в свое время был даже  членом клуба фокусников Москвы, которым руководил Владимир Руднев. Если же говорить о фокусниках, то Владимир Данилин имеет шикарный номер «Карточный  игрок». Молодые ребята, которые выиграли шоу «Украина має талант» или российское шоу «Удиви меня», тоже очень высокого уровня. Ну и, разумеется, фокусники Лас­Вегаса ­ большие молодцы.

О себе скажу, что «прикольно» смотрится Дед Мороз или казак, который показывает фокусы.  Один раз в Харькове меня очень выручило это умение. В день выступления в городе погиб 15­летний мальчик от взрыва в урне заложенного взрывного устройства. Ведущая мероприятия очень боялась, что люди будут пугаться, когда в моем номере стреляет пушка. Пришлось от выстрела отказаться и заменить его, в частности, фокусами. И зрители, и организаторы оказались довольны выступлением.

Замечу, что в Запорожье есть очень известный в мире фокусник, которого в городе никто не знает. Анатолий Резник ­ победитель фестивалей глухонемых фокусников в Америке, Канаде, во Франции. Я же начал общаться с ним в советское время, когда он еще работал на «Моторе». Мастер сделал мне реквизит для микромагии. А адрес его дали в Ленинграде…

«Вольный стрелок»

­  Как я достиг мастерства? ­ отвечает на вопрос Олег Анатольевич. ­ Терпение и настойчивость — вот ключ к успеху. Мастерство же ­ итог постоянных тренировок. Кстати, сейчас я очень увлечен стрельбой из лука. На днях побывал на турнире в Днепре «Рождественские стрелы», единственном в своем роде в Украине. Двое моих внуков тоже стреляют из лука.

Я осваивал лук самостоятельно. Сейчас работаю над способом, которым пользовались монголо­татары при стрельбе с лошади. Усилие при натяжении лука ­ 18 килограммов. А ведь английские лучники, фактически победившие в Столетней войне, стреляли из лука с усилием в 70 килограммов. И вообще лучники и арбалетчики подарили миру массу историй и традиций. Это ­ и Робин Гуд, и Вильгельм Телль, и знак приветствия «Виктория» (V),  который на самом деле демонстрировал врагам перед боем, что мои пальцы (те, которые натягивают тетиву с усилием в 70 кг) со мной!

­  Но сегодня Вы еще и талантливый менеджер?

­  Скорее я ­ лицо объекта, т.е. комплекса «700­летний Запорожский дуб». Хотя, по опыту организации мероприятий, если уж я поставлю цель что­то провести, проблем не будет. Сегодня работаем с директором Народного дома, а заодно и директором туристическо­информационного центра Алиной Ещенко. Наш комплекс входит в структуру Народного дома.

Надеюсь, что читатели «Верже», узнав, что я начал там стрелять из лука и давать мастер­классы, тоже подтянутся к нам. Ведь в планах возобновление поездок молодоженов на комплекс и подготовка для них пусть небольшого, но шоу. Например, посвящение в казаки молодожена при его молодой супруге. А еще там чудесные фотозоны — сено, телеги и прочее. Словом, настоящий  фольк…

Многие запорожцы, которые не были возле Дуба лет двадцать, ситуацию не знают. Нет у нас упадничества и разрухи! Жива еще ветка, которая усыпана листьями и дает желуди. Сейчас наша задача ­ сохранить на комплексе то, что осталось. А я считаю, что нужно сохранить само место. Существует легенда, что казаки именно здесь писали письмо турецкому султану. Да, это ­ легенда, но превратить комплекс в место казацкой славы —  наша общая задача. И города, и всех неравнодушных людей.

Художник

­ Я не зацикливаюсь на одном амплуа, ­ продолжает О.Григорьев. ­ Сегодня я еще и  помощник режиссера Театра танца. Моя супруга здесь ­ директор и художественный руководитель, а я работаю в ее коллективе. Кстати, мне было интересно немного выйти из  образа казака и убедить людей, что я могу быть, например, и древнегреческим царем Миносом. Сыграл Кобзаря в спектакле по «Художнику» Тараса Шевченко. Наш «Художник»  победил в 5 номинациях на театральном фестивале «Сичеславна».

Замечу, что мой отец ­ известный художник Анатолий Максимович Григорьев. Наша знаменитая запорожская художница Наталья Коробова считает его своим учителем. У меня сохранилась картина прежнего Запорожского дуба работы моего отца. Несколько лет назад, уже после его смерти, я тоже начал себя пробовать в написании картин. Пишу маслом, пока под присмотром друзей­художников, и что­то получается…

Очень тяжело пережил смерть отца. Когда мне присвоили звание заслуженного артиста, я подумал, что он порадовался бы за меня. И когда я завершил первую картину, уверен, что отец был бы крайне удивлен, но оценил бы.

А еще я очень люблю фотохудожников. Дружу с Олегом Бурбовским и бываю практически на всех его фотовыставках. Также в хороших отношениях с известным венгерским писателем­фотохудожником Феликсом Мёрне. Он приглашался в Запорожье снимать заводы, когда Евгений Карташов был мэром.

Мы с Карташовыми дружим семьями. Так уж получилось, что его дочка танцевала у моей жены Ларисы. Да и внучке Карташова  ­ Весте Лариса поставила номер по мотивам «Диких танцев» Русланы и сшила ей сценический костюм. Когда певица гастролировала в Македонии, девочка с большим успехом показала свой танец.

Кино и телевидение

­ Кроме конных трюков в «Князе Серебряном», приходилось сниматься и в других фильмах,  ­ рассказывает Олег Григорьев. ­ В частности, как сказал режиссер «Ивана Силы» В. Андриенко, мы вместе с Василием Вирастюком и Дмитрием Халаджи вошли в историю…

Я играл в украинском фильме «Дума про Тараса Бульбу» (2009 г.). Еще один знаковый фильм ­ «Казак и смерть» запорожского режиссера Антона Жадько, который взял 3­й приз на кинофестивале в Голливуде.

Еще в советское время снимался в фильме «Криминальный талант»  (с Александрой Захаровой) в эпизодической роли ресторанного шулера. А вообще в съемках впервые участвовал в Запорожье пятнадцатилетним — на «Запорожтрансформаторе», но названия фильма уже не помню.

И с телевидением тоже дружу — например, был победителем кулинарного шоу на ICTV, а на УТ­1 начал снимать пилотный проект кулинарной программы с Виктором Андриенко. Моя фишка в том, что я умею украшать блюда. Многие друзья приглашали меня заранее на банкет именно как специалиста по украшению. И кулинарное шоу я выиграл только лишним баллом за презентацию. Увлекаюсь карвингом, т.е. вырезанием украшений из овощей и фруктов.

 *  *   *

Прошлый год был непростым для меня. Но здоровье восстановилось, а главное ­ именно в 2018­м я по­настоящему узнал, что меня любят в городе. Спасибо вам, запорожцы, и новых радостей в новом году!

 

Светлана Третьяк