Работа на чужбине – разочарование или хороший результат? Запорожцы рассказывают, «как оно там»

1364
0

В прошлом году количество украинцев, постоянно работающих за рубежом, превысило отметку в 3 миллиона. По информации Госпогранслужбы Украины, в этом году наблюдается новая волна миграции украинцев, отправившихся на поиски материального благополучия в соседние страны. К середине этого года специалисты прогнозируют еще более впечатляющую цифру украинских гастарбайтеров за рубежом.

Мы решили узнать у запорожцев, отправившихся за хорошими зарплатами в ближнее и дальнее зарубежье, как живется-­работается на чужбине, с какими трудностями пришлось столкнуться, насколько оправдались самые смелые чаяния и развеялись некоторые иллюзии?

 

Не от хорошей жизни

Чего же ждут запорожцы (и украинцы в целом) от зарубежных поездок не с туристической целью? Естественно, хороших заработков. Однако оправдает ли ожидания реальность, зависит не только от правильной подготовки к поездке и удачи, но и от внутреннего настроя.

­ В первый раз мы с мужем отправились в Польшу околох лет назад, конечно, как и все, чтоб заработать, при минимальной тогда зарплате в Украине в 1150 грн. Конечно, когда мы жили в съемной квартире, нам, молодой семейной паре, хотелось большего ­ как минимум своего жилья. Вот эта мотивация и сподвигла ехать на заработки, поскольку мы знаем наверняка, что здесь (в Запорожье/Украине) так просто на квартиру не заработать. Сейчас, спустя время, мы понимаем, что даже там первая работа была плохо оплачиваемой, но тогда наш заработок нас устраивал, ­ рассказала запорожанка Анна, и сейчас работающая в Польше (под Вроцлавом).

Если верить статистике Государственной миграционной службы Украины, поток трудовых мигрантов в Польшу в прошлом году вырос примерно в 1,5­2 раза. Казалось бы, «безвиз» несколько облегчил проблему трудоустройства за рубежом, но касается это исключительно краткосрочных сезонных работ. В остальном ничего не изменилось – для работы в Европе нужна рабочая виза.

­ Трудоустраивались мы через агентство, которому доверяем, работаем через него и по сей день. Мы сменили уже три места, и что я могу сказать? Всегда будут какие­-то «сюрпризы», например, хорошее жильеплохая работа, хорошая работамало рабочих часов и т.д. Нужно понимать, что никогда все не будет на 100% так, как пообещали в агентстве, ведь их цель –  просто предоставить работу, но они не знают всех нюансоввсе становится ясно уже на месте, ­ говорит Анна. Пара за три года успела поработать в супермаркете на выкладке товара, на заводе пластиковых деталей и даже на фабрике мороженого.

Почему в Польше заинтересованы в трудовых мигрантах из Украины? Вероятно, из­-за оттока рабочей силы среди местного населения. Говорят, в Польше украинцев не любят, потому что те составляют неравную во многих отношениях конкуренцию, как минимум, снижают планку оплаты труда. В то же время поляки в поисках лучшей жизни уезжают в Ирландию, Канаду, Голландию (благо, гражданство Польши дает возможность легально работать в этих странах). Ну а запорожцы, работающие в Польше, с которыми нам довелось пообщаться, отмечают благожелательное отношение поляков к украинцам, развеивая миф о «великой» вражде.

Второй плюс работы в Польше – стремительный рост экономики данной страны. Именно он провоцирует возникновение огромного количества рабочих мест.

Начало пути

Впрочем, мотивации для жизни и работы за рубежом у запорожцев не только денежные. Часто за границу едут за качественным образованием. Так случилось в жизни нашей читательницы Инны, которая отправилась в Варшаву вслед за сыном, который захотел там учиться.

­ Мы уже полтора года живем в Варшаве, с того момента, как сын закончил 9 класс и захотел поступить в колледж. Идея учиться здесьего, а я поехала с ним, предварительно окончив курсы ногтевого дизайна. Почему именно эти курсы? Мне это направление всегда было интересно, я также планировала за границей работать в этой сфере. Сын поступил в колледж, а я, окончив интенсивные языковые курсы, устроилась в салон красоты. По дому, конечно, с сыном скучаем, но я часто прилетаю в Украину. Свою жизнь в Варшаве я бы назвала комфортной, город очень удобный для жизни, так как не похож на другие столицы, ­ делится своей историей Инна.

Как рассказала нам Татьяна, проработавшая в Португалии «пятилетку», какой бы ни была цель поездки, стоит начать не только с изучения жизни страны и подготовки документов, но и с правильного морального настроя.

­ Я слышала, что в Португалии можно неплохо заработать и люди требуются. Здесь, в Запорожье, я начала копить деньги на поездку. Для этого устроилась на три работы, чтобы хоть что-­то собрать и отправиться со знакомой на заработки. Я работала там пять лет, за эти годы пробовала себя в разных сферах, но, в основном, это был неквалифицированный труд: мыла посуду в ресторанах, работала уборщицей, присматривала за одинокими престарелыми людьми.

За эти годы я заработала на две квартиры в родном Запорожье, одну из которых сейчас сдаю, а также на мебель. Еще я немного оставила на счету в банке, чтобы небедно жить хотя бы первое время здесь, ­ отмечает запорожанка.

Что касается перспектив относительно пмж, далеко не всем везет и подходит такой вариант.

­ Остаться в Португалии, конечно, не думала. Мне 55 летвыйти замуж за местного и осесть здесь я не планировала. И домой хотелось. В Португалии я получила то, за чем приехала: достойный заработок за нелегкую работу. Да, работать приходилось много, а тратить очень экономно, но я поехала туда не отдыхать, ­ констатирует Татьяна Григорьевна.

Запорожская активистка Юлия Глимязенко рассказала нам о своем отце, который отправился работать в Литву из­-за невыносимого эмоционального выгорания и отсутствия материального стимула на здешних работах:

­ Мой папа работал в Запорожье и на госпредприятии, и водителем маршрутного такси, чтобы свести концы с концами. И вот его знакомый, который работает в Литве (г. Мариямполе), предложил ему приехать туда (нужно было водить фуру).  Несмотря на то, что у отца не было опыта вождения такого авто, но был колоссальный опыт работы за рулем, он с радостью согласился ­ собрал документы, открыл визу и поехал.

Конечно, сначала он говорил, что трудно справиться с технической частью такого высокосовременного транспортного средства, в котором куча разных кнопок, и чувствуешь себя, как в космическом корабле. Но, вспоминая низкооплачиваемую монотонную работу в Запорожье (на «убитом» транспорте), он не жалеет о своем выборе. Работа дальнобойщиком в Литве отцу нравится и полностью устраивает его, ­ рассказала Юлия.

Запорожанка говорит, что после прозябания за рулем запорожской маршрутки и на заводе в отца как будто вдохнули новую жизнь: ему интересно изучать новый транспорт, новых людей и новые дороги, на которых, кстати, нет ни одной трещинки.

­ Там очень высокий уровень культуры и придерживаются санитарных норм. Например, отец перевозил круассаны, и для того, чтобы пересечь порог супермаркета с хозяйственного входа, ему нужно было переодеться/переобуться и надеть чепец. И это чтобы только пройти в подсобное помещение. Также в Литве ответственное отношение к охране труда. Мой отец может долго находиться за рулем, но у них работает специальный прибор, который делит рабочие часы: к примеру, после каждых трех часов езды положен час отдыха. Здесь как водитель маршрутки он совсем не отдыхал в течение дня (суток) ­ разве только 3 минуты «на отстое».       

Часто люди не представляют, какая работа их ждет за рубежом. Они надеются на легкую жизнь, а когда сталкиваются с тем, что нужно работать много часов, просто не справляются. У отца такого нет: он привык много работать, поэтому объемы работы там его не пугают, ­ поделилась Юлия.

«Как оно там»

«Там хорошо», ­ считает запорожская художница Юлия Решетник, работавшая 8 месяцев в Польше (г. Гданьск) над знаменитым фильмом «Ван Гог. С любовью, Винсент».

— Мне несказанно повезло и с работой, и с людьми. У нас сформировалась настоящая команда, мы вместе не только работали, но и отдыхали, на пятерых снимали квартиру. Гданьск и его жители прекрасны. Я ни разу не сталкивалась с хамством или неприятием со стороны поляков. Может, мне просто повезло, но я видела солнечные лица удовлетворенных людей. Особенно меня поразили пенсионерыэто счастливые люди, которые не только достойно живут, но еще и путешествуют. В Польше совсем другой уровень жизни, нежели в Украине. Поляки в основном просто живут, наслаждаясь работой и досугом, а не выживают, как украинцы. Мне, конечно, было тяжело возвращаться домой, — поделилась художница.

Анна, работающая с мужем под Вроцлавом, говорит, что уровень жизни в Польше завидно высок:

­ На одну зарплату, живя в Польше, можно снимать квартиру, хорошо питаться, одеваться, еще и путешествоватьДа что тут говоритьможно купить крутую «плазму», на которую, живя в Украине, нужно копить и копить

Инна, проживающая в Варшаве с сыном, также радуется высокому уровню культуры поляков:

­ Варшава, если сравнивать с Киевом, показалась мне небольшой, но современной, со множеством прекрасных парков. Здесь нет маршруток, а перечень остановок и расписание транспорта можно увидеть на автобусных остановках, что очень удобно. Люди одеваются по­-европейски скромно, также они очень отзывчивы ­ за все время я не заметила негативного отношения к иностранцам, ну и к себе в том числе, хотя работала в польском коллективе.

Ключи к успеху за рубежом

Эксперты отмечают, что, несмотря на то, что украинцы всегда искали лучшую жизнь за рубежом, только за последние годы трудовая миграция приобрела лавинообразный характер. Кроме того, если раньше люди, заработав за границей, возвращались на родину, то сейчас они предпочитают обустроиться навсегда за ее пределами и забрать к себе своих близких.

­ В Варшаве для иностранцев широкий спектр работ, но очень важно знание языка. Сын, находясь в польском коллективе, обзавелся множеством друзей, которые хорошо к нему относятся. Уровень жизни в Польше сравнительно выше, человек на свою зарплату (пенсия, как ее называют в Польше) может нормально жить. Я заметила, что пенсионеры, среди которых многие старше 90 лет, позволяют себе помощницу по дому.

Вообще, живется в Польше хорошо, ожидания по заработкам именно в данной сфере были оправданы, хотя в Украине услуги ногтевого сервиса стоят гораздо дороже: наши девушки и женщины больше любят ухаживать за собой. Но польки это знают и стремятся тоже развивать индустрию красоты. Мой польский язык еще далек от идеала и трудно мне дается, но я работаю над этим. В заключение хочу сказать, что при свободном владении языком открывается широкий спектр профессий и можно найти работу, которая будет не только высокооплачиваемой, но и придется по душе, ­ отмечает Инна, подчеркивая, что при хорошем устройстве в чужой стране и знании языка, есть соблазн задержаться здесь надолго.

Об этом же преимуществе говорит и Анна:

­ Хорошо, если знаешь местный язык. Когда мы его выучили, перед нами открылись многие двери. Знание языкаэто большое преимущество, которого нет у других наших коллег-­украинцев.

По сведениям чиновников, в Украине масштабы трудовой миграции достигли угрожающего уровня для будущего украинской экономики, написал как­-то в Facebook глава Совета Национального банка Богдан Данилишин. Он напомнил, что в отчете прошлого года отмечалось, что доля мигрантов среди населения в возрасте 15-­70 лет составляет 8%.

В свою очередь, вице­пре-мьер-­министр Украины, глава Национального трехстороннего социально­-экономического совета Павел Розенко заявляет, что государство должно удерживать квалифицированные кадры в стране, поднимая уровень зарплаты до отметки, близкой к уровню дохода в тех странах, в которые украинцы выезжают на заработки. Однако, как видим, на сегодняшний день Украина далека от таких перспектив… 

Ева Миронова