Артистки ТЮЗа влюбили в себя публику и довели ее до слез!

1014
0

Запорожский театр юного зрителя этой весной щедр на премьеры и на днях представил очередное творение – «Все о женщинах» ­ комедию по пьесе современного хорватского драматурга Миро Гаврана.

Когда произведение о женщинах пишет мужчина, это всегда означает, что будет изложен взгляд со стороны: предположения и догадки автора, поэтому радует тот факт, что за постановку пьесы в нашем городе взялась женщина – Анастасия Макаренко. При моем большом уважении к ТЮЗовским режиссерам мужчинам, я все­таки убеждена, что только женщина сможет понять, что чувствует другая женщина, равно как и мужчины понимают друг друга. И дело не в нежелании, а исключительно в образе мышления и самостоятельном проживании похожих ситуаций. Подключиться к коллективному женскому эгрегору и вникнуть в суть проблемы, зная не по «учебникам», о чем идет речь, как раз под силу мудрой женщине определенного возраста, на котором мне бы хотелось сделать акцент.

Думаю, тема «30+» очень интересна c точки зрения богатой палитры классических для этого периода женских сценариев. И, видимо, неспроста особой популярностью она пользуется в кинематографе. Такие истории, как «Секс в большом городе», «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…» и похожие ­ раскрывают всегда актуальные, а иногда до боли знакомые вопросы в жизни взрослой женщины. Именно ближе к сорока она начинает расцветать и шлифовать грани своей личности. Она по­прежнему молода и красива, но уже не наивна, она самодостаточна; умеет строить карьеру или успела создать семью и родить детей, а зачастую – совместила и то, и другое; узнала вкус любви, предательства и потерь, но собрав волю в кулак, идет вперед, и если не предала себя, становится только лучше, красивее, интереснее…  И, несмотря на типичные для каждого из нас в этом возрасте проблемы, важно, чтобы мы учились их решать красиво и становились мудрее… Согласитесь, здесь есть, о чем рассказать и где развернуться режиссерской мысли!

Интересное отличие именно этой истории в том, что она демонстрирует сложность не разнополых взаимоотношений, а именно ­ между женщинами, ведь каждая из нас играет в своей жизни много ролей – матери, дочки, сестры, подруги, коллеги и т.д., и ежедневно мы соприкасаемся с такими же образами в лице других женщин. Режиссер Анастасия Макаренко, на мой взгляд, подобрала артисток на главные роли со стопроцентным попаданием в цель!

Ольга Петровская, Олеся Плахоткина и Елена Денисенко в своих амплуа великолепны! Во­первых, потому, что играют самих себя – глубину личности девушек «за тридцать» сложно передать двадцатилетним, ведь собственный прожитый опыт, согласитесь, всегда будет передан более искренне, чем любой другой образ. Ну, а во­вторых, профессионализм этих артисток находится на том высоком уровне, когда сыгранные ими роли априори не оставляют зрителя равнодушным. Сама пьеса – очень сложная как для постановки, так и для исполнения. Дело в том, что она состоит из пяти новелл, части которых раскрываются постепенно, а впоследствии оказывается, что новеллы тесно связаны между собой. Каждая из артисток в спектакле одновременно играет нескольких женщин, возраст которых от четырех до девяноста лет! И эти переходы от одной сцены к другой по задумке автора должны осуществляться очень быстро. Просто с молниеносной скоростью актрисы меняют образы и с таким же темпом «раскачивают» эмоциональный диапазон зрителя. Чувства зрителей словно находятся на американских горках! Я в первый раз столкнулась с подобным – ты искренне смеешься, а через минуту плачешь, потом все повторяется по кругу. Этот контрастный душ из эмоций, скажу я вам, дорогого стоит! Он непривычен и интересен! В такие моменты, кроме внутренних осознаний и трансформаций, тебя посещает вопрос – как? Как актрисы так быстро и искусно перевоплощаются? Их метаморфозами гордится и главный режиссер ТЮЗа, заслуженный деятель искусств Геннадий Фортус:

­ Во время просмотра я любовался, как артистки искусно владеют профессиональным мастерством, как моментально меняют образы! К тому же они смогли глубоко воздействовать на публику. Как говорил Олег Табаков, в театре зритель не должен пребывать как в музее, важно, чтобы с ним происходили внутренние метаморфозы. Артистки воздействуют на зрителя, провоцируют его чувства и внутреннюю борьбу. Я уверен, что этот спектакль будет пользоваться большим спросом, его ждет зрительская любовь!

Жанр пьесы заявлен автором как комедийный, однако некоторые новеллы действительно призваны разбавить веселье. Поклонники Запорожского ТЮЗа знают, что его художественный руководитель Геннадий Фортус давно сформировал эстетику театра, которая заключается не только в профессиональной и качественной подаче материала, но и в формировании нравственных принципов и ценностного восприятия зрителя. В разноцветной веселой обертке может оказаться горькая пилюля, которую периодически придется проглатывать, чтобы очищать свою душу эмоциями и важными мыслями. Как же смеялся зал, когда актрисы превратились в четырехлетних девочек в детском саду! Их речь в стиле «от двух до пяти» Чуковского и поведение, словно сошедшее с роликов  YouTube, довели зрителя до коликов! И как резко всем стало не до смеха, когда Ольга Петровская неожиданно передала душевную боль малышки, мама которой занята карьерой и совершенно не уделяет ей время. Девочка с распахнутым взглядом читает на утреннике дрожащим голосом в честь мамы стих:
«…Мама все простит, мама все поймет,  и на помощь мама вовремя придет!…» И под эти строки с застывшими на глазах слезами ищет в зале «среди родителей» свою маму, которая… к ней не пришла… И пока зритель вытирает слезы, а кто­то молча вздыхает от собственных болевых точек ­ «контрастный душ» продолжается! Артисты знают, что у пришедших на спектакль будет время подумать, а пока важно успеть дать как можно больше «пилюль»… Это просто удивительно, но то, что с коммерческой целью помещают в бесконечные сериалы – режиссер и артистки Запорожского ТЮЗа раскрыли за два часа!

Много жизненных сценариев и вопросов подняли создатели этого спектакля.  Инстаграмная жизнь напоказ… Карьера или семья? Дружба или любовь? Зависимость взрослой девушки от матери или свобода? Существует ли женская дружба?  Можно ли простить предательство со стороны родного человека? Возможна ли счастливая старость? И другие… Все образы были яркими и запоминающимися. Красиво, с гротеском артистки сыграли «махровых карьеристок», у которых есть бриллианты на каждом пальце, но нет счастья в личной жизни, ведь они ее обесценили:  «Ты хранишь верность своему мужу?»  – «Конечно! По несколько дней!» Их мысли заняты только новыми должностями, на похоронах подруги они смеются и обсуждают купленные туфли, забывают и пропускают важные события в жизни своих детей… Да­да, вот вам и звенья одной цепи – среди них та самая мама малышки из сада…

Каждая история заслуживает внимания, однако, судя по реакции зрителя, отдельно стоит выделить новеллу «Любовь» ­ старшая сестра Ясна (Олеся Плахоткина) «увела» у младшей Нены (Ольга Петровская) любимого человека, за которого вышла замуж, и родила двоих сыновей. Этого ей не смогла простить Нена, поэтому прекратила общение с сестрой. Уже долгое время их пытается помирить мама (Елена Денисенко). Ей очень хочется видеть их обеих на своем 60­летнем юбилее, и она приглашает сестер на праздник. Есть ли шанс что­то исправить в такой ситуации? Именно в этой пьесе наиболее драматично все три артистки раскрыли характеры персонажей. Олеся Плахоткина настолько ярко прожила на сцене внутреннюю боль своей героини, что многие зрители вытирали слезы от увиденного. Ольга Петровская показала всю психологическую тяжесть, «лежащую» на плечах Нены. Как простить предательство двух самых близких людей? Как собрать себя по частям и жить дальше? А их «мама» Елена Денисенко все эти годы живет с «сердечной раной» из­за этой ситуации в жизни дочерей… Развязка непредсказуема, но, по­моему, в зале плакали все!

Своими комментариями с нами поделились режиссер и артистки:

Олеся Плахоткина: «Я уверена, что женщинаэто восьмое чудо света! Женщина за тридцатьэто роза, которая расцветает, и для того, чтобы увидеть, как она цветет, нужно дождаться, нужно доигратьЯ хотела донести до каждого зрителя, что женщина имеет право быть многограннойи слабой, и сильнойЖенщину обижать нельзя, иначе нежный цветок создаст атомную войну».

Ольга Петровская: «В каждом сыгранном нами образесвоя доля любви, которую несет по жизни женщина. Я хочу, чтобы зритель от пьесы получил удовольствие, чтобы увидел в наших героинях себя и понял, что в своих жизненных проблемах женщина не одинока, они есть у всех, но эти проблемы решаемы. В любом возрасте можно получать от жизни удовольствие. Я хочу, чтобы после этого спектакля, выходя из зала, каждый задумался, что для него в жизни главное, а чтовторостепенное…»

Елена Денисенко: «Спектакль уникален по своей структуре, он больше похож на художественный фильм, в подобных постановках я еще не игралаЭтоновый удивительный опыт очень быстрых перевоплощений! У меня сложилось впечатление, что на репетициях я словно подключалась к потоку женского эгрегора, из которого черпала определенные настроения. Надеюсь, зритель получит удовольствие от нашей работы».

Режиссер Анастасия Макаренко: «Яначинающий режиссер, и эта пьесамоя дипломная работа. Я взяла этот материал, потому что сама нахожусь в том самом среднем возрасте, когда накоплен определенный жизненный опыт и им хочется поделиться, актрис я подбирала по тому же принципу. Мы хотим, чтобы и женщину поняли, и чтобы сама женщина осознала, что онаоснова этого мира, вокруг нее он строится, и ее главная задачанести в мир любовь, быть созидающей силой…»

Ксения Шаповалова, фото автора