Ни тоски, ни любви, ни жалости: запорожские дети играют в жестокие игры

5021
0

Подростковый возраст у школьников наполнен не только разными событиями – от новых академических открытий до налаживания коммуникативных связей, – но и ежедневным познанием жизни в психо-эмоциональном аспекте. И, несмотря на то, что родители, как правило, уделяют больше внимания успеваемости своих детей, чем их взаимодействию с окружающим миром, зачастую последнее гораздо более важно для самого ребёнка.

Именно от погоды в коллективе зависит состояние каждого его звена. И наоборот –каждый участник коммуникативного процесса делает её – погоду.

Жажда крови

Ежедневные течения в школьном классе – отнюдь, не всегда гольфстиримы. Даже под маской кажущегося благополучия «хорошего» класса может скрываться, как минимум, один «мальчик для битья» – несчастная душа, затравленный, отверженный – ребёнок, над которым не только потешаются более сильные особи стаи, но и откровенно издеваются над ним.

Все чаще нам приходится слышать о буллинге в запорожских школах. Жестокость детей часто переходит все границы. Драки между школьниками и психологическое насилие могут нанести непоправимый вред ребенку.

Что же такое буллинг? Как рассказала Верже психотерапевт, директор консалтинговой компании «Пситрон» Анна Пришутова, буллинг – это систематические действия «буллера» (одного человека или группы) по отношению к «жертве» (одному из членов коллектива), практически всегда при пассивной поддержке остальных. Издевательства, травля, запугивание, физическое насилие, изоляция, публичное проявление недоверия. Ситуативное, то есть периодическое, проявление тех же форм поведения буллингом не считается.

На такие действия, с точки зрения психофизиологии, способны люди, достигшие определенного возраста. В дошкольном возрасте очень редко дети проявляют способность к длительному поддержанию устойчивых связей, редко длительно удерживают одну линию поведения, часто происходит смена эмоционального фона – поэтому маловероятно, чтобы в этом возрасте кто-то систематически подвергался травле, — отмечает психотерапевт.

Буллинг возможен в самых разных по возрастному критерию и по роду деятельности коллективах. По различным данным буллингу подвергаются от 47% до 11% детей школьного возраста. Этот период с максимальным уровнем и по частоте встречаемости, и по глубине последствий.

— С одной стороны, в этом возрасте детям крайне необходимо самоутвердиться в коллективе сверстников, любой ценой. Буллерами чаще всего становятся дети с низким уровнем принятия, заботы и доверия в семье. С другой, дети не обладают еще устойчивой внутренней позицией относительно событий окружающей жизни, внутренней оценкой собственной личности, они очень ранимы и легко теряют эмоциональное равновесие. Жертвой буллинга становятся дети чувствительные (которые дают явную реакцию на попытку оскорбления), выделяющиеся из общей массы одноклассников (с самыми хорошими или самыми плохими результатаи в учебе, самые красивые или имеющие недостатки во внешности, с осоенными интересами или особенностями в речи,…), дети с низкой самооценкой (так легче получить эмоциональный всплеск в ответ на угрозы), — констатирует Анна Пришутова.

Опасность травли и что делать

Если родители замечают повышение тревожности ребенка, снижение желания идти в школу, порчу или исчезновение вещей, нарушение сна, снижение успеваемости и аппетита, иногда потерю интереса к увлечениям – надо всерьёз задуматься о буллинге.

Анна Пришутова отмечает, что это явление частое, объяснимое (в том числе, некоторыми особенностями возраста и нюансами коммуникации в коллективе), но это отнюдь не норма.

— Его, конечно, надо пережить. Но ребенок имеет право и должен получить помощь и поддержку в сложной для него ситуации. Иначе мы рискуем самооценкой ребенка, его способностью отстаивать свои убеждения, свои интересы и место в жизни, да и вообще, доверием ребёнка к миру в целом. Буллинг не любит эмоциональной устойчивости и публичности. Чем меньше ребенок реагирует на чьи-то попытки вывести его из состояния равновесия, тем быстрее эти попытки прекращаются. Если ребенок дает нестандартный ответ, тоже получает хороший эффект (если речь идет о ситуации, когда ребенка дразнят). Если ребенок уверен в себе, это чувствуется, и он реже может стать объектом для буллинга.

Если родители понимают, что их ребенок подвергается травле, необходимо разговаривать и с ребенком, и с учителями. Лучшая защита, которую могут предложить родители, – это укрепление чувства собственного достоинства и независимости ребенка и его готовности принять меры в случае необходимости.

— Необходимо обсуждать и практиковать безопасные, конструктивные способы реагирования ребенка на слова и действия хулигана. Можно вместе придумывать основные фразы, которые ребенок может сказать обидчику, например: «Твои слова неприятны», «Оставь меня в покое» или «Отстань».  Если ребенок подвергается физическому насилию или кибербуллингу, рекомендуют обращаться в правоохрантельные органы, — считает психотерапевт.

Травля со стороны взрослого, учителя (хочется верить, что это, скорее, исключение из правила) также должна решаться на уровне администрации заведения или правоохранительными органами.

— И еще раз хотелось бы подчеркнуть: легче справляются со сложными ситуациями в коллективе люди с хорошим базовым доверием к миру и с достаточным уровнем уверенности в себе, — говорит психотерапевт.

Когда в травле участвуют взрослые

К сожалению, буллинг определённого ребёнка в школе – не является прерогативой и «малолетним» непониманием его сверстниками. Несмотря на редкость такого явления, как мы уже упоминали выше, случаются и ситуации, когда ученика, мягко говоря, невзлюбили учителя. В редких случаях в разборках может участвовать и руководство школы, вытесняя из среды «гадкого утёнка» (по их критериям, разумеется).

Именно такая ситуация имела место в одном из запорожских учебных заведений. На днях в 47-й гимназии, что находится в Заводском районе, произошёл скандал по поводу травли одного из учеников, где было замешано руководство учебного заведения. Как рассказала Верже мама мальчика Виктория Конарева, сейчас семья ждёт ответа по этому вопросу от департамента образования районной администрации.

— Мой ребёнок в феврале 2019 года подвергся во время учебного процесса буллингу со стороны директора и завуча, они его допрашивали в закрытом кабинете около 40 минут, домой он пришёл в шоковом состоянии. После вызвали меня в школу, и заявили что он нетрадиционной ориентации и что мне нужно сменить школу, иначе меня лишат материнских прав, — рассказала Виктория.

После того, что случилось, мама мальчика написала пост об этом на своей странице в сети Фейсбук.

— Я отвела своего ребёнка к сексопатологу и к психологу, они опровергли слова директора и завуча. Далее давление уже оказывалось и на меня со стороны учителей. (запись телефонных разговоров есть), — пишет запорожанка.

Виктория обратилась ко всем родителям, чьи дети также были обижены и пострадали в 47-й гимназии, а также те, кто в итоге забрал документы с этой школы.

— Вместе мы добьёмся справедливого наказания, и искореним этот беспредел, — написала мать пострадавшего ребенка.

В комментариях к посту отозвались и те, кто также пострадал от действий сотрудников заведения. Некоторые даже знали обидчиков пофамильно.

К вопросу освещения ситуации подключились местные СМИ. Прокуратура Запорожской области также отреагировала на сообщения о буллинге в гимназии № 47. Данные о происшествии внесены в ЕРДР, по факту открыто уголовное производство по ч. 2 ст. 161 УКУ. Ведутся необходимые следственные действия.

Закон и порядок

Как же решается вопрос буллинга в наших школах с точки зрения закона? Напомним, что в прошлом году Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о противодействии буллингу (травле)» (№ 8584). За это решение проголосовали 228 нардепов.

Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнен статьей 173-4, предусматривающей, что «буллинг (травля), то есть деяния участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица или таким лицом в отношении других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был нанесен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего, влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 850 или 1700 грн) или общественные работы на срок от 20 до 40 часов».

Если травля совершена группой людей или повторно в течение года после наложения административного взыскания, то штраф составит от 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 или 3400 грн) общественные работы на срок от 40 до 60 часов.

Закон также определяет наказание за травлю, совершенную малолетними или несовершеннолетними детьми в возрасте от 14 до 16 – наложение штрафа на родителей от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или общественные работы на срок от двадцати до сорока часов.

Есть также ещё один пункт, касающийся осведомлённых и ответственных взрослых. Так несообщение руководителем учебного заведения уполномоченным подразделениям органов Национальной полиции о случаях буллинга участника образовательного процесса влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до одного месяца с отчислением до 20% заработка.

В законе определены типичные признаки буллинга, среди которых систематичность (повторяемость) действия; наличие сторон – обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии); действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика, и/или причинение социальной изоляции пострадавшего.

В то же время эксперты сомневаются, что штрафы за буллинг помогут исправить ситуацию. Отмечается, что в мире подвергается травле около 150 млн детей – каждый второй ученик в возрасте от 13 до 15 лет.

Отметим, что в Запорожье в этом году уже случился прецедент, когда 13-летнего школьника, который угрожал своим ровесникам и отбирал у них мобильные гаджеты, на два года решили отправить в специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков. Данное решение принял Хортицкий районный суд. Прокуратура сообщала, что в течение 2018 года подросток, используя каждый раз новую схему, угрожая, а также применяя физическую силу, отбирал мобильные телефоны и другое имущество, которое находилось в пользовании малолетних детей. От таких действий пострадали восемь подростков.

По данным Минздрава Украины, 67% украинских школьников в возрасте 11-17 лет сталкиваются с постоянным буллингом. Дети, которые испытывают буллинг, имеют не только эмоциональные, психологические, социальные проблемы, а также находятся в зоне риска совершения самоубийства. По словам специалистов, буллинг также встречается во взрослых коллективах, однако следует помнить, что такое поведение формируется еще в школе, в младшем подростковом возрасте. Именно в школе складываются определенные ролевые отношения среди детей «лидер-аутсайдер».

Детство и подростковый возраст наших детей – очень хрупкий период, заставляющий задумываться, о том, как мягко и ненавязчиво его защитить, не навредив при этом. Внимание к ребёнку – его состояниям, настроениям, проявлениям и откровенный разговор – это решение половины проблемы.

Ева Миронова