Чем живет детская железная дорога сегодня

2508
0

Одним из наиболее известных мест детского досуга, учебы и отдыха в Запорожье является Детская железная дорога (ДЖД). Сюда приезжают семьями, ведь ДЖД — это зоопарк, ботанический сад, станция юных техников и парк с одним большим «аттракционом» — прогулочной железной дорогой уменьшенных размеров. А обслуживают ее, под чутким руководством инструкторов, дети в возрасте от 11 лет
Немного истории
Первой в мире ДЖД считается Тбилисская (Тифлисская), открытая в 1935 году. В Украине до войны успели создать всего две подобные дороги ­ в Днепре и… Мелитополе. Последняя была окончательно закрыта в 1941 году. По рассказу старожилов, рельсы были разобраны гитлеровцами и вывезены с оккупированной территории в Германию.
Запорожская детская железная дорога — одна из восьми ныне действующих в Украине — была открыта в 1972 году. Сегодня здесь занимаются дети с 6­го класса в течение 4­х лет обучения. Специальности — вагонники, путейцы, машинисты, проводники, дикторы и т.д. В основном, занятия проходят по субботам и воскресеньям, но в отдельные дни, по графику, их организовывают и после уроков. А вот в период с 1 июня по 31 августа дети проходят практику по специальности, т. е. обслуживают и перевозят пассажиров.
Юный возраст в 1970-­х не помешал Запорожской ДЖД достичь заметных успехов даже на союзном уровне: в 1981 году была выдана грамота ВДНХ в Москве. Чтобы оценить сегодняшний уровень юных запорожцев и их наставников, стоит посмотреть на итоги последнего смотра (2014 год) украинских ДЖД в Харькове. Представители Запорожья одержали победу в четырех из пяти номинаций.
Мы написали «представители Запорожья», и тут же остановились. Город, а точнее, городские власти в настоящее время никакого отношения к ДЖД не имеют, хотя в недавнем прошлом было все иначе. Живет она благодаря поддержке представителей Приднепровской железной дороги. А чиновники? Если раньше и помогали, то сейчас даже мелочные обещания касательно машины с асфальтом и двоих рабочих, чтобы его уложить, обычно остаются лишь обещаниями.
Мало того, представители некоторых крупных запорожских предприятий, которые дают прибыль их владельцам, сумели «выбить» льготы на земельный налог, а представители ДЖД платят его в полном объеме. А это 7 миллионов гривен в год, т.е. 200 тысяч взрослых запорожцев должны купить билеты стоимостью 35 гривен, чтобы хотя бы уплатить этот налог! Вот это забота представителей горсовета и о детях, и о взрослых, да и о городской экскурсионной достопримечательности, которой давно стала ДЖД.

Впечатления
Корреспондент «Верже» побывала на Запорожской детской железной дороге в начале мая. Красота! Много деревьев, кустов и цветов ­ сирень, сакуры уже отцвели (их около 10), радуют глаз магнолии, розарий. Словом, территория ухожена, изменения к лучшему ­ налицо. К сожалению, Михаил Черненький, директор ДЖД, посчитав предыдущий материал журналистов газеты относительно состояния дел на ДЖД некорректным и необъективным, от интервью отказался.
Если не брать во внимание этот факт, нам был оказан радушный прием, сотрудники обо всем рассказали и все показали. ДЖД работает по субботам, воскресеньям и в праздничные дни, а с 1 июня будет открыта 4 дня в неделю. И еще, наша дорога единственная в Украине, которая работает круглогодично.
На ДЖД 10 инструкторов, каждый ведет кружки по своим специальностям. Сейчас в них занимаются 1230 детей, а за 10 лет было подготовлено около 3600 юных железнодорожников. Примерно 40­50% воспитанников ДЖД в дальнейшем связывают свою жизнь с железной дорогой.
На предприятии 47 сотрудников. Это и технические работники, и инструкторы, в штате есть даже художник. Работа продолжается изо дня в день, все по графику, строго по срокам ­ и высадка деревьев, и обслуживание техники.
Первый пункт посещения ­ Зимний сад. Черепахи, рыбки в аквариумах, декоративные кролики, шиншиллы. Все, как в Запорожском ботаническом саду. Есть здесь и экзотические растения ­ бананы, лимоны…
В период аннексии Крыма запорожцев попросили приютить крокодила сначала на 2 недели, потом на месяц. Животному уже исполнилось 10 лет. Крокодил был почти в два раза меньше, чем сейчас, но на ДЖД пошел в рост и теперь возник вопрос, как расширить для него бассейн. И рыбки, и растения на этом участке нуждаются в определенном температурном режиме, а первые еще и в постоянной подаче воздуха в аквариумы.
Выставочный зал «Детский поезд». Все макеты здесь рабочие, паровозики «бегают», словом, все «живое». Есть макет собственно ДЖД ­ ее точная уменьшенная копия. А также уникальный макет, в котором можно увидеть элементы настоящих железных дорог: переезды, подъемы­уклоны, депо, куда заезжают локомотивы, мосты, тоннели, все виды стрелочных переводов и т.д.
Также есть макет вокзала «Запорожье­I». Да и многострадальные запорожские мосты на ДЖД уже построены! Есть и макет города будущего, как в Эмиратах.
Все это было создано руками воспитанников разных поколений в здешних кружках по интересам. Макет Запорожской ДЖД можно было увидеть на международном экофоруме в Киеве (2015 г.). У иностранных делегатов он вызвал большой интерес, особенно у японцев. Расспрашивали, кто делал, как, из чего. Запорожцы были отмечены на экофоруме дипломом.
Вокзал детский ­ как настоящий! Есть зал ожидания, класс для планерок, в котором дети проходят инструктаж перед поездкой, здесь же подводят итоги работы.
Территория ДЖД состоит из двух частей: «обжитой» или освоенной — это 5 гектаров, и 23 гектара охватывает 9­километровая трасса железной дороги.
Завершая рассказ о железной дороге, отмечу, что здесь есть тоннель, по которому следует поезд, и депо, в котором обслуживают локомотивы.
Стоимость поездки 35 грн для взрослых и 15 грн для детей…
Здесь также расположен кактусарий (покрытая стеклом теплица) с агавами, кактусами и прочей тропической экзотикой. А в музее показана вся история строительства детской железной дороги, также можно увидеть портреты многих воспитанников, ставших железнодорожниками. Здесь же множество грамот за достижения и на союзных, и на всеукраинских смотрах детских железных дорог.
Есть здесь и зоопарк. Билет для взрослого стоит 35 грн, а для детей — 15 грн. На удивление, очень богатая коллекция животных. Енотовидные собаки, лисы, нутрии, декоративные кролики, заяц, камерунские овцы, дикобразы, патагонские мары (похожи на зайца, оленя и кенгуру). Мары, пони и ламы были подарены владельцем бердянского зоопарка «Сафари» Игорем Кальченко.
Есть горный козел, муфлоны, а вот диких кабанов из­за чумы свиней на Хортице от посетителей закрыли. Также в зоопарке есть волк, медведи, которых можно неделю заманивать для того, чтобы почистить вольер. Живут здесь и страусы (двоих самцов рассадили отдельно, т. к. они не могут мирно сосуществовать), фазаны золотые и серебряные, куры декоративные, голуби, крупный голубь «Кинг», казарки канадские, лебеди­шипуны. Также есть куры гамбургские и других пород, утка мускусная, горный гусь, кряква, цесарка, ястреб­тетеревятник, индюки, фазан охотничий, красивые павлины. Есть и коллекция волнистых попугаев. Много птиц сидит на яйцах в ожидании потомства.
В прошлом году в зоопарке оборудовали контактный вольер с поросятами и кроликами, поэтому появилась возможность поиграть с ними. Работники ДЖД проводили реконструкцию своими силами, не все работы на данный момент закончены, но естественные вольеры уже есть ­ с деревьями, домиками и «зимником» для птиц.

Вместо послесловия
Сейчас команда Запорожской ДЖД готовится к первому после 2014 года Всеукраинскому фестивалю. Готовится не участвовать, а снова побеждать на конкурсах профессионального мастерства. Смотр юных железнодорожников будет проходить в Киеве 31 мая ­ 1 июня. С 2019 года эти фестивали возобновляют по принятому решению представителей «Укрзалізниці».
А вообще на ДЖД понравилось. Да, это не бердянский «Сафари», наверное, лучший зоопарк в Украине, но и цены на билеты для посетителей в Бердянске и Запорожье абсолютно разные.
Кстати, владелец «Сафари» И. Кальченко достраивает крупный столичный зоопарк в чешской Праге при полном содействии представителей мэрии и мэра лично, который не стесняется приезжать на строительство и предлагать свою помощь. Естественно, налог на землю с владельца зоопарка в Праге не берут.
И смутное подозрение меня посетило. Может, в Запорожье 5 гектаров городской земли очень кого-­то заинтересовали? И не мытьем, так катаньем — безразличием и налогами ДЖД закроют, а на ее землю мигом найдутся претенденты?
Попробовал бы кто подобное подумать на Манхеттене в Нью-­Йорке, где цена квадратного метра земли достигает сотен тысяч долларов. Но огромный Централ-­парк с его зоопарком посреди нагромождений небоскребов жив и будет жить. У нас же убили сквер возле Малого рынка и почти уничтожили сквер Яланского, это в таком загазованном городе, коим сегодня является Запорожье…
P.S. Хотелось бы услышать позицию городской власти Запорожья относительно данного объекта. Почему былое сотрудничество сошло на нет и возможно ли его возобновить?

Светлана Третьяк